Смекни!
smekni.com

© Православный миссионерский центр (стр. 11 из 38)

В Италии также состоялся ряд судебных процессов над сайентологами: 27 марта 1990 года в Тренто, затем 5 ноября 1993 года в Милане, где было установлено, что сайентология является преступным сообществом. 18 января 1997 г. миланский апелляционный суд присудил 29 членов Церкви сайентологии к срокам тюремного заключения от 9 до 20 месяцев за криминальное сообщество. Еще семь сайентологов были присуждены к более мягким наказаниям за эксплуатацию умственно отсталых людей.

В Германии решением Федерального трудового суда Гамбурга от 22 марта 1995 года сайентологической церкви было отказано в регистрации в качестве религиозной организации, дававшей ей существенные налоговые льготы. Религиозный статус сайентологии и ее освобождение от налогов были отменены в 1996 году также во Франции и Дании. В Великобритании религиозный статус сайентологии никогда не признавался. Ей было отказано и в получении статуса благотворительной организации.

В Греции 3 июня 1986 года суд Афин постановил распустить организацию под названием «Культурная организация Бхактиведанта» и передать ее имущество государству, поскольку признал, что цель и функционирование этой организации стали незаконными и противоречат общественному порядку. В июле 1996 года после получения 4200 жалоб греческий суд запретил в Афинах сайентологическую организацию, а 7 октября 1996 года Афинский суд первой инстанции дал негативную оценку деятельности «Центра прикладной философии Греции», под вывеской которого скрывалась все та же сайентология. Наконец, 17 января 1997 года в судебном порядке была запрещена деятельность любых сайентологических организаций на всей территории Греческой Республики.

Подобные судебные процессы, направленные против сект прошли и в других странах, не только в Европе, но также в Новом Свете и в Азии.

В США, где принцип религиозного плюрализма заложен в самой основе государственности, негативную оценку Церкви сайентологии дал 16 октября 1984 года Верховный суд штата Калифорния. Верховный суд Канады в деле «Кейси Хилл против Церкви сайентологии» в 1995 г. принял решение, подтвердившее приговор о самом большом в канадской истории штрафе за клевету (1,6 миллионов канадских долларов), который обязана была выплатить секта.

В Японии окружной суд Фукуока 27 мая 1994 года постановил, что «Церковь объединения» юридически ответственна за незаконные действия по вымогательству денежных пожертвований и обязал ее к выплате материального ущерба, нанесенного гражданам.

В конечном итоге, в результате громких судебных дел и давления общественности проблема сект привлекла к себе внимание властей самого высокого уровня. В ряде европейских стран были приняты законодательные меры, ограничивающие деятельность сект. Так, 22 декабря 1995 года французским парламентом был опубликован обширный документ «Секты во Франции», в котором содержится озабоченность тем, что «все возрастающее количество адептов часто втягиваются полностью вплоть до потери части своей идентичности (индивидуальности личности) в новые религиозные движения (…) Вмешательство государственной власти настоятельно необходимо, когда такая вовлеченность приводит к психологической зависимости, которую эксплуатируют руководители сект в своих корыстных целях. Судебные решения, принятые за последние годы, ясно показывают, что множество из них признаны виновными в правонарушениях от обмана или мошенничества до притеснений, нанесения физического ущерба и насильственной изоляции»[39].

Первый заместитель министра внутренних дел и депутат Парламента Великобритании Томас Саквиль 19 октября 1996 года признал: «Раньше Министерство внутренних дел казалось нейтральным в этом вопросе, и я очень сожалею об этом. Мы стоим на антисектантской позиции... Эти люди чрезвычайно коварны, и они вовлекут новых членов, чтобы эксплуатировать их, манипулировать ими, и злоупотреблять своей властью над ними»[40]. Впредь нейтральный термин «новые религиозные движения» не будет использоваться в Британском МВД.

В настоящее время во многих европейских странах взаимоотношения между государством и религиозными объединениями построены таким образом, что так называемые «нетрадиционные религии», фактически, не имеют возможностей для осуществления широкомасштабной деятельности[41], хотя они могут официально существовать и заниматься привлечением новых последователей. Например, в Италии и Испании секты (новые религиозные движения) не наделяются правовым статусом религиозного объединения (как традиционные конфессии), а действуют на общих основаниях в качестве ассоциаций. В Литве по закону «О религиозных общинах и сообществах» от 4 октября 1995 г. правами юридического лица наделяются только те организации, которые признаны «частью исторического, духовного и социального наследия Литвы». Разумеется, секты в эту категорию не попадают.

