Православной миссионер должен понимать, что фактически все современные секты, за редчайшими исключениями, носят языческий характер. И если еретик может вернуться в лоно Церкви через таинство Покаяния, то язычник - только через Крещение.
1.4. Классификация сект
На данный момент не существует единой общепринятой классификации сектантских организаций. Связано это с трудностью указания четких параметров, наличие которых позволяло бы отнести конкретную общину к определенной группе сект. Например, мормоны называют себя христианами и немало говорят о Христе, при этом их доктрины имеют явно оккультный характер и ни с какими формами традиционного христианства несовместимы. Как их классифицировать? Как псевдохристианскую секту, или как оккультную организацию? Парапсихология - что это? Псевдонаучная секта или просто оккультная группа? Часто одна и та же организация может иметь признаки, позволяющие отнести ее к совершенно различным категориям сект. Поэтому, относя секту к той или иной группе, необходимо осознавать известную долю условности осуществляемой классификации. Для общего понимания проблемы можно привести несколько видов классификаций:
- классификация по происхождению и сфере влияния
Условно, в рамках данной классификации, секты можно разделить на:
1) Западные - т.е. секты, происходящие из Европы и Америки, имеющие христианские корни (например, «Свидетели Иеговы», мормоны).
2) Восточные - т.е. секты, в основе которых лежат переработанные и искаженные индуизм, буддизм, ислам (например, Общество Сознания Кришны, Брахма-Кумарис).
3) Национальные - в нашей стране - российские секты (например, Церковь последнего завета (Виссарионовцы), Богородичный Центр).
4) Транснациональные секты (международные). Сюда относятся секты, имеющие целую сеть своих филиалов по всему миру (например, муниты, те же «Свидетели Иеговы»).
- классификация по принципу самоопределения или имитации
1. Псевдохристианские секты: «Поместная церковь» Уитнесса Ли, «Бостонское движение», «Семья» («Дети Бога»), «Движение веры», «Богородичный центр», «Церковь последнего завета», мормоны, «Свидетели Иеговы» и т.д.
Характеристика: стилизуются под христианскую конфессию. Для данного типа групп характерны: искажение толкования Священного Писания по сравнению с традиционно сложившимися богословскими школами, наличие собственных «откровений», имеющих для сектантов более важное значение, чем Божественное библейское Откровение, обостренно негативное отношение к традиционному христианству, провозглашение собственных специфичных условий спасения.
2. Псевдовосточные секты: Брахма – Кумарис, культ Сатья Саи Бабы, Сахаджа Йога, культ Ошо Раджниша, Тантра-Сангха, культ Шри Чинмоя, Общество Сознания Кришны и т.д.
Характеристика: приписывают себе традиционность восточных религий, претендуют на передачу истинной духовной традиции, заявляют о своей совместимости с христианским вероучением. Реально же в традиционном индуизме отсутствует прозелитизм, индуистом нельзя стать, им можно только родиться. В индуизме огромное значение придается цепи ученической преемственности (парампаре). Духовным учителем (гуру) может стать только тот, кто сам имел духовного учителя из общепризнанной духовной школы. Для подобных сект характерна подмена основных условий исповедания традиционного индуизма, например, новоиспеченные адепты - не являются индусами по рождению, следовательно, они не имеют права исповедовать традиционный индуизм. Философия псевдоиндуистких сект полна заимствований из христианства, отсутствующих в оригинальной индийской философии, которые вводятся с целью создания более привлекательного имиджа секты в глазах людей, воспитанных в христианской культуре. Это приводит к формированию синкретических вероучений, исполненных внутренних противоречий. Скажем, представление о законе кармы логически несовместимо с верой в Личностного Бога, а идея освобождения ученика от кармы его духовным учителем представляет собой искаженное заимствование христианского таинства Покаяния и прощения христианина Богом.
3. Псевдонаучные: парапсихология, сайентология и т.д.
Характеристика: стилизация научности. Данные секты «играют» в науку. При этом научные критерии к решению проблем полностью отсутствуют. Напомним, главным критерием научности является экспериментальная доказуемость утверждаемых положений. Совокупность утверждений, противоречащих научным, т.е. экспериментально обоснованным выводам, можно считать лишь лженаукой. В подобных организациях есть лишь один критерий истинности любого утверждения - мнение лидера организации. Группы такого рода можно назвать наукообразными по форме и оккультными по содержанию.
