Смекни!
smekni.com

© Православный миссионерский центр (стр. 29 из 38)

41. Для успеха аргументации недостаточно, чтобы аргумент был понят, необходимо, чтобы он был принят. Невозможно убедить человека против его воли.

42. Считается, что при общении с сектантом более эффективной стратегией общения будет позиция не разрушения, а созидания. Ее суть в следующем: Вы не столько разрушаете чью-либо мировоззренческую позицию, сколько боретесь за определенные принципы взаимоотношений.

43. Существуют различные способы нейтрализации защиты, связанной с ожиданием неблагоприятного отношения к себе. Например, можно приписать себе ошибки собеседника или частично оправдать их. Скажите сектанту: «возможно, я не все понимаю», «все мы несовершенны»; «раньше я был очень самонадеян и не замечал слов окружающих, но мой жизненный опыт показал мне, что даже в самых странных идеях могут быть крупицы истины».

44. В коррекции поведения человека ключевую роль играет форма взаимодействия с ним. Никаких оценок, только констатация. Не говорите: «секта плохая», говорите примерно следующее: «как ты изменился, раньше ты был спокойнее и добрее!» Подобный подход заставит сектанта задуматься о причинах произошедших изменений.

45. Высказывание в описательном ключе вызывает минимальную психологическую защиту и большее желание понять и изменить поведение. Желая убедить сектанта в чем-либо, старайтесь выявить все пункты, вызывающие в нем внутренние колебания, борьбу мотивов, и именно на них сконцентрируйте свое воздействие. Используйте лишь те аргументы, которые способен воспринять Ваш собеседник, не ограничивайтесь приведением фактов и доводов, а четко раскрывайте весь их смысл. Сначала попытайтесь дать ответ на аргументы, высказанные сектантом, и лишь потом высказывайте собственные доводы; всегда имейте в запасе один хороший аргумент на тот случай, если сектант в момент принятия решения вдруг станет колебаться. Воздерживайтесь от вопросов, на которые сектант может ответить «нет» (когда субъект публично выразил свое мнение, больше вероятности того, что он будет стойко его придерживаться).

46. Рекомендации следует предлагать не только в косвенной форме, но и с элементами неопределенности, в несколько общем, незавершенном виде. Определенность воспринимается зачастую как форма давления, а четкость рекомендаций подсознательно связывается с тем, что Вы занижаете оценку способностей и возможностей Вашего собеседника. Усвоение рекомендации с неоднозначной формулировкой облегчается за счет собственной активности человека при переработке информации, поданной ему в виде намека или в косвенной форме, когда необходимо догадаться о чем-то, доопределить воспринятое.

5.3. Психологическая реабилитация

Пребывание в секте не может не отразиться на психическом состоянии человека. Поэтому Вы не должны считать, что если с Вашей помощью человек покинул секту, то результат уже достигнут. Его надо закрепить, иначе вскоре человек может попасть в другую секту, так как в его сознании еще остались те установки, которые в него внедрили в секте. Они не исчезают в процессе реабилитации в одночасье. Скорее, уходят на второй план и при определенных обстоятельствах могут снова выйти на первый план и стать для человека актуальными. Поэтому дальнейшее общение с бывшим сектантом должно строиться с учетом имеющихся у него проблем.

5.3.1. Психологическое состояние бывшего сектанта

Попробуем на минуту заглянуть во внутренний мир бывшего сектанта и попытаемся понять, что с ним происходит.

1. В секте лишают человека привычного (несектантского) окружения, разрывают нити прежних знакомств, дружбы, любви. Поэтому, выйдя из нее, он оказывается в своеобразном «социальном вакууме»: старые связи разорваны, а новых пока еще нет. Опыт их создания во многом утерян, к тому же присутствует страх перед их созданием, так как человек боится, что им снова начнут манипулировать.

2. Отсутствие социальной поддержки и внимания, реальное или придуманное и самовнушенное, лишает человека психологической помощи, ему кажется, что он окружен ледяным безразличием. Он испуган, подавлен, растерян, не знает, что ему делать.

3. Ему кажется, что люди его избегают, что все к нему относятся с брезгливостью, делают вид, что его не существует. Он постоянно ожидает неприятных неожиданностей со стороны своего ближайшего окружения.

4. Часто человек теряет нажитые годами статус и связи, если же он стал сектантом в молодости, то у него просто нет опыта социальной жизни вне секты. Секта замораживает психологическое развитие человека. Представьте себе сорокалетнего мужчину с жизненными навыками и опытом двадцатилетнего.

