При изъятии в ходе осмотра предметов, могущих иметь отношение к делу, в протоколе отмечается:
- какие предметы изъяты;
- индивидуальные признаки предметов;
- конкретное место изъятия (с использованием пространственных координат);
- способ упаковки и наименование печати. Например, при изъятии с места пожара фрагмента[63]
- электропроводки в протоколе указывается: «С места пожара изъят фрагмент двужильного одно-проволочного медного проводника длиной 30 см, с обгоревшей изоляцией и оплавлением каплеобразной формы на одном конце. Фрагмент отделён с помощью пассатижей от провода, обнаруженного на полу помещения № 5 у правой боковой стены, на расстоянии 1 м от дальнего правого угла помещения.
Фрагмент проводника упакован в полиэтиленовый пакет, который опечатан печатью № 2 2-го ОГПС по охране Невского района Санкт-Петербурга».
К изъятым предметам прилагается сопроводительная надпись с указанием даты, места проведения осмотра и других обстоятельств изъятия, отмеченных выше.
При направлении изъятых предметов куда-либо непосредственно с места пожара об этом делается запись в протоколе.
Чертежи, планы, схемы, дополняющие и поясняющие протокол, оформляются в качестве приложений к протоколу, о чём упоминается в его заключительной части.
В случае проведения при осмотре большого количества измерений, отбора многочисленных проб (например, угля), целесообразно результаты измерений также оформить отдельным приложением (например, в виде таблицы с соответствующими полученными значениями глубины обугливания, потери сечения и толщины конструкции). Места отбора проб также можно пояснить план схемой, на которую нанесены номера проб и координаты мест отбора. [64]
Сами приложения должны иметь соответствующие пояснительные надписи, например: «Приложение к протоколу (от 15.06.2002 г.) осмотра места пожара по адресу: ул. Пушкинская, д. 14. План-схема подвального помещения». Приложение подписывается лицом, составившим его, и понятыми.
Без оформления приложений, таким образом, они могут быть не приняты судом в качестве допустимых доказательств.
Протокол предъявляется для ознакомления всем участвующим в осмотре лицам, которые затем его подписывают.
Наличие или отсутствие замечаний участников по ходу осмотра и содержанию протокола, а также содержание замечаний (если имеются) отмечается в протоколе.
Необходимо еще раз отметить, что всё обнаруженное и изъятое при осмотре предъявляется понятым. Они должны быть свидетелями всех зафиксированных в протоколе (и приложениях к нему) действий и обстоятельств. Недопустимо производить изъятие предметов, когда понятые этого не видят, а затем предъявить их, сообщив, что изъяли предметы в таком-то месте. Это же относится и к проведению измерений как с помощью обычной рулетки или штангенциркуля, так и в случаях применения более сложных технических средств.[65]
Понятые должны видеть все производимые действия и понимать, хотя бы в общих чертах, что они означают. В связи с этим, а также учитывая, что в дальнейшем протокол могут читать и другие лица, не знающие специфику расследования преступлений, связанных с пожарами, язык протокола должен быть понятен не только специалистам, но и обычным людям. Следует избегать использования длинных сложноподчинённых предложений. В то же время нельзя и чрезмерно упрощать его.
Общепринятые пожарно-технические, правовые и иные специальные термины обязательно должны присутствовать в соответствующих местах текста (при необходимости специальные термины поясняются участникам осмотра дознавателем и специалистом).
Протокол осмотра места пожара, как правило, должен включать в себя план места пожара, т. к. без него картина места происшествия, запёчатлённая в протоколе, будет не столь наглядной и понятной.
План может быть обычный или, что лучше, развернутый. На последнем, отражается не только вид на помещение сверху, но и вид на все 4 стены, потолок и их состояние (выгорание копоти, отслоение штукатурки и т. д.).
Чтобы план был понятен понятым, следователям, судьям и не было недоразумений в дальнейшем, дополнительно расшифровываются в пояснительных записях и условные обозначения термических поражений.
Пожарные специалисты выделяют пять групп способов поджога.
Первая - поджоги, совершаемые без специальной подготовки при «обычном для данных условий пожароопасном сосредоточении горючих или легковоспламеняющихся материалов».
Вторая - случаи, когда поджигатель пользуется «вспомогательными горючими материалами и веществами», которые ему удается отыскать на месте или принести с собой.
Третья - так называемые высокотехнологичные поджоги. Речь идет об использовании специальных технических средств или заранее сконструированных зажигательных приспособлений, вызывающих возгорание спустя значительное время после их применения.
Четвертая - когда поджигатель имитирует возникновение пожара от случайных причин - по неосторожности или из-за неумышленного нарушения правил пожарной безопасности.
