7. Мы, христиане разных конфессий и разных стран, единодушно свидетельствуем об антихристианском и антигуманном характере таких движений, как “Церковь объединения” Муна, “Церковь саентологии” Хаббарда (дианетика) и “АУМ Синрике” Секо Асахары.
8. Мы свидетельствуем и о существенном искажении Евангелия, происходящем в движениях мормонов и Свидетелей Иеговы…
11. Мы, люди, знающие христианство не извне и имеющие серьезный опыт знакомства с иными религиями, свидетельствуем, что любая попытка создания «синкретической мировой религии» есть не что иное как антихристианская инициатива. Всяким, исповедующий христианство, знает, что оно, будучи полнотой Истины, не нуждается ни в каких дополнениях, более того - всякая попытка дополнить христианство может его только исказить. Мы предупреждаем, что если какая-то религиозная или «культурологическая» группа говорит о себе, что она нашла путь к синтезу всех мировых религий, к объединению христианства с каким-либо восточным или «эзотерическим» культом, то это явный признак того, что перед нами отнюдь не «всепримиряющее учение», а очередная секта, которая пытается насадить тот или иной псевдовосточный культ под маской симпатии к христианству.
12. Мы обращаем внимание на недобросовестность пропаганды проповедников синкретических сект, воинственно требующих «терпимости». Объявляя невежественным и необразованным фанатиком любого человека, не согласного с их доктриной, зачастую утверждая, что между их адептами и оппонентами лежит расовая пропасть, они постоянно обвиняют христиан в нетерпимости и сегрегационизме. Заявляя о себе как о носителях «широкого взгляда на мир», они никогда не признают права христиан оставаться просто христианами. Отказ христианина поклониться «эзотерической доктрине» - чего просто невозможно делать, оставаясь верным духу и букве учения Христа - они немедленно характеризуют как «средневековую нетерпимость», «фанатизм» и т. п. уверяя, что людям, стоящим на такой (то есть христианской) позиции, нет места в новом мировом порядке, на утверждение которого направлены эти культы…
16. Мы не можем молчать и перед лицом активного антихристианского движения, включающего в себя теософию, антропософию, «Живую этику» Рерихов и культы «New-Age». Распространение «Агни-йоги» Рерихов в России, происходящее с поддержкой государственных лидеров и структур, вызывает нашу тревогу. Со всей ответственностью мы свидетельствуем: учение Рерихов - это религиозная секта, не только несовместимая с христианством, но и прямо ему враждебная.
17. Особо мы хотим подчеркнуть антихристианскую, оккультную, антропософскую основу «Вальдорфской педагогики». Мы выражаем свое крайнее недоумение тем, что эта расистская и антисемитская система, враждебная учению Христа, которая в странах Европы поддерживается только частными лицами и общественными инициативами, встретила в России государственную поддержку. Нам представляются незаконными и некорректными действия Министерства культуры России, учредившего Государственную академию эвритмического искусства, равно как и действия Министерства образования России, директивно поддерживающего антропософию и вводящего в государственных школах преподавание по системе вальдорфской педагогики…»[36].
Данный документ, принятый 20 мая 1994 года подписали, в частности, представители следующих протестантских конфессий: Евангельских христиан (Россия и США), Евангельских христиан-пятидесятников (Россия и США), христиан Епископальной церкви (США и Канада), Лютеранской церкви Германии, Лютеранской церкви Дании, Лютеранской церкви Финляндии, Методистской церкви (США), Пресвитерианской церкви (Россия, США), Церкви Англии (Англиканской церкви), Церкви евангельских христиан-баптистов (Россия), и др.
Тем, кто желает глубже познакомиться с отношением протестантского богословия к сектам можно по рекомендовать работы профессора Уолтера Мартина, Рона Роудса, Роба Боума, Дугласа Грутайса. Получить более точную информацию по этому вопросу можно, обратившись в Центр Апологетических Исследований[37].
В целом, из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод: представители протестантских конфессий солидарны с православными и католиками в неприятии сектантства и считают, что сектантские учения чужды Откровению, возвещаемому Священным Писанием.
3. Секты в современном мире
3.1 Обзор антисектантской деятельности за рубежом
Сектантский бум, возникший на территории бывшего Советского Союза в начале 1990-х годов, явился своеобразным запоздалым эхом событий, разворачивавшихся в Европе и в США на рубеже 60-х – 70 гг. ХХ века. Глубокий кризис традиционной религиозности в этот период создал условия для возникновения огромного количества сект, предлагавших новую альтернативную духовность, основанную, преимущественно, на восточной философии и восточных же религиозных практиках. Питательной средой для развития и распространения сектантстских учений стала радикально настроенная «неформальная» молодежь, отвергавшая и формализованную церковную веру, и «ханжескую» буржуазную мораль. Многие активно действующие сегодня в России секты зародились или обрели свою силу в Западной Европе и США именно в этот период. Многие доморощенные сектантские группы также базируются на идеях, приобретших популярность на Западе именно в это время.