5. Человек, только что вышедший из секты ощущает полное одиночество. Ему кажется, что его никто не понимает, что он абсолютно один. Ему кажется, что будущего нет, впереди все то же мрак, уныние, одиночество и никаких перспектив. Профессор социологии Роналд М. Энрот отмечает: «Еще одна особенность, которую я наблюдал у бывших членов авторитарных церквей, - ощущение, что они одни сталкиваются с подобными проблемами. Некоторым даже начинает казаться, что они «немного не в себе». Многие спрашивают себя: «Неужели это случилось только со мною?» Некоторые пострадавшие испытали огромное облегчение, наткнувшись в прессе на публикации, посвященные этой теме, и осознав, что они не одиноки в своих страданиях. Еще большее облегчение приносит знакомство с другим человеком, пережившим такое же духовное насилие» [104].

Лучшим лекарством для бывшего сектанта будут внимание, понимание, любовь и милосердие со стороны его окружения.

5.3.2.Психологические проблемы бывшего сектанта[105]

Последствия и глубина психологических изменений, нанесенных сектой, зависят от многих факторов: от типа секты и методов контроля сознания в ней применяемых, длительности пребывания в секте человека, особенностей психики бывшего сектанта. Если человек долго был членом деструктивной организации, то будьте готовы, что процесс восстановления может занять несколько лет. Обычно на это уходит примерно года три. Западные специалисты приводят следующие цифры: чтобы восстановить бывшего мунита, в среднем требуется примерно 16 месяцев, Свидетеля Иеговы – 18 месяцев, сайентолога – 23 месяца, при этом 20% бывших сайентологов не подлежат реабилитации вообще, настолько глубока степень поражения психики человека в данной секте, нельзя не заметить, что существуют и более пессимистичные оценки состояния психического здоровья бывших сайентологов: «После опроса 48 групп Конуэй и Сигельман показали, что среди бывших сайентологов наблюдается самый высокий уровень истерик, галлюцинаций, сексуальных сдвигов и тяги к самоубийству. По их оценке, полное выздоровление от последствий сайентологии занимает в среднем 12,5 лет»[106].

Возможно, приведенные цифры не абсолютно точны, но все же они дают общее представление о серьезности проблемы. Укажем основные психологические проблемы, с которыми бывшие сектанты сталкиваются чаще всего:

1. Почти полное разрушение личностной самоидентичности, характерной досектанскому периоду жизни.

2. Депрессия, страх.

3. Развитие зависимости от окружающих и возвращение к инфантильному поведению.

4. Зависимость в принятии решений.

5. Замедление психического развития.

6. Потеря свободной воли и контроля над своей жизнью.

7. Расстройства, связанные с посттравматическим стрессом, с психотравмой.

8. Диссоциирующие («плавающие») состояния, возвращающие к воспоминаниям о сектантской жизни.

9. Ослабленная психологическая интеграция, то есть утрата досектантских жизненных ценностей, семьей, традициями, друзьями, которые были у человека до вступления в секту.

10. Задержка достижения зрелости (например, 30-летний сектант, который никогда не назначал свиданий из-за запретов секты).

11. У человека, подвергавшегося в течение длительного периода времени сенсорной депривации даже без специального индоктринирования, значительно активизируется функционирование подсознания, стимулируется воображение, фантазии, появляются галлюцинации. Специальные методы индоктринации усиливают этот процесс и придают ему определенное содержание.

12. Потеря спонтанности (непосредственности, непринужденности) в общении, чувства юмора.

13. Для бывших сектантов характерны: ухудшение психологического и психического состояния, включая галлюцинации, приступы паники и тревожности, дезориентация, паранойя, раздвоение личности.

14. Неспособность образовывать близкие дружественные отношения вне секты.

15. Расстройства сна, ночные кошмары.

16. Отчуждение, враждебное отношение к обществу, апатия.

17. Психические расстройства: искаженные восприятия реальности, нервные срывы, психопатические эпизоды, мания величия, регрессия к детскому поведению, суицидальное мышление (эти симптомы более вероятны для групп, поддерживающих широкое использование методик остановки мышления).

18. Потеря доверия: боязнь близости и обязательств, что приводит к проблемам в отношениях с окружающими и с трудоустройством.

19. Чувство вины.

20. Сексуальные проблемы.

5.3.3. Практика психологической реабилитации

1. Лучше всего жертвам сект могут помочь те, кто некогда был на их месте.

2. Бывший сектант нуждается в восстановлении не только психического, но и физического здоровья (отдых, полноценное питание, сон, физические упражнения). Проконсультируйтесь с врачом, возможно, он назначит общий курс лечения для укрепления нервной системы и организма в целом.

3. Для успешной духовной реабилитации только что вышедшему из секты человеку лучше временно пожить в монастыре[107]или войти в небольшую церковную общину, где все прихожане знают друг друга. Но здесь чрезвычайно важно, чтобы бывший сектант встретил доброжелательное к себе отношение.