Смекни!
smekni.com

© Православный миссионерский центр (стр. 25 из 38)

В подростковом возрасте все мы бурно увлекаемся разнообразными делами. Считается, что подростковый возраст без увлечений подобен детству без игр. Ребенок сам выбирает себе занятие по душе, удовлетворяя тем самым, возникшую потребность в самостоятельности, и познавательную потребность и некоторые другие. Как правило, увлечения не несут учебного характера. Часто с обучением в школе пересекаются интеллектуально-эстетические увлечения. Они связаны с интересом к любимому предмету, занятию – истории, музыке, рисованию, радиотехнике и т.д. У подростков могут быть эгоцентрические увлечения – любое дело становится средством демонстрации своих успехов. Подростки стараются привлечь к себе внимание, выделиться, возвыситься в глазах окружающих, например, занимаясь модным видом спорта. Самый примитивный вид увлечений подростков – информативно-коммуникативный. В нем проявляется жажда получения новой, не слишком содержательной информации, не требующей критической переработки, а также потребность в легком необременительном общении со сверстниками – во множестве контактов, позволяющих этой информацией обмениваться. Это, скажем, многочасовые пустые разговоры в дворовой компании, длительное просиживание перед телевизором.

Для этого возраста характерны не только разнообразные увлечения, но и эмоциональное общение со сверстниками. Подростковая дружба – сложное, противоречивое явление. Подросток стремится иметь близкого, верного друга; он ищет в друге сходства, понимания и принятия своих собственных переживаний и установок. Друг, умеющий выслушать и посочувствовать, становится своеобразным психотерапевтом. Если же друг, занятый своими, не менее сложными подростковыми делами, проявит невнимание или иначе оценит ситуацию, вполне возможен разрыв отношений.

У подростков в это время появляется много знакомых и, что более важно, образуются неформальные группы или компании. Подростков может объединять в группу не только взаимная симпатия, но и общие интересы, занятия, способы развлечений, место проведения свободного времени. Если подросток попадает в группу с достаточно высоким уровнем социально-культурного развития, это благотворно отражается на дальнейшем развитии его личности.

Самоопределение, стабильность личности связаны с формированием мировоззрения. Следует иметь в виду, что мировоззренческие проблемы не решаются однажды в жизни, раз и навсегда. Взрослый человек будет возвращаться к этим «вечным» вопросам, отказываясь от своих прежних решений или упрочиваясь в своем мнении, но уже на другом, более высоком уровне. Не у всех старшеклассников вырабатывается мировоззренческая система ясных, устойчивых убеждений. Эриксон говорил, что отсутствие мировоззренческого выбора в юности, смешение ценностей не позволяют личности найти свое место в мире человеческих отношений и не способствует ее психическому здоровью. Однако до тех пор, пока это «предвосхищающее» самоопределение не проверено практикой, его нельзя считать прочным и окончательным. Отсюда – третий возрастной период, от 18 до 23-25 лет, который условно можно назвать поздней юностью или началом взрослости. Но как многие юноши в некоторых отношениях еще остаются подростками, так и многие молодые люди сталкиваются с «юношескими» проблемами и годы спустя.

Юношеский возраст – пора любви. Любовь накладывает свой отпечаток на жизнь и деятельность личности. Увлеченность поглощает массу времени на встречи и мечты, требует нового отношения к внешности, что порождает потребность модно одеваться, иметь красивую прическу и т.д.

Старшеклассники, проводящие долгие часы перед зеркалом или уделяющие слишком много внимания нарядам, делают это в большинстве случаев не из самодовольства, а из чувства тревоги. Броская одежда, привлекающая к себе внимание, - средство получить подтверждение, что опасения напрасны, что юноша или девушка могут привлекать и нравиться. Человек, уверенный в себе в таком постоянном «подтверждении» не нуждается, поэтому с возрастом озабоченность внешностью обычно уменьшается. Человек привыкает к своей внешности, принимает ее. На первый план выступают теперь другие свойства «я» - интеллектуальные, волевые и моральные качества, от которых зависят успех деятельности и отношения с окружающими.

