Смекни!
smekni.com

© Православный миссионерский центр (стр. 1 из 38)

© Православный миссионерский центр

© В.Ю. Питанов, общая редакция, 2005.

Введение в сектоведение

Содержание

1. Вводная часть

1.1. Предмет сектоведения

1.2. Определения терминов: секта, культ, НРД

1.3. Признаки сект

1.4. Классификация сект

2. Христианство и секты

2.1.1. Отношение Православной Церкви к сектам

2.1.2. Православие и секты: исторический обзор

2.1.3. Православная миссия: определение, практический опыт и пути развития миссионерской деятельности Церкви в отношении к сектантству

2.2. Римо-Католицизм и проблема сект

2.3. Протестантизм и секты

3. Секты в современном мире

3.1. Обзор антисектантской деятельности за рубежом

3.2. Секты в России

3.3. Секты и социум

3.3.1. Секты и государство

3.3.2. Секты и семья

3.3.3. Секты и система образования

3.3.4. Секты и религиозная терпимость

4. Психология контроля сознания

4.1. Теория контроля сознания

4.2. Психологические проблемы, способствующие вовлечению адептов в сектантские организации

4.3. Психологический профиль лидеров сект

4.3.1.Рекомендации миссионеру

4.4.Психологический профиль сектанта: мыслители, верующие, деятели, эмоционалы

4.5. Фобии

4.6. Существующие методы выведения из секты: депрограммирование, консультирование о выходе, «подход стратегического взаимодействия»

4.6.1. Примеры технологий вербовки: «Свидетели Иеговы», «Церковь Объединения»

4.7. Медитация

4.7.1. Рекомендации миссионеру

4.8. Лжепророчества

5. Взгляд секулярной психологии на проблему профилактики вовлечения в сектантские движения и психологической реабилитации бывших сектантов

5.1. Профилактика

5.1.1. Кризис отрочества (подростковый период)

5.1.2.Рекомендации миссионеру

5.1.3. Кризис середины жизни

5.1.4. Рекомендации миссионеру

5.1.5. Психологические особенности людей старческого возраста

5.1.6. Рекомендации миссионеру

5.2. Консультирование по вопросу выхода из секты

5.3. Психологическая реабилитация

5.3.1. Психологическое состояние бывшего сектанта

5.3.2.Психологические проблемы бывшего сектанта

5.3.3. Практика психологической реабилитации

6. Практика миссионерской деятельности

6.1. Предварительные замечания

6.2. Практические рекомендации

6.2.1. Теоретические предпосылки православной апологетики

6.2.2. Рекомендации по написанию апологетических и полемических работ

6.2.3. Как уберечься от судебного преследования

6.2.4. Секты в школе

6.2.5. Принцип отделения Церкви от государства

6.2.6. Проведение пикета

6.2.7. Рекомендации миссионеру

6.2.8. Бывший сектант в Церкви

Приложение

Фанатизм как психологический феномен

Христианская апологетика и проблема предвзятости

Авторы: предисловие – кандидат богословия иерей Аркадий Северюхин; гл.1., 2.3., 3.2., 3.3., 4., 5.2., 5.3., 6. – В.Ю.Питанов; гл. 2.1.3. – бакалавр богословия иерей Георгий Иоффе; гл. 2.1.1., 2.1.2. – бакалавр богословия М.В. Котиков; гл. 5.1.1, 5.1.3., 5.1.5. – О.И. Прыгункова, В.Ю.Питанов; приложение 1 – диакон Николай Андреев; Приложение 2 – Питанов. В.Ю. гл. 1.1., 2.2.. 3.1.- канд. философских наук А.И. Дремлюг (РКЦ); гл. 6.2.2 – бакалавр богословия М.А. Оганезова, В.Ю. Питанов.

Общая редакция: В.Ю. Питанов.

Литературный редактор: М.А. Оганезова.

Консультант по вопросам богословия: кандидат богословия иерей Аркадий Северюхин.

1.Вводная часть

1.1. Предмет сектоведения

Изучение такого явления, как религиозное сектантство сегодня представляется крайне непростой задачей. Ее сложность состоит уже в том, что многими светскими религиоведами отрицается наличие самого предмета исследования, т. е. сект. По распространенному в секулярных и либерально-религиозных кругах мнению, понятие –«секта» искусственно, оно является лишь обидным ярлыком, приклеиваемым крупными традиционными религиями мелким оппозиционным группам. Разница между ними усматривается вышеназванными кругами лишь в продолжительности существования и количестве последователей. Таким образом, и Русская Православная Церковь, и «Белое братство», и группа последователей какого-нибудь индийского гуру оказываются явлениями одного ряда – просто религиозными организациями. Следовательно, сектоведение уже изначально, в рамках данного мировоззрения, воспринимается как лженаука, основанная на тенденциозном разделении религиозных общин на «хорошие» (традиционные) и «плохие» (секты).

