При этом нужно сделать два уточнения:
Первое: нужно уточнить, что чётких границ Церкви не может провести, пожалуй, ни один богослов или иерарх. Церковь есть жизнь в Боге, жизнь во Христе. …
Второе необходимое уточнение: не являются сектой буддизм или индуизм, возникшие до Евангелия и не в противостоянии ему. Однако являются сектами необуддизм и неоиндуизм, пытающиеся в западном мире возродить неевангельскую религиозность и утверждающие себя уже в очевидной и неизбежной полемике с христианством…
Еще один признак, позволяющий отличить секту от нормальной религиозной традиции (сам по себе достаточный, хотя и не необходимый), это наличие «скрытых» учений или обрядов, которые религиозная группа не считает нужным публично раскрывать»[7].
Можно ли вместо термина «секта» православным богословам использовать термин «ересь»? Термин «ересь» отражает вероучение группы, в то время как понятие «секта» имеет более широкое значение. В него входит и структура организации, и методы психологического воздействия на людей, применяемые в ней, и тип восприятия жизни. Поэтому, на наш взгляд, будет более корректно использовать эти два термина одновременно в тех случаях, когда мы говорим о псевдохристианских сектах, и не использовать понятие «ересь» вообще, если разбираем языческие направления сектантства.
- Психологический подход
Психологический подход характеризуется оценкой влияния секты на психологическое здоровье личности. С ее точки зрения, важны не верования секты, а методы вовлечения, удержания и последствия пребывания в секте для психологического и психического состояния адепта.
Знаменитый исследователь культов, в прошлом - последователь секты Муна, психолог Стивен Хассен, предложил следующую трактовку термина «культ»: «Деструктивный культ[8] – это любая авторитарная иерархическая организация, которая практикует: 1) обманную вербовку; 2) прибегает к использованию контроля сознания[9], чтобы сохранить своих последователей зависимыми и покорными лидеру и доктрине» [10].
Сегодня на Западе пользуется большой популярностью определение, предложенное психологом, адъюнкт-профессором Университета Калифорнии в Беркли Маргарет Тейлер Сингер. В своем определении она исходит из понятия культовых отношений: «Культовые отношения – это отношения между людьми, в процессе которых один человек намеренно склоняет другого к полной или почти полной зависимости от него практически во всех главных жизненных решениях и порождает в этом человеке веру в свой особый талант, дар или способности» [11].
В практике православного сектоведения психологический подход может иметь только ознакомительное и вспомогательное значение, так как имеет слабые стороны. Цель жизни православного христианина - это обожение, жизнь в Боге, спасение души. Западная психология, светская по своей сути, не затрагивает этих вопросов. Для православного христианина главный вопрос заключается не в том, что сектант нарушает принятые социальные нормы общества, а в том, что он губит свою душу, исповедуя сектантские лжеучения. Поэтому задача, стоящая перед православным миссионером, заключается не только в том, чтобы вызволить человека из секты, но и помочь ему прийти к Богу.
- Социологический
Определения понятия «секта» в рамках социологического подхода основаны, главным образом на той роли, которую секты играют в социуме. Одним из первых социологов, кто попытался дать определение «секты» и «церкви» был Эрнст Трёльш в 1931 году. Его определения строились на массе мелких признаков и показателей, поэтому были малопригодны на практике.
В 1966 году Томас О’Ди[12] предложил следующее разграничение[13] между понятиями «церковь» и «секта»:
Церковь | Секта |
Членство по праву рождения. | Отмежевание от общества в целом и удаление от скверн мира, его ценностей и институтов. |
Формализованные средства благодати, церковная иерархия, догмы. | Дух возрождения. |
Открытая социальная структура, часто основанная на национальном или этническом принципе. | Закрытая социальная структура. |
Стремление обратить всех. | Членство – результат обращения. Добровольное членство. |
Стремление приспособиться к обществу, его институтам и ценностям. | Строгая, часто аскетическая этика. |
Как видно из таблицы, согласно подходу О’Ди, все христианские конфессии автоматически превращаются в секты, а секты становятся «духовной элитой». Данную позицию нетрудно оспорить, исследовав вклад в культуру, науку, искусство традиционных Церквей и сравнив его с результатами деятельности сект. Единственное, что можно здесь добавить: ни один христианин данную систему признать не может.