Наибольшую скандальную известность приобрела возникшая в 1967 г. в США секта «Дети Бога», основанная бывшим протестантским проповедником Дэвидом Брандтом Бергом[38]. В секту входило большое число подростков, которых заставляли заниматься попрошайничеством, постоянно перевозили с места на место; адептов заставляли заниматься педофилией, родителей принуждали вступать в половые отношения с собственными детьми. В начале 1970-х родители несовершеннолетних членов секты создали общественный комитет, который через бывших последователей собирал информацию о том, что происходило внутри секты, отслеживал перемещения групп сектантов и сообщал о фактах правонарушений полиции. Организация получила название «Освободим детей Бога». Она стала одной из первых общественных антисектантских организаций на Западе. Впоследствии появились и другие комитеты, специализировавшиеся на конкретных сектах и состоявшие преимущественно из родителей и бывших сектантов.
Широкое распространение сектантства в Западной Европе и США быстро вызвало достаточно активное противодействие. Антисектантское движение вскоре также стало весьма влиятельной силой. В середине 70-х годов появилось несколько крупных организаций, имевших в своем составе психологов, религиоведов и даже собственных агентов, внедрявшихся в секты с целью разрушить их изнутри. Эти организации получили поддержку со стороны властей и христианских церквей, преимущественно протестантских. Крупнейшими противосектантскими организациями США стала CAN – «Сеть осведомления о культах», а также AFF – «Американский семейный фонд», основанный в 1979 году.
Подобные организации были созданы и в Европе. В частности, в 1976 г. в Великобритании был основан комитет, получивший название FAIR – «Семейные действия, информирование и спасение». В 1989 г. профессором социологии Айлин Баркер была создана организация INFORM (Information Network Focus on Religious Movements) – «Информационная сеть по религиозным движениям», которая распространяет информацию о «новых религиозных движениях», а также организует однодневные семинары для их бывших членов, а также для родителей сектантов. Примечательно, что кураторами этой организации являются видные общественные и религиозные деятели Великобритании, в том числе Архиепископ Кентерберийский, католический епископ Чарлз Хендерсон, Лорд Дарендорф и другие.
Следует отметить, что деятельность первых антисектантских организаций не всегда удерживалась в рамках закона. Их сотрудники порой прибегали к таким методам, как похищение и насильственное удержание сектантов, «депрограммирование» и т. п. Вполне понятно, что родители, потерявшие в секте своих детей, как правило, готовы прибегнуть к любым мерам, использовать любые средства, чтобы вернуть их домой. Секты в таких случаях жаловались властям, обращались в суд, начинались длительные судебные разбирательства. Сегодня подобные методы освобождения от влияния сект признаются недопустимыми большинством антисектантских организаций. Некоторые из них, например INFORM, напротив, проявляют во всех действиях и высказываниях крайнюю осторожность, нередко вызывающую обвинения в излишне лояльном отношении к сектам.
В 1980 – 1990 гг. между сектами и антисектантскими организациями велась настоящая война, в которую были вовлечены журналисты, религиозные и политические деятели. Это отнюдь не были «гонения», в которых страдала только одна сторона. Секты активно прибегали к ответным действиям, в частности, создавали свои родительские комитеты, состоявшие из «действующих» сектантов, которые отстаивали интересы сект, прикрываясь лозунгом «защиты прав религиозных меньшинств». Были опубликованы десятки статей, направленные как против сект, так и в их поддержку.
Именно к этому времени относятся наиболее громкие судебные процессы, связанные с сектами. В абсолютном большинстве случаев удалось доказать виновность сект в различных правонарушениях и привлечь их представителей к ответственности. Так, 18 марта 1982 год Апелляционный суд Дуа (Франция) признал Центр дианетики виновным в распространении ложных сведений, приравненных к нанесению ущерба. Верховный суд Дижона 9 января 1987 года признал виновным директора сайентологического центра «Нарконон» в том, что он не оказал помощи человеку, находившемуся в опасности. 26 января 1988 года Верховный суд Парижа, осудил президента Ассоциации унификации мирового христианства (ветвь секты Муна), за уклонение от уплаты налогов. 13 октября 1993 года тот же суд признал виновной в клевете заведующую изданием «Этика и свобода» – одного из журналов церкви сайентологии. 9 февраля 1995 года Верховный суда Версаля признал руководителей секты «Цитадель» виновными в насильственных действиях над несовершеннолетними, похищении и лишении свободы. В октябре 1996 года во Франции три сайентолога были приговорены к тюремному заключению сроком от 6 до 18 месяцев за оказание давления на свидетеля-эксперта. 22 ноября 1996 года суд в Лионе признал виновным 14 сайентологов в мошенничестве. Бывший глава сайентологической организации Лиона Жан Жак Мазье был приговорен к 18 месяцам тюрьмы, 18 месяцам условного заключения и оштрафован на 500 000 франков.