Смекни!
smekni.com

© Православный миссионерский центр (стр. 23 из 38)

Другая фобия выглядит так: руководство секты сообщает своим адептам, что десять поколений их предков увязли в духовном мире и от них, ныне живущих, зависит спасение своих родных. Если они не исполнят приказания лидера, то все родственники в духовном мире будут вечно обвинять их в недостатке веры и в предательстве «мессии» Сан Мён Муна.

Мунитам с самого начала внушают недоверие к собственным мыслительным способностям, говоря о том, что злые силы непрерывно влияют на разум.

На данный момент по уверениям некоторых бывших мунитов, процесс вербовки несколько изменился: исчезли бесплатные обеды, процесс вербовки стал менее напоминать капустник, основной упор делается сейчас на изучении Принципа организации, в основном, в форме лекций. Танцев больше нет, стали приветствоваться разговоры по душам вербуемого и вербовщика. Имущество и деньги перестали передавать в секту при поступлении. На Западе секта Муна постепенно приобретает черты солидной религиозной организации. Мун стар и вскоре умрет, кто займет его место, как будет далее развиваться организация, какие методы будет применять при вербовке новых своих членов, покажет будущее.

4.7. Медитация

Говоря о практике медитаций в сектах, мы должны отдавать себе отчет, в том, что есть как классическое понимание данной практики, так и сектантское. Как часто бывает в нашей жизни, сектанты просто позаимствовали очередной термин, на сей раз из обихода Римо-Католической Церкви, при этом полностью исказив содержание и цель практики. У католиков медитация есть процесс размышления над Священным Писанием, не имеющий цели вхождения в трансовые состояния, здесь нет поиска слияния с объектом медитации, чем грешат секты восточного происхождения. И уж тем более для католиков, как и для всех остальных христиан, сама идея через медитацию стать богом представляется кощунственной. Католик молится Святому Духу, чтобы Он просветил его разум для понимания Священного Писания или творений святых отцов и не более. Вот как определяет термин «медитация» «Современный словарь иностранных слов»: «Медитация (лат. Meditatio – размышление) – углубленное размышление, мысленное созерцание»[85].

В традиционных восточных религиях, таких, как индуизм или буддизм, понятие «медитация» отсутствует. В индуизме чаще всего употребляют термин «дхьяна»: «Дхьяна – термин теории йоги как методов работы с сознанием… В западной культуре примерно соответствует неоплатоническому экстазу. Дхьяна характеризуется отвлечением сознания от осознания процессов в организме и от данных органов чувств. При этом все поле сознания заполняется избранным объектом умозрения, который задает себя сознанию… Самосознание умозрящего остается при умозрении пассивным, а объект сам раскрывает перед ним свою сущность, свое содержание. Это сопровождается духовным восторгом…»[86].

Как было отмечено выше, понятие и практика медитации существует в Римо-Католической Церкви, но ни в Православии, ни в протестантизме этот термин не используется. Если оценивать медитативные практики с точки зрения современной науки, то им нельзя дать ни однозначно положительной, ни однозначно отрицательной характеристики: «Медитация – управляющее самовоздействие на свои психические состояния, на свои мысли и чувства. В восточных учениях Медитация является центральным методом самовнушения…В своей развитой форме медитация предполагает не только способность удерживать сознание на какой-либо идее, объекте и т.д., но и умение оставлять сознание «пустым» от привычных мыслей. Иногда это называется «остановкой внутреннего диалога»[87].

Сталкиваясь с современным сектантством, мы обнаруживаем, что каждая секта создает свои модели духовных практик, что проявляется в многообразии изобретенных сектами форм медитаций. Есть «пластические» медитации – когда человек должен, как полагают сектанты, отключив свой разум, дать возможность двигаться телу, сделать его раскрепощенным. Считается, что в процессе такого бессознательного движения включается «Высшее Я» человека, и он входит в гармоничное единство с «Космосом». Есть медитации перед воображаемым «божеством», перед «священными» символами, огнем, перед изображениями различных «духовных учителей» и т.д. Все медитации, ориентированные на визуализацию, ставят своею целью слияние с объектом медитации, растворение в нем. Человек как бы добровольно отказывается от самого себя, безраздельно отдавая себя «божеству» медитации. Считается, что таким способом можно познать сущность объекта медитации, слиться с ним, стать им. Но все виды медитаций сходятся в одном: они вводят человека в транс. Что же такое транс? «Транс (лат. trans – сквозь, через) – неосознанность и автоматизм в совершении поступков, помрачение сознания, отчужденность от окружающего мира при некоторых расстройствах или в состоянии гипноза, экстаза»[88].