В качестве примера раскрытия понятия «культ» в рамках социологического подхода можно привести определение, предложенное американским ученым Джанджей Лалих, которое опирается на исследования известных западных социологов - Роберта Джея Лифтона и Бенджамина Заблоки: «Культом можно назвать слабо связанное социальное движение, которое поддерживает единство с помощью общего подчинения харизматическому лидеру. Он (культ. – В.П.) содержит трансцендентную идеологию (часто, но не всегда религиозную по своей природе) и требует высокого уровня преданности культу от его членов в словах и делах» [14].
Как видим, социологическое определение в деле православной миссии среди сектантов, не может иметь практического применения и значения, так как ничего не говорит о вероучительных основах групп.
В практической антисектантской деятельности мы зачастую сталкиваемся с необходимостью иметь комплексное определение, включающее в себя как теологические, так и социально-психологические признаки сект.
«Секта – это авторитарная иерархическая организации, которой свойственны следующие признаки:
- исповедание своей «богоизбранности» и «уникальности» в противостоянии традиционным религиям.
- создание собственного толкования Библии, вне интерпретаций исторически сложившихся богословских школ.
- активное применение методов манипуляции сознанием своих членов с целью переориентации имеющихся у них основных жизненных ценностей, на ценности узкогрупповые, которые исповедует данная организация.
- создание психологической зависимости человека от организации и ее лидеров.
- сокрытие информации о своих вероучениях и практике по мотивам их внутренней «сакральности»».
Завершая тему, необходимо сказать несколько слов об использовании понятия «нетрадиционные религиозные движения», к которому прибегают, в основном в политических целях, для декларации, так называемой религиозной толерантности к сектам. Его использование в рамках православного подхода к проблеме нежелательно, так как он не раскрывает сути предмета, создавая иллюзию смысловой тождественности традиционных Церквей и сект, усматривая отличия между ними лишь в продолжительности их существования. Такой подход в корне неверен: секты неприемлемы для православного человека не потому, что они появились на свет позже, чем Православная Церковь, а в потому, что они проповедуют «иного Христа» (Мф.24:23-28), «иное Евангелие» (Гал.1:6-8) и, фактически, подводит людей к служению «иным богам» (Иер.25:6). Церковь же борется не с сектантами; как пишет апостол Павел: «…наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф.6:12). Деятельность сект губительна для души. Бог же «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим.2:4). Поэтому можно говорить о личной терпимости к сектанту, но не к самому движению, несущему ложное учение, исповедание которого ведет к вечной смерти.
1.3. Признаки сект
Условно, признаки сект можно разбить на две большие группы: психолого-социологические признаки и вероучительные (этико-теологические). Православная миссия не ставит перед собой задачу уничтожить сектантские религиозные движения юридически, или, что тем более невообразимо – физически; ее цель – духовно просветить последователей сект, помочь им возрасти «в слове правды» (Евр.5:13), для того чтобы, по выражению апостола, они были «навыком приучены к различению добра и зла» (Евр.5:14); наша цель – помочь обрести этим ищущим Бога людям истинный путь к Нему. Поэтому психолого-социологические признаки могут быть использованы в практике общения с представителями светской власти, с представителями прессы и светской общественностью. Цель такого общения - формирование общественного мнения по вопросу сектантства на доступном светскому обществу языке. Но в деятельности православной миссии на первое место должны быть выдвинуты богословские вопросы. Сатана - лжец. И сектантство - это поле лжи. Дело Церкви - не допустить разрастания данного поля методами просвещения и духовного попечения.
- Социально-психологические
В странах «развитой демократии», например в Германии, религиоведы выделяют следующие признаки: «Секулярная трактовка понятия «секта» включает в себя такие аспекты как угроза государству и обществу в контексте уголовного права, обучение специальных кадров, обязанных выполнять приказы при полном психическом самоотрешении, коллективная потеря чувства реальности при особом внимании к общности, личному смирению и набожности, нанесение ущерба основополагающим правам человека в процессе обращения с ним как с членом объединения»[15].