Смекни!
smekni.com

© Православный миссионерский центр (стр. 31 из 38)

6.2. Практические рекомендации

Большое внимание следует уделять подготовке аналитических материалов, рассказывающих об учении, истории и практике сект. Профилактика сектантства заключается, прежде всего, в предоставлении грамотно подготовленной информации о сектах. В связи с этим можно дать несколько рекомендаций, относящихся, прежде всего, к тому, какие действия по отношению к сектам расцениваются государством, как противозаконные, а какие нет. Каждый журналист вправе излагать любые, в том числе критические суждения[109] относительно идеологии, целей, форм деятельности тех или иных религиозных объединений. Однако нельзя распространять непроверенную или заведомо ложную информацию, слухи под видом достоверных сообщений. Будьте осторожны в выражениях и характеристиках, которые Вы используете в своей работе по отношению к сектантам и сектантским организациям.

6.2.1. Теоретические предпосылки православной апологетики

При подготовке любых апологетических трудов и ведении бесед с сектантами, возникает один очень важный вопрос: как, с помощью каких аргументов обосновать свои убеждения так, чтобы они были понятны и доступны для сектанта?

Существуют различные апологетические школы[110]: историческая, классическая, предпосылочная и т.д. В рамках данной работы мы не будем их подробно разбирать, поговорим только о некоторых аксиомах, которые должен всегда помнить православный миссионер. Православие – это жизнь, а не академическая наука, поэтому миссионер должен не только хорошо знать православное богословие и учения сект, но быть живым членом Церкви, вести подлинно христианскую жизнь, потому что, как всегда подчеркивал митрополит Сурожский Антоний: «...никто не в силах отречься от себя, отвернуться от всего мира, и последовать за Христом, если он не увидит на лице хотя бы одного единственного человека сияние славы Божией, сияние вечной жизни»[111].

Логика - это полезный инструмент в руках опытного апологета, но недостаточный. Необходимо духовное горение или, как говорил апостол Павел, «подражание Христу». (1Кор.4:16). Апологетика - это форма подвижничества, она не должна превращаться в рутину.

В то же время только духовного опыта для апологетики не достаточно. Требуются хорошие знания богословия Церкви, знание Священного Писания и овладение полемическими навыками общения с сектантами.

При работе с сектантами нужно помнить, что для них очень важен «дух корпоративности», сам факт принадлежности к организации. Учение для большинства из них, - на втором плане. Свою аргументацию при общении с сектантом нужно начинать, прежде всего, с проверки того, насколько провозглашаемые организацией идеи соответствуют ее практической деятельности. Сектант откажется принимать любые доводы, пока авторитет его организации в его глазах не будет разрушен.

При общении с сектантом нужно прежде всего выяснить, что лично для него является авторитетом, понять логику его мышления и говорить с ним на его языке, языке его собственных авторитетов. Проиллюстрируем одну из распространенных ошибок православных апологетов таким примером:

Православный, указывая на Библию, говорит, например, кришнаиту: «это – Слово Божие, Священное Писание, данное Богом».

Кришнаит, показывая Бхагавад-Гиту, отвечает: «а вот – еще более древнее откровение божества».

Не напоминает ли это диалог «глухого» со «слепым»? Диалоги подобного рода - бесполезная трата времени и сил! Ни одна полемика не будет результативна, если с самого начала Вы и Ваш собеседник не пришли к единому мнению по вопросу авторитетов.

Также, приступая к диалогу с сектантом, хорошо было бы внести ясность и в следующий вопрос: признает ли Ваш собеседник существование абсолютной истины или нет? Нужно помнить, что существуют различные теории истинности, но для православного христианина Истина одна.

Теории истинности[112]

Прагматическая теория Истинно все, что действует.
Эмпирическая теория Истина – это то, что мы наблюдаем или ощущаем.
Рациональная теория Истина – это то, что можно логически доказать.
Теория когерентности Истина – это гармоническое (непротиворечивое, самосогласованное сочетание идей).
Эмоциональная теория Истина – это то, что я чувствую.

Христианство же утверждает существование абсолютной Истины, понимая под Истиной, строго говоря, Самого Христа, свидетельствующего о Себе: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин.14:6).

Если говорить о самом понятии «истина», то необходимо заметить, что для христианина имеет наибольшее значение онтологический аспект этого понятия. Как отмечал о. Павел Флоренский, само «…русское слово «истина»…сближается с глаголом есть (истина – естина). Так что «истина,…закрепила в себе понятие абсолютной реальности: истина – «сущее», подлинно-существующее, в отличие от мнимого, не действительного»[113].

