Смекни!
smekni.com

© Православный миссионерский центр (стр. 14 из 38)

Попытаемся кратко сформулировать те аспекты толерантности, которые логически следуют из данного определения. Толерантность подразумевает: 1) корректное отношение к оппоненту при ведении диалога; 2) отказ от призывов силового давления на оппонента; 3) готовность внимательно отнестись к аргументации оппонента, в случае несогласия - дать чёткое обоснование своей позиции; 4) использование корректной аргументации для обоснования своих взглядов, не допускающей, так называемой «апологетической лжи»: искажения фактов, их подтасовки, прямого обмана.

Вместе с тем, необходимо помнить, что: 1) терпимость к позиции оппонента не означает отказа от собственной позиции, т.е. уважая взгляды оппонента, мы не теряем право на собственное мнение; 2) каждый имеет право придерживаться своей точки зрения, но никто не имеет права искажать позицию оппонента, приписывая ему не разделяемые им идеи; 3) толерантность не означает, что мы теряем право на критический анализ любого явления, а главное, - право на открытое выражение своего мнения. Демократия подразумевает право на свободу слова. Современные «сектозащитники», подменяя смысловое значение слова «толерантность», пытаются с его помощью лишить людей права на свободное распространение информации, связанной с правдивым освещением деятельности сект. Любое общество должно критически оценивать те социальные институты, которые функционируют в его рамках, что является признаком здоровья социального организма в целом. Любая попытка ограничить этот принцип, может привести к появлению нездоровых тенденций в социуме, в худшем случае – к его распаду.

4. Психология контроля сознания

4.1. Теория контроля сознания

- История вопроса

Проблема манипуляции и управления людьми существовала всегда, но истоки той научной теории, к рассмотрению которой мы приступаем, следует искать в середине XX века, когда разразилась очередная гражданская война в Корее, в результате которой образовалось два государства - Южная Корея и Северная Корея. В военных действиях на стороне Южной Кореи активно участвовали американские войска, на стороне Северной Кореи - китайская армия. Многие американцы попадали в плен, где их содержали в специально созданных лагерях для военнопленных. Китайцы применили к американским военнопленным методы ненасильственного убеждения, в результате которых многие из них меняли свое отношение к Америке. Исследователь психологии влияния Роберт Чалдини пишет: «Как показало исследование программы лагерей для военнопленных, китайцы широко использовали давление обстоятельств и стремление к последовательности с целью добиться покорности со стороны узников. Конечно, главной задачей китайцев, было заставить американцев сотрудничать в какой бы то ни было форме…Пленных часто просили делать антиамериканские и прокоммунистические заявления в настолько мягкой форме, что эти заявления казались не имеющими значения («Соединенные Штаты не совершенны», «В социалистических странах нет безработицы»). Однако, подчиняясь этим минимальным требованиям, пленные американские солдаты подталкивали самих себя к выполнению более существенных требований. Человека, который только что согласился с тем, что Соединенные Штаты не совершенны, можно спросить, почему, по его мнению, это так. После этого его можно попросить составить список «проблем американского общества» и подписаться под ним. Затем его можно попросить познакомить с этим списком других пленных. Позднее этому человеку можно предложить написать очерк, на данную тему…Зная, что он написал злополучный очерк без особого принуждения, человек менял представление о самом себе…, что часто выливалось в более тесное сотрудничество с врагом»[58].

Американские военнопленные много писали и активно выступали по радио, рассказывая о негативных сторонах американского образа жизни и одобряя коммунизм. Более всего руководство США было удивлено тем, что методы изменения убеждений, примененные китайской стороной, не являясь насильственными, оказались, тем не менее, чрезвычайно эффективны.

По окончании войны, в целях обеспечения государственной безопасности США, ряду американских психологов было поручено выяснить методы работы китайских специалистов, которые позволили им достичь столь впечатляющих результатов по изменению убеждений американских солдат. В результате этих исследований уже имевшиеся сведения о методах контроля сознания значительно расширились, заложив научную основу их дальнейшего изучения.

- Установочная система

Известно, что каждый человек имеет собственное представление о добре и зле, собственную систему моральных ценностей, которая определяет его поступки и образ жизни. В психологии убеждения подобного рода называются установками, а их совокупность - установочной системой. Можно сказать, что установка – это наша мировоззренческая позиция по тому или иному вопросу.

