К данному заключению суд пришел, изучив исследования результатов «духовных практик», применявшихся в организациях секты АУМ Синреке[96].
4.7.1. Рекомендации миссионеру
Общаясь с сектантом, который практикует оккультные или восточные практики, обратите внимание на то, что в сектах отсутствует учение о прелести. Познакомьте сектанта с ним. Сектант может проводить параллели между практикой чтения Иисусовой молитвы, умным деланием и чтением мантр. Такие параллели неуместны. Во-первых, принципиально отличаются цели практики, различны представления о Боге. Во-вторых, в сектах огромное внимание уделяется форме практики, главенствует магический подход: соблюдение формы практики означает достижение цели. «Спасает» мантра, правильно читаемая. В Православии важна искренность молитвы, искренность обращающегося к Богу, степень личного покаянного чувства. Согласно учению Православной Церкви спасение не является результатом механического выполнения какой-либо практики, оно есть результат синергии (соработничества) Бога и человека, дела Искупления, совершенного Спасителем, и собственных усилий христианина, направленных на усвоение плодов Искупления.
В связи с рассматриваемой нами темой приведем следующую рекомендацию Патриарха Великой Антиохии и всего Востока Игнатий IV: «…Православным ответом (на практику восточных медитаций. – В.П.)… должно стать новое обретение и актуализация великого духовного наследства исихазма. Исихазму известны технические приемы, подобные азиатским, которые являются средством освобождения от «страстей», очищения ума от помыслов», соединения ума и сердца; при этом используются различные телесные позы и физиологические ритмы, например дыхания. Но если индуистский аскет погружается и постепенно растворяется в светоносной бездне «Я», отождествляемого с абсолютом, исихастский аскет обнаруживает, что свет этот исходит из личностного источника – бесконечно близкого и вместе с тем неприступного…Медитация не замыкается на себя самое, но становится молитвой, то есть «разговором», отношением…»[97].
4.8. Лжепророчества
Лидеры сект, претендуя на обладание харизматическими дарами, в том числе и на дар пророчества, активно лжепророчествуют. В частности, знамениты этим Свидетели Иеговы, которые «назначали» конец света на 1914, 1918, 1925, 1975 года[98]. Присутствуют лжепророчества и в других сектах. Здесь мы не будем рассматривать богословский аспект этой проблемы (об этом - в другой работе), а снова остановимся на психологической стороне вопроса.
Для сектантов, а особенно их лидеров, характерно высокомерие по отношению к внешнему миру. Элитаризм имеет корни в их мировоззренческих установках, которые закладываются сектой. «Пророчества» позволяют подтверждать «богоизбранность» лидера секты, и тем самым, создают рычаг мощнейшего психологического прессинга на рядового адепта секты: «Ты критикуешь не лидера секты, ты критикуешь Бога», «Правила нашей организации даны Самим Богом» и т.д. Это очень мощный прием для манипуляции сознанием рядовых членов секты, который необходимо учитывать при работе с сектантами. Хорошим способом разрушения зависимости человека от секты может служить разоблачение в его глазах истинности харизматических «даров». Но делать это нужно осторожно. Ниже мы приводим один из способов[99] разоблачения лжепророчеств секты «Свидетелей Иеговы». Внесены небольшие коррективы, информация разбита нами на ряд последовательных шагов, и обобщена, чтобы ее можно было использовать, действуя не только против названной секты.
1. Верю ли я в Бога, и если верю, то почему? Верующий человек при общении с сектантом демонстрирует, как вера влияет на его жизнь. Неверующий рассказывает о том, что вера, несомненно, является конструктивным жизненным шагом на пути человека, и он уважительно относится к верующим людям. Неверующий человек должен показать, что такие человеческие качества, как честность, доброта, уважение к ближнему для него важны, и он стремится активно воплощать их в своей жизни. Верующий человек рассказывает о том, как он жил до встречи с Богом, что подвигло его стать христианином, как изменилась его жизнь после этого. Сектанту необходимо продемонстрировать, что человек вне секты тоже может жить духовной жизнью.
2. Договоритесь продолжить встречи с сектантом. Для этого можно воспользоваться следующими предлогами: Вам интересно с ним общаться, он интересный человек, Вам интересно понять его отношение к жизни и т.д. Назначайте встречи на конкретное время.
3. Разоблачая лжепророчества, от сектанта сначала нужно получить признание, что организация или ее лидер способны в принципе пророчествовать. Лучше для этого использовать материалы самой секты (если есть, то их литературу, или хотя бы ксерокс их материалов), но никогда не используйте для этого критическую литературу о секте. Даже в том случае, если подобные материалы в ней приведены, так как это оттолкнет от Вас сектанта. Во многих сектах критическую литературу об их организации считают духовной порнографией, а тех, кто ее пишет и распространяет - к служителям дьявола.