В.С. Соловьев писал: «Истина заключается прежде всего в том, что она есть, т.е. что она не может быть сведена ни к акту нашего мышления, что она есть независимо от того, ощущаем ли мы ее, мыслим ли мы ее или нет…»[114].

Добейтесь от сектанта признания, что есть реальность, а есть мнение о реальности, и это не тождественные понятия.

В сектах часто возникают проблемы с логическим мышлением, поэтому будет полезно сектанту напомнить основные законы логики. Прежде всего, логика указывает, как выводить правильные заключения из посылок, и является необходимым предварительным условием всякого мышления. Законы логики указывают нам, как мы должны рассуждать, чтобы ход нашего мышления мог привести нас к правильным выводам, соответствующим реальному положению вещей[115].

Существуют три фундаментальных закона всякого рационального мышления:

1. Закон непротиворечивости (А не есть не А);

2. Закон тождества (А есть А);

3. Закон исключенного третьего (либо А, либо не - А).

Что из них следует? Закон непротиворечивости: Бог есть Бог, не есть дьявол. Закон тождества, он утверждает существование разницы: «я есть я», что подразумевает невозможность утверждения: «я есть не-я». Закон исключенного третьего (tertium non datur): без него невозможно утверждать разность противоположностей - из двух противоречащих друг другу высказываний только одно является истинным по принципу. В сектах всегда дискредитируют рациональное мышление, подвергая его остракизму. Можете спросить своего оппонента: если истина относительна, то не теряет ли свою ценность и его вера? Если разум есть зло, то не является ли больница для душевнобольных идеалом «духовности»?

В общем, схема построения бесед или письменных апологетических работ может выглядеть таким образом:

1. Приведение очевидных примеров несоответствия утверждений организации ее практике, что позволит разрушить в глазах сектанта ее авторитет;

2. Ложь - это всегда замена правды. Если есть поддельное, то существует и настоящее. Укажите принципиальные отличия христианства от сект;

3. Позитивная проповедь христианства, демонстрация его жизненности на личном примере, примере знакомых, а также через демонстрацию той нравственной высоты, которую открывает нам Священное Писание.

Конечно, это не единственная схема построения апологетических работ и бесед и, возможно, не всегда приводящая к полному успеху, но если она будет грамотно соблюдена миссионером, можно надеяться, что его возможности достичь той цели, к которой он стремиться, возрастут.

6.2.2. Рекомендации по написанию апологетических и полемических работ

1. Приступая к написанию работы, следует определить ту читательскую аудиторию, на которую рассчитывает автор. Материалы, которые ориентированы на светских лиц, на сектантов и православных верующих должны отличаться друг от друга и методом изложения и смысловыми акцентами, так как необходимо учитывать менталитет людей и их ценностные установки.

2. Исследования рассчитанные на светского читателя, ставят целью формирование общественного мнения. При подготовке материалов акцент делается на следующих моментах: а) раскрытии теории контроля сознания; б) приведении примеров лжи из истории и практики сект (двойные стандарты, «эзотерический разрыв»); в) логической противоречивости учений сект, антинаучности сектантских учений, в частности, оккультных; г) анализе учений сект с точки зрения некорректной работы с источниками (вырванные из контекста цитаты, фальсификация исторических данных); д) раскрытии православного вероучения, его адаптации к пониманию светским читателем. Необходимо учитывать, что материал, основанный на непроверенной информации, может принести вред, как православной апологетике в целом, так и дискредитировать автора работы, т.е. Вас.

3. Если Вы пишете для православных читателей, то Вам необходимо обратить внимание, прежде всего, на вероучительные отличия православного учения от сектантских доктрин.

4. При написании работ, рассчитанных на сектантскую читательскую аудиторию, необходимо использовать оригинальные материалы самих сект и основной акцент делать на несоответствии ценностей, провозглашаемых сектой, ее практической деятельности.

В целом, при ведении любого диалога, как письменного, так и устного, а особенно – на религиозную тему непозволительно применение обеими сторонами следующих неэтичных методов полемики:

1. Заведомая ложь. Являясь по определению грехом, отцом которого назван дьявол (Ин.8:44), ложь дискредитирует, как истину, в целях защиты которой она применяется, так и самих «защитников» истины.