Международный университет природы, общества и человека "Дубна"
Обновлено ред.
Кафедра «Социологии и гуманитарных наук»
Реферат на тему:
Сущностная характеристика культуры в теории Д.С. Лихачева.
Культура как целостная среда.
Выполнил студент группы **
*****
Проверила:
Мельникова Наталья Евгеньевна
Дубна, 2010
На мой взгляд, данная тема весьма актуальна. В наши дни уровень образованности качественно и количественно возрастает, люди интересуются проблемами, происходящими в стране и мире, по телевидению часто обсуждаются экономические, политические вопросы и т.д. Однако вопросы культуры и культурного развития зачастую обходятся стороной. Из личного опыта, будучи студенткой, могу сказать, что даже если школьники или студенты касаются подобных тем, то это в основном музыка, кино, театр, ТВ шоу – то, что они послушали или посмотрели. Да проблема даже не в том, что люди мало читают, ходят на выставки современного искусства, интересуются историей становления российской культуры, они и не хотят этого. Проблема в том, что не кому заложить в нас это желание, показать, что это интересно, развивающее, важно. Ведь для существования культуры в обществе должна быть высокая культурная осведомленность и культурная среда, с национальными и общечеловеческими культурными ценностями.
Очень важно также понимать и соответственно рассматривать культуру как огромное целостное явление, включающее в себя не только религию, науку, образование, различные сферы искусства, нравственные и моральные нормы поведения людей, но и взаимосвязи между этими категориями. Каждый народ значим для будущих поколений, так как он оставляет свой отпечаток в развития всего человечества в целом, и значимость эта определяется через его культуру.
Целью данного реферата является изучение сущностной характеристики культуры, раскрытие понятия культуры, как целостной среды в теории Д.С. Лихачева по его статье «Культура как целостная среда». Для достижения поставленной цели в статье рассматривается целостность культуры России через единство «автора» и «потребителя», прошлого и настоящего, стилистических формаций*, изучается российская архитектура и литература, а также одно из главных проявлений культуры – язык.
Понятие культура, пожалуй, одно из самых многозначных. Каждый ученый рассматривает культуру через призму собственных взглядов и научных интересов. Но всегда культура рассматривается как целостное явление.
Дмитрий Сергеевич Лихачев является автором фундаментальных работ, главным образом посвященных русской культуре. Он написал сотни работ (в том числе более сорока книг) по широкому кругу проблем теории и истории древнерусской литературы, многие из которых переведены на иностранные языки. Великолепное знание истории и культуры, древнерусской литературы поставило Лихачева в ряд выдающихся личностей России. Рассматриваемая статья «Культура как целостная среда» была написана в 1994 году, ее можно отнести к социологическому направлению культурологических исследований, она принадлежит 2 разделам культурологии: социология культуры и социокультурная динамика.
Самое важное для осознания величия и значимости народа - это его культура. Не государственная или военная мощь, не наличие сырья, полезных ископаемых, ни другие материальные ценности и тому подобное, а именно культура, которая оправдывает существование страны, народа. В старое понятие "Святая Русь", например, входили все религиозные ценности, которыми она обладала - храмы, иконы, места, связанные с исторической памятью. И для нынешней России наиболее важным, определяющим ее достоинство и мировое значение, являются в первую очередь достижения в области культуры, причем не только живущих здесь народов. Хранящиеся в наших музеях произведения итальянцев, французов, немцев, китайцев, африканцев также являются одними из российских ценностей, так как стали составляющей частью нашей культуры.
Смертный грех - продажа национальных культурных ценностей, передача их под залог (ростовщичество всегда считалось в европейской цивилизации самым низким делом[1]). Так как невозможно дальнейшее развитие и усложнение культуры без сохранения уже существующих предметов культуры. Недопустимо не заботиться о них, позволять принимать решения об их судьбе кому-либо. Культуросфера* также нуждается в бережном сохранении для будущих поколений, как и природа.
Культурным достоянием народа не вправе распоряжаться ни правительство, ни парламент, ни Президент. Да и ни одно поколение не может считать культурные ценности всецело своими. Они завещаны предками, коренятся в истории и в то же время принадлежат будущим поколениям.
Культура народа - целостное динамическое явление, ее следует трактовать как определенную среду со своими законами. И как в любой среде важен баланс всех составляющих, потому что при потере какой-либо части, может разрушиться все целое.