Исходя из этого, первейшей задачей сектоведения становится отстаивание права на собственное существование, т. е. доказательство того, что секты являются религиозными сообществами «особого рода», имеющими ярко выраженную религиозную и социально-психологическую специфику и требующими отдельного рассмотрения. Только после этого можно переходить к таким вопросам, как генезис и типология сектантства, а затем и к оценке этого явления с точки зрения его влияния на личность и общество.

1.2. Определения терминов: секта, культ, НРД

На данный момент не существует единого определения такого понятия, как секта, правильнее будет сказать, что существуют многие десятки определений. Это связано, в основном с тем, что каждый специалист определяет данное явление, исходя из своей собственной мировоззренческой позиции, так как сектоведение не относится к тем наукам, которые носят экспериментальный характер. Поэтому в сектоведении, как и в философии, и религиоведении огромное значение имеет позиция автора определения, его отношение к данной проблеме.

- Этимология термина[1]

Sequi (лат.) - идти вслед за кем-либо; secare (лат.) - срезать, отсекать, разделять.

Наиболее популярными подходами к пониманию проблемы сектантства можно назвать следующие: подход внеконфессионального религиоведения (атеистического по своей сути); подход конфессионального богословия (православного, католического, протестантского); психологический и социологический секулярные подходы.

- Подход внеконфессионального религиоведения

Так сложилось, что в большинстве вузов нашей страны, религиоведение преподают бывшие специалисты в области марксизма-ленинизма, после крушения советской идеологии быстро перепрофилировавшиеся на преподавание нового для них предмета. В их подходе чувствуется влияние коммунистических представлений о «классовой борьбе» между традиционными Церквями и сектами: «Секта возникает как оппозиционное течение по отношению к тем или иным религиозным направления»[2].

Данное определение, на наш взгляд, страдает излишней обобщенностью. Приняв его, можно было бы отнести к числу сект все протестантские конфессии. Практического значения, с точки зрения православного богословия, данное определение не имеет.

- Подход конфессионального богословия (теологический подход)

В западном протестантизме используется два термина – «секта» и «культ». Термин «секта» не имеет на Западе негативного значения и ряд ответвлений протестантизма (например, некоторые баптисты) называют себя сектантами открыто, вкладывая в этот термин положительный смысл, в то время как понятие «культ» там имеет сейчас ярко выраженную негативную окраску: «Понятие «секты» обычно относится к группам диссидентов, отделившихся от другой, как правило, традиционной, религии (зачастую они объявляют о своем намерении возродить верования или обычаи, которые, по их мнению, некогда присутствовали в конфессии, но от которых конфессия впоследствии отошла), в то время как «культ» - это маленькая, ревностная группа, связи которой с традиционной религией и культурой менее очевидны, которая зачастую исповедует вероучение, не основанное на христианстве и иудаизме, и которая часто находится под непосредственным руководством единого харизматического лидера»[3].

Большой популярностью среди протестантских апологетов пользуется известный протестантский богослов, баптист Уолтер Мартин. В своей книге «Царство культов», он приводит следующее определение понятия «культ», дополняя определение этого термина, данное доктором Чарльзом Брэйденом: «Культ – 1) это религиозная группа, которая значительно отличается от религиозных групп, считающихся общепринятыми в нашей культуре, по одному или более аспектов исповедания или обрядов; 2) это сообщество людей объединившихся вокруг определенного человека или истолкования Библии» [4].

Использование термина «культ» в православном сектоведении представляется нежелательным, так как в его рамках данный термин имеет другое значение и не несет никакого негативного смысла.

В католической литературе можно встретить два понятия: «секта» (может быть христианского и нехристианского происхождения) и «независимое религиозное движение». К сектам (правда, к разным типам сект) относят как баптистов, так и Свидетелей Иеговы, что представляется не совсем корректным. Под «независимыми религиозными движениями» понимаются группы с синкретическим учением.

В современном Православии[5], чаще всего используют понятие «тоталитарная секта», которое ввел профессор церковной истории А.Л.Дворкин: «Тоталитарная секта - это авторитарная организация, главным смыслом существования которой являются власть и деньги, для получения которых секта прикрывается псевдорелигиозными, псевдокультуроведческими и другими псевдоцелями. Многочисленные психокульты также относятся к тоталитарным сектам»[6].

Сейчас в Православии предмет сектоведения находится в стадии становления, изучая современное сектантство и вырабатывая его богословскую оценку.

Вот что, в частности, пишет о сектах современный православный богослов, диакон Андрей Кураев в своей книге «Сатанизм для интеллигенции»: «Сектантской… является любая религиозная деятельность, осуществляемая вне Церкви и в противостоянии ей.