Пятая группа - способы поджога, сочетающие в себе признаки четырех предыдущих.[66]
Существует множество косвенных признаков, которые в той или иной степени свидетельствуют в пользу версии о поджоге, и прямые (квалификационные) признаки поджога. При осмотре места пожара должны быть выявлены и закреплены в соответствующей процессуальной форме и те, и другие признаки.
Как правило, это мелкие и незначительные на первый взгляд факты, которые, возможно, никак и не связаны с поджогом. Однако не следует пренебрегать «мелочами», из их совокупности может сложиться общая картина, свидетельствующая о том, что пожар был инициирован искусственно.
По прибытии на место пожара необходимо обращать внимание:
- на поспешно убегающих или отъезжающих людей (неплохо заметить, на всякий случай, номер автомобиля, одежду людей, их наружность);
- явно изолированные друг от друга зоны горения;
- блокированные или забаррикадированные двери, окна, коридоры и т. п. (искусственно затрудненный вход поджигатели часто устраивают, чтобы воспрепятствовать тушению пожара);
- подозрительно «легкий» вход (открытые не по сезону окна, двери, необычные отверстия в окнах или дверях);
- препятствия тушению (блокированные или испорченные гидранты, выведенные из строя спринклеры, закрытые краны на водопроводе, помехи со стороны присутствующих посторонних лиц, передвинутая мебель и т. д.);
- следы взлома;
- закрытые ставни, жалюзи; окна, заставленные щитами и занавешенные одеялами (поджигатели делают это для того, чтобы горение внутри здания было обнаружено как можно позже).[67]
На месте пожара следует обращать внимание:
- на местонахождение жертв, их состояние, тип травм и т. п. (поджог часто используется для сокрытия других преступлений, в частности, убийств);
- отключенную или сломанную охранную и (или) пожарную сигнализацию, включенные вентиляторы;
- множественные очаги пожара;
- разбросанное имущество, необычно большие или малые его запасы (поджог может использоваться для сокрытия хищения тех или иных материальных ценностей, поэтому, если их количество явно меньше того, что должно было находиться по ведомостям хранения или показаниям свидетелей в данной зоне, - это подозрительно; с другой стороны, подозрительны и скопления сгораемых материалов в отдельных зонах, где до пожара их, по свидетельским показаниям, не было - злоумышленники, устраивая поджог, часто сгребают горючие предметы в кучи и поджигают их);
- необычные для места пожара предметы, остатки орудий или средств поджога (поддоны, емкости от ЛВЖ, запальные устройства);
- искусственные условия, способствующие распространению пожара;
- отсутствие одежды, аппаратуры, личных предметов или семейных реликвий в жилых помещениях;
- отсутствие запасов сырья, машин, приборов регистрации и иной аппаратуры или готовой продукции (на промышленных или коммерческих предприятиях).
Если исследование показывает наличие необычно большого количества горючих предметов и материалов в очаге пожара или просто их присутствие в местах, где их не должно быть, то возможен поджог. Это могут быть мебель, предметы и материалы, собранные вместе или расставленные так, чтобы облегчить и ускорить процесс распространения пожара, необычно большое скопление горючего материала в виде хлама, мусора, картонных коробок.
Зарубежные специалисты считают, что косвенным признаком поджога могут быть выявленные признаки искусственного создания условий для лучшего распространения горения. К таковым может относиться повреждение систем конструктивной противопожарной защиты (КПЗ), открытие дверей, окон. При осмотре места пожара должно быть зафиксировано (если это еще возможно) их состояние на момент пожара, а дознавателем при опросе очевидцев (допросе свидетелей) выяснено, является это состояние обычным для данного объекта или нет. То же относится к повреждениям систем активной противопожарной защиты (пожарной сигнализации; спринклерных систем и внутреннего водопровода; установок пожаротушения, которые используют углекислый газ, пену или хладоны; отдельных водопроводных магистралей и пожарных гидрантов).[68]
Конечно, в российских условиях неработоспособность и повреждения указанных систем чаще являются следствием бесхозяйственности и разгильдяйства, нежели злого умысла. Однако известны и случаи поджогов, когда поджигателями преднамеренно выводились из строя, например, системы автоматического пожаротушения.
Как непосредственно на пожаре, так и при осмотре места пожара следует замечать людей, присутствовавших на нескольких пожарах. Специалисты справедливо считают, что некоторые поджигатели - эмоционально неуравновешенные люди. Они получают удовольствие от наблюдения за пожарами. Люди, которые присутствуют на нескольких пожарах, особенно в различных местах, - подозрительны.[69]