Многие специалисты нередко рассматривают произведения искусства с неправильной, односторонней точки зрения, "укладывая" их в схему, на одном полюсе которой - творец, создатель, а на другом - получатель, то есть зритель, слушатель, читатель. Тем самым понятие культуры чрезвычайно сужается, как бы ограничивается неким пространством, где кто-то ее творит, а кто-то воспринимает. Подобное восприятие культуры мешает всесторонне понять и оценить культурные явления и, в конечном счете, ведет к недооценке факта присутствия в ней человека. В этой цепочке явно не хватает одного звена, культуру создает не только автор произведения, но и тот, кто им пользуется, и потому очень важно, чтобы в этой цепочке присутствовало еще и сотворчество. «Автор, если он талантлив. всегда оставляет нечто, что домысливается, "дорабатывается" затем зрителем, читателем, слушателем.»[2] Это особенно хорошо ощущается в произведениях великих мастеров, творивших в эпохи расцвета культуры, в искусстве Античности, Древней Руси, в романском искусстве, в произведениях XVIII века. Также культура может изменяться и твориться в результате передачи знаний о ней от человека к человеку.
В романском зодчестве, например, при схожести размеров колонн, капители и материал, из которого они сделаны, все же значительно отличаются. Поэтому приходится "домысливать одинаковость". Похожее явление просматривается и в древнерусском зодчестве.
Романскому искусству присуще чувство принадлежности к священной истории – крестоносцы привозили с собой из «святой земли» (Палестины) колонны и ставили их среди сходных колонн, сделанных местными мастерами. Также и христианские храмы воздвигались на развалинах языческих. Зрителям оставлялась возможность домысливать замысел творца, то есть участвовать в становлении культуры, благодаря различным способам описания мира у каждого человека.
В XIX веке, например, реставраторы не понимали этой особенности и стремились к точной симметрии. Когда достраивался Кельнский собор, то обе фланкирующие фасад собора башни с немецкой аккуратностью были сделаны абсолютно одинаковыми, в результате чего этот памятник архитектуры не вызывает тех эмоций, которые вызывает Реймсский собор. К такой же симметрии стремился французский реставратор Виолле ле Дюк в соборе Нотр-Дам в Париже, хотя различие оснований обеих башен достигало более метра и не могло быть случайным.
Абсолютная точность и полная завершенность совершенно не свойственны искусству. Великие произведения обычно не закончены. Это и "Евгений Онегин" Пушкина, и "Братья Карамазовы" Достоевского, "Война и мир" Льва Толстого. Не закончены великие драмы Шекспира, тот же "Гамлет". Каждый читатель трактует произведения, созданные в предыдущие эпохи, по-своему, воспринимает их с позиций своего времени.
Анализируя, как проявляются в культуре художественные стили, Лихачев говорит о термине «стилистическая формация», введенном югославским ученым Александром Флакером*. Это явление распространяется не только на зодчество, но и литературу, музыку, живопись и даже на науку (стиль мышления) – барокко, классицизм, романтизм, готика, модерн, авангард и др. При этом автор утверждает, что единство стиля никогда не бывает полным, великие творения обычно создаются на грани двух стилистических формаций. Так, замечательный Мраморный дворец итальянского зодчего А. Ринальди в Петербурге, построенный в 1768 - 1775 гг. в стиле классицизма, несет в себе (причем в самом важном месте - в центре) и элементы рококо. Найти рококо в классицизме и наоборот - в этом заключается задача образованного зрителя. А вспомним Гоголя, в чьем творчестве переплетены натурализм и романтизм, или Достоевского, соединяющего реализм с натурализмом и романтизмом. Все выдающиеся произведения искусства пограничны, и все они требуют домысливания и сотворчества. Сказанное в полной мере относится к XX веку. В нашей стране это и ЛЕФ**, и конструктивизм, и агитискусство, и литература факта, и кубофутуризм. В целом единство культуры в XX столетии проявляется в некоторых отношениях даже ярче, чем в предшествующие эпохи.
Точное и неукоснительное следование всем особенностям какого-либо стиля, по мнению Лихачева, удел людей малоталантливых. Сотворчество автора, читателя, зрителя, слушателя - это только первая ступень единства культуры. Вторая - это единство ее материала.
Также огромное значение, определяющее богатство культурного осознания мира имеет язык. Язык не просто выражает мысль, наблюдения, служит средством коммуникации и т.д. Язык сам по себе творец, созидатель, ведь то, что не имеет названия, для человека не существует. И с этой точки зрения несколько наивный, быть может, библейский рассказ о том, как Бог повелел человеку назвать всех животных, чрезвычайно важен.