Смекни!
smekni.com

© Православный миссионерский центр (стр. 18 из 38)

- перехода к деятельности собственно в пользу секты: вербовке, сбору пожертвований (фандрайзингу), сближения с другими адептами – человек живет только сектой, никаких других интересов и ценностей вне ее у него нет, он превращается в профессионального сектанта.

- у адепта появляется новое имя, новая одежда, новая прическа, новый язык, новая «семья» - секта. Руководство образует пары с новыми ролевыми моделями, основанными на системе «приятельства»;

- дают старшего «товарища», с которым адепт обязан советоваться по всем вопросам и проводить большую часть времени. Индоктринация (внушение) продолжается через: практикумы, семинары в уединении от общества.

- Критика теории контроля сознания

Об опровержении психологических основ концепции контроля сознания, на наш взгляд, не может быть и речи. Один из основоположников концепции контроля сознания, Филип Зимбардо в 2000 году был избран президентом Американской Психологической Ассоциации, т.е. был признан лидером профессионального сообщества психологов США.

Противники этой концепции прибегают к манипуляции: они либо апеллируют к тому факту, что термин «контроль сознания» отсутствует в научной литературе по психологии как общепризнанное понятие, либо приписывают современной концепции контроля сознания те положения, которых в ней на самом деле нет и которые являются заведомо неверными. Фактически же, они не решаются прямо оспаривать ни те базовые психологические теории, что составляют фундамент концепции контроля сознания, ни правомерность применения этих теорий и знаний к анализу деятельности культов и сект.

- Зомбирование: факт или миф?

Часто можно услышать в адрес сектантов, что они зомбированы, что они полностью подчинены чужой воле. Как к этому относиться? Действительно ли секты зомбируют людей или это фантазии недругов сект? Давайте вспомним: кто или что такое зомби? «Зомби – 1. В африканской мифологии – мертвец, выполняющий волю того, кто вызвал его дух. 2. В переносном смысле: человек, своим безвольным поведением напоминающий зомби, способный равнодушно совершать поступки под воздействием чужой, преимущественно злой воли»[78].

Как явствует из определения, сектанты не являются в прямом смысле зомбированными. В переносном же – вполне, если можно назвать зомбированным человека, полностью подчиненного чужой воле. Употребление данного термина несет сильную эмоциональную окраску, научного же значения в рассматриваемой нами области не имеет.

4.2. Психологические проблемы, способствующие вовлечению адептов в сектантские организации

Прежде, чем мы рассмотрим основные психологические причины вовлечения людей в секты (хотя, естественно, не все), хотелось бы развеять один миф. Сущность его заключается в том, что в секты якобы попадают только люди с психологическими проблемами, слабые, неспособные устроиться в этой жизни. Это не соответствует действительности, так как состав последователей сектантских движений чрезвычайно пестр и разнообразен: здесь и «новые русские» и малообеспеченные; люди, имеющие ученые степени, и не закончившие даже среднюю школу; руководители предприятий и те, кто не способен организовать даже себя. Мир сект многообразен, одни обещают материальное процветание и решение всех психологических проблем, например, сайентология; другие - духовное спасение, например, секта «Свидетели Иеговы», разнообразные оккультные и восточные группы обещают открытие сверхъестественных способностей и многое другое. Рынок «духовности» имеет товар на любой вкус. Люди чересчур самоуверенные представляют собой лакомый кусочек для сект. Самомнение - это форма духовной слепоты, человек идет в лапы тигра, считая себя охотником, хотя на самом деле он всего лишь жертва. Поэтому нет групп населения, гарантированно защищенных от опасности быть завербованными в секту. Любой человек может испытывать неуверенность, у каждого бывают минуты слабости, у каждого есть желания, которые он мечтает воплотить в жизнь, а значит, есть и брешь в психологической обороне, которую можно взломать. Поэтому правда заключается в том, что люди, испытывающие одиночество, чувство отверженности, неуверенности в себе или страха имеют больше шансов попасть в секту. Но и все остальные от этого отнюдь не застрахованы. Что же касается психологических проблем, которые могут стать причиной вовлечения в секту, то среди них можно назвать следующие:

1. Поиск острых ощущений, склонность к мистическим переживаниям.

2. Затруднение в самовыражении, «поиске себя».

3. Желание стать «посвященным», отделиться от «невежественных», т.е. от толпы.

4. Душевная неуравновешенность или сниженная психологическая устойчивость после развода, потери близких, болезни и т.д.

5. Огромное впечатление на новообращенных сектантов производит появление смысла в их жизни.

6. Сильным стимулом при вербовке в секту является обещание немедленного исполнения всех желаний человека.

7. Восприятие субъектом своей жизненной ситуации, как трудной.

8. Ощущение одиночества, беззащитности.

9. Некоторые особенности психического развития или психические заболевания.

10. Серьезные проблемы в семейной жизни или профессиональной деятельности.