Мы рассмотрели некоторые особенности юношеского возраста, но свести их к какому-то общему портрету вряд ли удастся, так как, несмотря на то, что все старшеклассники сталкиваются с одними и теми же проблемами, взрослеют они в разное время. Прежде всего, действует закон неравномерности созревания и развития. Эта неравномерность является одновременно, как межличностной: темп созревания и развития подростков различен, поэтому одноклассники могут находиться на разных стадиях своего индивидуального развития; так и внутриличностной (гетерохронность физического, полового, умственного, социального и нравственного развития одного и того же индивида). Поэтому первый вопрос, который должен возникнуть при встрече со старшеклассником: с кем мы имеем дело – с подростком, юношей или уже с взрослым человеком.

Итак, подростки имеют некие общие психологические особенности: это поиск себя, эгоцентризм, повышенное внимание к мнению окружающих их людей, тщательно скрываемая неуверенность в себе. Часто эта неуверенность проявляется в повышенной конфликтности, обидчивости. Мировоззренчески подростки незрелы, у них сильно развито подражание кумирам. Они часто поверхностны в своих суждениях, но их самолюбие не дает им возможности в этом признаться. Они эмоционально нестабильны.

5.1.2.Рекомендации миссионеру

1. Меньше вероятности, что в секту попадет подросток из благополучной семьи. Под благополучной семьей понимается та семья, в которой присутствует здоровая психологическая атмосфера. Не избегайте разговоров о духовности особенно с детьми. Не будьте лицемерами. Вы должны уметь отстаивать те жизненные ценности, которые для Вас являются главными, и обосновывать их выбор.

2. Подростки часто становятся членами сект из-за чувства одиночества и неумения проявить себя. Помогите им, направьте на путь, где они почувствуют себя нужными и востребованными.

3. Часто снять напряжение между родителями и членом секты помогает присутствие третьей, эмоционально нейтральной стороны. Особенно в тех случаях, когда в семье были проблемы во взаимоотношениях. Но эта третья сторона не должна вызывать в сектанте никаких плохих воспоминаний или ассоциаций.

4. Выказывайте уважение к праву и способности своих детей принимать самостоятельные решения, особенно важно в случаях, когда родители чрезмерно их опекали. Будьте всегда корректны в высказываниях, но тверды в своих взглядах. Только проявляя уважение к чужому мнению, Вы имеете право требовать уважения к своему.

5. Чаще всего до детей удается «достучаться» тем родителям, которые, с одной стороны, сумели избежать циничных или пренебрежительных отзывов о новой вере и новом образе жизни своего ребенка, а с другой – не стали безоговорочно принимать все, чем он был увлечен.

6. Добиться чего-то можно лишь тогда, когда каждая сторона готова выслушать другую сторону и критически отнестись к собственной позиции. Если родители хотят, чтобы их ребенок умел мыслить самостоятельно, задавать себе вопросы и находить на них правильные ответы, им следует действовать очень осмотрительно, не подавляя инициативы ребенка и не оказывая на него психологического давления, что вынудит его лишь защищать себя и свое религиозное движение. Родители не должны выступать в роли всезнающих менторов, но и излишне потворствовать капризам тоже не стоит. Взрослый человек не только имеет право на совершение поступка, но и должен быть готов отвечать за него, и если подросток претендует на право совершать взрослые поступки, то он должен сам за них и отвечать. Если секта ему так важна и он уже взрослый, почему деньги берет у Вас?

7. Одна из самых важных целей подобного обмена мнениями – удостовериться, что обращенный не утратил чувства личной ответственности, и что подобная утрата ему не угрожает. Возвращайте человека к способности рационального мышления, опускайте с «небес на землю». Главное донесите до сектанта мысль: что, другие беспокоятся о нем и хотят ему помочь, но только он сам несет полную ответственность за свою жизнь. Жизнь это сотрудничество, сотрудничество невозможно без взаимоуважения. Если возможно организуйте встречу со священником, в сектах активно клевещут на церковь, и узнать правду о ней из первоисточников никогда не вредно. Если у сектанта были какие-нибудь увлечения хобби, попытайтесь привлечь к нему внимание. Постарайтесь, чтобы он больше ночевал дома.

8. Учите подростка оспаривать чужие аргументы и принимать самостоятельные и ответственные решения.

9. Расскажите, приводя примеры, о том, как секты вербуют своих членов.