4. Обязательно поинтересуйтесь: каковы критерии истинности пророчества? Напомните Вашему собеседнику, что в Библии говорится о том, что истинное пророчество всегда исполняется[100], а также то, что истинное пророчество обязательно должно соответствовать библейскому учению о Боге[101]. Спросите, можно ли признать боговдохновенными те пророчества, которые не исполнились? После признания факта пророческого дара организации или лидера секты предоставьте материалы секты, где приводятся пророчества, сделанные ранее.
5. Поинтересуйтесь, почему эти пророчества не исполнились и вернитесь к обсуждению вопроса о критериях истинности пророчеств. Стремитесь, чтобы выводы человек делал сам. Старайтесь направлять общий ход беседы, не делая выводов за Вашего собеседника.
Однако данная методика может и не принести ожидаемого Вами результата. Причиной этого не всегда является некомпетентность миссионера или промахи в применении описанной выше методики. Часто сектант сам осознает нелогичность своих поступков, но все же их совершает. Почему так происходит? Социальная психология называет этот феномен «когнитивным консерватизмом» (от лат. cogito – мыслить); интересно, что, как отмечают исследователи, люди могут держаться за свое мнение даже тогда, когда информация, лежащая в основе этого мнения, полностью дискредитирована, причем тем самым человеком, который ранее ее предоставил. Современные психологи отмечают: «Это… люди с реальными проблемами; и они отчаянно хотели разрешить свои проблемы. Они поверили что…(секта. – В.П.)…поможет найти выход. Мой же друг показал, что теория, на которую они так надеялись, ложная. Паника! Что-то надо было сделать немедленно, прежде чем логика возьмет свое и снова оставит их без надежды. Необходимо было быстро возвести стены, чтобы укрыться за ними от доводов рассудка. И не имеет значения, что крепость, которая строится, похожа на карточный домик…»[102].
Люди оплатили обучение на курсах «трансцендентальной медитации», хотя только что услышали, как логично были развенчаны основные ее постулаты. Здесь логика уже не имеет серьезного значения. Если Вы общаетесь с таким человеком, то помогите ему разрешить возникшие у него проблемы. Тогда, возможно, его увлечение сектой отпадет само собой.
5. Взгляд секулярной психологии на проблему профилактики вовлечения в сектантские движения и психологической реабилитации бывших сектантов
5.1. Профилактика
Практический опыт показывает, что предотвратить проблему проще, чем затем ее преодолеть. Эта истина верна и в сектоведении. Профилактика вовлечения в секты должна учитывать, что большему риску быть обращенным человек подвергается в кризисные периоды своей жизни, и строиться, принимая во внимание психологические проблемы, формирующие данные периоды. Ниже мы рассмотрим несколько кризисных возрастных периодов.
5.1.1. Кризис отрочества (подростковый период)
Подростковый возраст – трудный период психологического взросления и полового созревания ребенка. В самосознании происходят значительные изменения: появляется чувство взрослости, т.е. дети начинают ощущать себя взрослыми людьми, это и есть центральное новообразование младшего подросткового возраста. Оно проявляется, прежде всего, в желании, чтобы все – и взрослые, и сверстники относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений с ровесниками, учебы. Появляются собственные вкусы, взгляды, оценка, собственная манера поведения. Желание выглядеть в глазах окружающих взрослым усиливается, если не находит у них отклика.
Благодаря бурному росту и перестройке организма, в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый физический облик. Из-за его субъективной значимости подросток остро переживает все изъяны своей внешности, действительные и мнимые. Тяжелые эмоциональные реакции на свою внешность у подростков смягчаются, если с близкими взрослыми установлены теплые, доверительные отношения, причем, взрослые должны проявить и понимание, и тактичность. И наоборот, бестактное замечание, подтверждающее худшие опасения, окрики или ирония, отрывающие подростка от зеркала, усугубляют пессимизм и дополнительно невротизируют.
Примерно в 15 лет ребенок делает еще один шаг в своем личностном развитии. После поисков себя, личностной нестабильности, у него формируется, так называемая «я-концепция», то есть система внутренне согласованных представлений о себе, образов «я». Образы «я», которые создает в своем сознании подросток, разнообразны – они отражают все богатство его жизни. Представления о собственной физической привлекательности (физическое «я»), представления о своем уме, способностях в разных областях (познавательный компонент «я-концепции»), о силе характера, общительности, доброте и других качествах образуют большой пласт «я-концепции», так называемое, реальное «я». Помимо реального «я», «я-концепция» включает в себя «я» - идеальное. Когда идеальный образ представляется достижимым, он побуждает подростка к самовоспитанию. Подросток не только мечтает о том, каким он будет в ближайшем будущем, но и стремиться развить в себе желательные качества. Большой разрыв идеального «я» и реального «я» приводит к неуверенности, обидчивости, упрямству, агрессии.