В Германии юридический статус религиозных сообществ может быть двух видов: специальный и обычный. Специальный статус дает религиозным объединениям право претендовать на государственную поддержку и возможность заключать соглашения с государством с целью получения доступа в такие учреждения, как больницы, школы, вооруженные силы и т. п. Однако чтобы получить этот статус религиозное объединение должно объединять в своих рядах не менее 1% населения соответствующей германской территории.

Таким образом, на пути распространения сектантства в европейских странах поставлен серьезный заслон на государственном уровне. Кроме того, любая религиозная организация, деятельность которой будет признана противозаконной, может быть запрещена в судебном порядке.

Помимо законодательных ограничений, накладываемых на деятельность сект правительствами зарубежных государств, практически в каждой стране Европы, а также в США и Канаде действуют государственные и частные центры, распространяющие объективную информацию о сектах, а также оказывающие психологическую помощь лицам, пострадавшим от их влияния.

Западный опыт антисектантской деятельности, с учетом поправок на российские реалии, несомненно, может быть использован при проведении подобной работы в нашей стране, тем более что контакты между отечественными и зарубежными организациями, занимающимися проблемой сект, уже существуют.

3.2. Секты в России

Сектантство в России существовало всегда. В современной России бурная деятельность сект началась в конце 1980-х. – 1990-х гг. Распад СССР, перемена в образе жизни бывшего советского человека, начавшаяся бурная переоценка прошлого страны и, как следствие, разрушение ценностных установок общества - все это способствовало возникновению чувства растерянности и неуверенности в завтрашнем дне у широких слоев общества. Отсутствие психологической стабильности, полная религиозная безграмотность населения не могли не создать питательной среды для сектантства.

Первоначально деятельность сект не встречала никакого отпора. Многие из их лидеров встречались с высшим руководством страны, что также способствовало усилению их активности в России. Но постепенное практическое знакомство с их деятельностью начало формировать ответную реакцию со стороны общества («По плодам их узнаете их» (Мф.7:16)). Первыми на проблему откликнулись родители, чьи дети попали в секты. Стали появляться родительские комитеты. Созданные на общественных началах, они объединили родителей и близких родственников пострадавших.

Что можно сказать о работе этих организаций? К сожалению, как при своем появлении, так и сейчас, родительские комитеты не представляют собой серьезной силы. Судя по всему, войдя в стадию своего становления, они из нее так и не вышли. Данные организации разъединены. В основном, не имеют никакого финансирования. Люди, состоящие в этих организациях не получают за свою деятельность никакого материального вознаграждения. Они очень немногочисленны, в их рядах отсутствует единая выработанная позиция по вопросу решения проблемы сект. Чаще всего данные организации занимаются сбором и распространением информации о деятельности сект, работают с СМИ, пытаются настоять на решении о судебном запрете деятельности сект в нашей стране, поддерживают, большей частью психологически, тех, кто так или иначе пострадал от деятельности сект. Эффективность их работы невысока. Отношение к Православной Церкви в целом доброжелательное, хотя данные сообщества по своей сути являются светскими организациями. Идейное обоснование своей деятельности они черпают из западных психолого-социологических источников.

Христианская апологетика, в том числе и православная, в нашей стране развита все еще очень слабо. Практическое использование дореволюционного опыта в решении этого вопроса сегодня не является эффективным. Такая богословская дисциплина, как сектоведение, еще не развита. Единая политика, проводимая Русской Православною Церковью по отношению к сектам, отсутствует. Есть твердо занятая позиция, основанная на неприятии сектантства и его чуждости традиционному христианству. Но, к сожалению, механизмы работы с проблемой не выработаны. Серьезная апологетическая деятельность не проводится. Существуют лишь отдельные специалисты, которые занимаются изучением данной проблемы и формируют вокруг себя небольшие группы единомышленников, создавая на этой базе различные центры по противодействию сектам. Основная задача таких сообществ лежит в области богословско-полемических исследований. Впрочем, рост внимания к данной проблематике со стороны, как руководства Русской Православной Церкви, так и рядовых ее членов, вселяет оптимизм и позволяет надеяться на то, что механизмы решения проблемы сектантства со стороны Русской Православной Церкви будут выработаны.