Современная наука не может однозначно оценить такое явление, как транс, и описать его природу. Но все же определенные оценки существуют. Их можно получить, исследуя психологическое и психическое состояние человека, применяющего те или иные формы медитаций. Кандидат психологических наук А.А.Скородумов в одной из своих работ пишет: «Специалистам известно, что в трансовом состоянии повышается внушаемость, происходит перераспределение внимания и спад функций планирования, возникают яркие зрительные образы прошлого и проявляется повышенная способность к фантазированию, усиливается толерантность к устойчивому искажению реальности. Ощущение и восприятие образов прошлого или каких-то фантастических образов поразительно реальны. В таком состоянии даже за счет самогипноза возможна реализация подсознательных желаний. При этом человек может не замечать перехода от нормального состояния к трансовому и обратно к нормальному»[89].

Подобные искусственно вызванные переживания могут однозначно трактоваться с точки зрения православного миропонимания как проявления прелести. По мнению доктора Кристиана Шурко (Оксфорд) медитация есть не что иное, как техника вызывания галлюцинаций[90]: «В науке известен синдром деперсонализации, заключающийся в том, что человек не идентифицирует себя с собой, утрачивает свое самосознание. Растворяясь в предмете медитации, упражняющийся добровольно отрекается от себя, разрушает цельность сознания»[91].

Если в Православии одним из обязательных условий молитвы является трезвенное и бдительное внимание к своим духовным переживаниям, то в сектах ситуация прямо противоположная. Сектанты ищут сверхъестественных «откровений», причем критический анализ характера своих переживаний полностью отсутствует. Медитативная практика становится для сектанта источником наслаждения. Профессор Ф.В. Кондратьев[92] сравнивает состояние адепта секты, применявшего медитативные техники и познавшего «радость медитации», но по каким-либо причинам вынужденного прекратить регулярную медитативную практику с состоянием абстинентной ломки наркоманов. Известный ученый Карл Юнг (который, как известно, сам практиковал оккультизм), изучал восточную медитацию и проводил ее анализ, в результате чего пришел к выводу[93], что медитация есть процесс неуправляемый; он не всегда зависит от медитирующего и его наставника и может приводить не только к обретению сверхспособностей, но и к психической дезорганизации, причем прогнозировать последствия медитации не представляется возможным.

По результатам исследований немецких ученых, опубликованных в 1980 году, у людей, активно практиковавших, так называемую «трансцендентальную медитацию», были выявлены следующие психические проблемы: «Наиболее распространенными психологическими расстройствами были усталость (63%), «состояние беспокойства» (52%), депрессия (45%), нервозность (39%) и регресс (39%). У 26% наблюдался нервный срыв, и 20% проявляли серьезные тенденции к самоубийству»[94].

Медики свидетельствуют о сомнительной пользе «духовных практик», применяемых сектантами. Вот что, в частности, сказано в заключении Останкинского межмуниципального (районного) народного суда г. Москвы, от 18 апреля 1995 года: «…судом установлено, что используемая религиозными организациями (секты АУМ Синреке. – В.П.) методика изучения мантр (молитв), их тысячекратное повторение, сопровождаемое специальным музыкальным оформлением, вызывает при определенной продолжительности их применения состояние, соответствующее понятию «самогипноз», также используется практика «глубокого дыхания», при применении которой возможны потеря сознания, такие изменения мозга человека, которые соответствующими медицинскими приборами фиксируются как «смерть мозга» («плоские линии», «прямые линии»), проявление имеющихся или возникновение психических заболеваний…. Применяемая в деятельности указанных религиозных организаций психическая нагрузка приводит к учащению пульса, нарушению желез внутренней секреции, «прямые и кривые линии мозга» эти действия – эти действия требуют обязательного медицинского контроля, у женщин после практик, применяемых в этих религиозных организациях, нарушаются детородные функции, происходит, так называемая, психологическая кастрация, малокровие, дается установка, полностью устраняющая функцию яичников..»[95].