4. Культы здоровья: последователи Порфирия Иванова, ребефинг, христианская наука и т.д.
Характеристика: общим для данной группы сект является утверждение приоритетной ценности физического здоровья и долголетия; утверждается, что следуя именно данному движению, возможно их обретение. При этом либо обожествляется лидер, как в случае с колдуном Порфирием Ивановым, либо сакрализуется методика, как например методика ребефинга, либо основателю секты приписывается пророческий дар, как например основоположнице движения «Христианская наука» Энн Морс Бейкер.
5. Оккультные направления: агни-йога, теософия, антропософия, астрология, магия, экстрасенсорика, биоэнергетика, хиромантия и т.д.
Характеристика: претендуют на обладание некими «тайными знаниями», дающими власть над «силами вселенной», практикуют систему «эзотерических посвящений», открывающих сверхъестественные способности, возможности к новому видению и пониманию устройства мира. Имеют развитую философию человекобожия.
6. Неоязыческие: «Веда», «Вервольф», «Вятичи», «Индеанисты» и т.д.
Характеристика: возрождают языческие культы. По сути, неоязычество состоит из оккультной «начинки» и фольклорного «одеяния». Для подтверждения исторической легитимности проводятся параллели между славянской и индийской мифологиями. Для того, чтобы придать своему учению авторитет древности, называют получившийся суррогат сохраненным «священным преданием» древних славян, которое донесли до нас «тайные» адепты язычества. На основе всего вышесказанного сочиняют собственную «религию». Большинство современных неоязыческих сект не имеют никакой реальной исторической связи с настоящим древним язычеством.
7. Коммерческие секты: все организации, имеющие пирамидальную структуру и основывающие коммерцию на идеологии (например, «Гербалайф»).
Характеристика: коммерческая деятельность организаций данного типа окрашена в мистические тона. Провозглашается «спасительная» идея, например, спасение человечества от ожирения с помощью «чудо - продукта». Создается миф о необычном появлении «чудо – продукта», утверждается элитарность членов организации по отношению к остальному обществу.
Необходимо заметить, что существуют и другие типы классификаций. Например, можно классифицировать секты по времени их основания. Дореволюционные классификации разделяли сектантские движения на простонародные и интеллигентские; а также на евангелические, - опирающиеся на Священное Писание и духовные - в основу которых положен духовный опыт основателя секты. Но все подобные типы классификаций на сегодняшний день имеют значение лишь при изучении истории сектоведения. На практике в современном сектоведении они не используются.
2. Христианство и секты
2.1.1.Отношение Православной Церкви к сектам
С самого начала истории христианства Церковь столкнулась с проблемой сектантских движений. Уже в апостольские времена появляются лжеучители, трактующие учение Христа особым образом, отличным от апостольской традиции. Спустя некоторое время после того, как Господь посеял доброе семя Своего учения, на ниве Христовой стали произрастать также плевелы и сорные травы – секты и ереси. «Господин! Не доброе ли семя ты сеял на поле своем? Откуда же на нем плевелы?... Враг человек сделал это», - говорит Сам Христос в Своей притче (Мф.13:27-28). Как на протяжении всей истории Церкви враг рода человеческого пытается исказить учение Христа, так служители Бога всегда противостоят этим попыткам. Эта борьба со временем меняет лишь форму, но в своей сути остается все той же. Евиониты, гностики, монтанисты и антитринитарные учения - вот лишь некоторые секты первых веков христианства. Мы не ставим перед собой задачу подробного анализа и сравнения первых сект с современными, заметим лишь, что многие современные сектантские доктрины имеют сходство с еретическими доктринами первых веков. Если подходить к этому вопросу с духовной стороны, то подобное положение вещей не должно нас удивлять, так как у истока современных сект стоит тот же, кто стоял у истока ранних.
Господь, зная о том, что против Церкви постоянно будет вестись духовная борьба, предупреждал как о самой борьбе, так и об особом ее характере: «И многие лжепророки восстанут и прельстят многих» (Мф.24:11). «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их» (Мф.7.15 -16). «Вот, Я наперед сказал вам» (Мф.24:25).