Установочная система[59] включает в себя следующие элементы: а) наши эмоции, испытываемые по отношению к той или иной идее или предмету; б) наше поведение; в) наши намерения, ожидания, планы действий, предваряющие сами действия; г) наши познания, сложившиеся в результате познавательных процессов и включающие в себя, как убеждения, так и элементы сведений о данном объекте и о том, как нам «следует» вести себя по отношению к нему. Все элементы установочной системы связаны друг с другом, поэтому, изменяя один параметр, мы оказываем влияние и на другой. Когда человек сознательно воздействует на установочную систему другого человека, он превращается в манипулятора. Что же такое манипуляция? «Манипуляция – это вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями»[60].

Для того, чтобы углубить наше понимание термина «установочная система», зададимся вопросом: каково содержание установочной системы сектанта, определяющее образ его жизни. Эмоции: меня там понимают, любят, я там нужен. Поведение: я хожу на встречи, доказываю истинность проповедуемых нам идей всем, кто готов меня выслушать, раздаю литературу. Намерения: я буду продолжать проповедовать идеи «моей» организации, жить, как велит ее руководство, раздавать литературу, жертвовать ей деньги и т.д. Познания: попав в организацию, я могу претендовать на спасение, на особые «тайные» знания, на раскрытие сверхъестественных способностей и т.д. Все вышесказанное, в своей совокупности, является установочной системой.

- Рекомендации миссионеру

Люди, имеющие крепкую установочную систему (например, воцерковленные верующие), более устойчивы к попыткам вербовки. Укрепить установочную систему человека можно путем инсценировки нападок на его убеждения. Также неплохой прием состоит в ознакомлении человека с применяемыми в сектах методами вербовки.

- Социальное влияние

Одним из главных факторов воздействия на установки человека является фактор группового влияния[61]. Сила социального давления станет для нас очевидной, если мы приведем пример массовых мероприятий, таких как митинги и демонстрации, где общая атмосфера зачастую захватывает людей, заставляет сопереживать декларируемым идеям и даже совершать такие действия, которые, возможно, в одиночестве они бы никогда и не совершили.

Секты, стремясь вовлечь человека в свою среду, отрицают всякий индивидуализм, в то время как коллективизм принимает нездоровые формы. Известны случаи, когда членам секты практически запрещали находиться в одиночестве. Они вместе ели, вместе спали, вместе проводили время. Например, в «Церкви Объединения» навязывается обязательная совместная жизнь с «единоверцами», в отрыве от привычной социальной среды, активно практикуется жизнь в ашрамах среди кришнаитов, причем, это лишь малая часть примеров. Но и там, где совместное проживание не практикуется, эффект группового влияния проявляется очень сильно. Во всех сектах любят проводить совместные мероприятия и стремятся не оставлять своих адептов в одиночестве.

Эффект группового давления чрезвычайно важен для понимания процесса вовлечения человека в секту. Причина того, что групповое влияние столь действенно при трансформации убеждений человека состоит в следующем: следование нормам поведения, принимаемым и одобряемым окружающими (нормативное социальное влияние), дает нам чувство собственной правоты и социальное одобрение. Для большинства людей очень важно, что о них думают другие и как они ведут себя с ними.

Наука, одной из сфер изучения которой является исследование механизмов любого рода групповых влияний, называется социальной психологией. Механизмы этих влияний изучены достаточно хорошо и нет смысла их описывать, желающие без труда найдут подобного рода информацию в специализированной литературе[62]. Поэтому здесь мы затронем вопрос социального влияния только в контексте рассматриваемой нами темы сектантских движений.

Человек активно учится не только по учебникам, но и путем наблюдения за поведением людей и подражания им. Ребенок учится, подражая родителям, одноклассникам, героям мультфильмов, книг ит.д. Взрослея, мы не перестаем сверять свое поведение с поведением окружающих людей, наша адекватность социуму вызывает чувство внутреннего комфорта и успокоения, нарушение же приводит ко многим психологическим проблемам. Как мы одеваемся, как ведем себя, как нас воспринимают близкие, просто люди на улице? Все эти вопросы достаточно важны для подавляющего большинства людей. Многие из нас, наверняка, ощущали дискомфорт, когда на их глазах знакомый или незнакомый человек совершал действия, противоречащие нашим представлениям о нормах поведения в обществе.