11. Стремление вырваться из-под родительской опеки (характерна при излишней родительской опеке подростка). Более подвержены влиянию сект дети, воспитанные авторитарными родителями.

4.3. Психологический профиль лидеров сект

Мы много внимания уделили психологии сектантов. Теперь несколько слов скажем о людях, создающих секты. Фактически, все они претендуют на избранность, своеобразный элитаризм по сравнению с остальными людьми. Обычно этих людей нельзя назвать глубокими мыслителями, это скорее, люди действия. Они часто претендуют на одаренность сверхъестественными способностями. Самокритика почти полностью отсутствует, напротив, свойственны мания величия, непомерная гордыня. При этом могут демонстрировать показное смирение, предпочитают совершать свои «добрые» дела публично. Нетерпимы ко всем формам критики, очень любят лесть, часто мелочны и обидчивы. Обожают играть на публику. Не терпят конкуренции, требуют абсолютного подчинения себе. Очень любят деньги, но в большинстве своем, никогда этого не признают. Нравственные ценности смещены по сравнению с общественной моралью. Главная ценность и главная святыня их жизни - это они сами. Стремятся к тому, чтобы публично демонстрировать роль благодетелей. Часто сексуально невоздержанны. У них преобладает иррациональное мышление, проблемы с логикой. Любят делать вид, что посвящены в некие эзотерические тайны, зачастую психически больны. С точки зрения православной аскетики, эти люди пребывают в состоянии глубочайшей прелести, а часто откровенно одержимы бесами и, вместе с тем, в подавляющем большинстве случаев, лидеры сект искренне веруят в свою «богоизбранность».

4.3.1.Рекомендации миссионеру

Чаще всего полемика с лидером организации бесполезна. Однако не исключено, что Вам удастся отвести человека от того гибельного пути, на котором он стоит, в любом случае хорошее отношение лидера секты даст Вам возможность общаться с рядовыми членами секты и помочь им.

Если Вы хотите установить личный контакт с сектантом, то поступайте так: а) не критикуйте секту и ее лидера, по крайней мере, публично; б) отметьте в беседе с сектантом, что Вам нравятся те «высокие идеалы», к которым он призывает, Вы тоже считаете что, например: алкоголь, табак, сексуальная невоздержанность и т.д. есть зло; в) скажите, что такой человек как лидер, несомненно, хочет добра ближним, что Вы цените общение Вашего собеседника с ним; г) что все ценят его милосердие и доброту, а терпимость к несовершенству есть признак величия души; г) скажите, что Вы хотите понять суть идей, которые он проповедует; д) будьте вежливы, не спорьте; е) выражайте свою позицию, но мягко, не вступая в острую конфронтацию. Ваша цель - диалог, заинтересуйте собеседника, задавайте больше вопросов. Если он ругает Церковь, то согласитесь с тем, что в Церкви есть разные люди, как и везде. Обратите внимание Вашего собеседника на собственное стремление, а также стремление своих знакомых к духовному развитию. Постарайтесь перевести русло беседы из сферы обобщений к сфере частного, и не исключено, что Вам удастся выполнить свою миссию. В целом, общение с рядовыми сектантами более перспективно, чем попытка переубедить лидера секты.

4.4. Психологический профиль сектанта: мыслители, верующие, деятели, эмоционалы

Американский психолог Стивен Хассен[79] выделил четыре психологических профиля сектантов. Тех, кого в секте привлекла возможность получить новые знания, сокрытые от «непосвященных», условно можно называть – «мыслители». Тех, кто искал дружеского общения – «эмоционалы». Тех, кто стремился творить, активно бороться со злом, спасать человечество, обличать порок – это «деятели». Есть и те, кто нуждается в тихой гавани веры, абсолютных ответов на все вопросы – это «верующие». В сектах каждому человеку предлагают то, что он ищет. Психология знает такое понятие, как «субличность»[80]; субличности - это скрытые в нашем сознании идеальные образы своего «я». Например, ребенок играет в героя, сражаясь с игрушечными врагами, юноши мечтают найти способ преодолеть все зло мира, найти великую идею, которой можно было бы посвятить всю свою жизнь. Идеалист, духовный последователь, воин и герой - вот те подсознательные идеалы, которые секта эксплуатирует в человеке. Свидетели Иеговы, раздавая свои журналы «Сторожевая башня» считают, что они спасают тем самым людей. Сколько мунитов бесплатно работают по всему миру, собирая деньги на свою организацию и безбедное существование ее руководства: их цель спасти мир, они считают себя воинами со злом. Какая секта не объявляет, что в ней можно найти абсолютную истину? Общаясь с сектантами, помните, они творят зло, но искренне считают, что делают добро. Чисто практически, зная о существовании таких субличностей в человеке, попытайтесь направить их в созидательное русло, в себе или в близком Вам человеке, чтобы на этих благих устремлениях не начала паразитировать какая-либо секта.