Достоинством линейно-колористического метода анализа остатков паров ЛВЖ и ГЖ в воздухе является его простота и доступность, быстрота определения. Недостатком - способность индикаторной трубки обнаруживать только то вещество или группу веществ, на которые эта трубка рассчитана; а ведь заранее неизвестно, какую горючую жидкость применил поджигатель.
Газовые детекторы, в зависимости от типа, позволяют обнаруживать достаточно широкую гамму веществ. Например, термохимический датчик, установленный в анализаторе ПГФ, позволяет обнаруживать горючие вещества. Применяются для поисков остатков инициаторов горения и появившиеся в последние годы фотоионизационные детекторы, обладающие повышенной чувствительностью. Газовый детектор не позволяет установить, какое конкретно вещество обнаружено; он выполняет лишь функции электронного носа - указателя, что в данной зоне на месте пожара есть пары какого-то постороннего вещества и здесь имеет смысл отобрать пробу. Подобные приборы выпускаются и за рубежом, и в России - АНТ-2 в Санкт-Петербурге, «Колион» - в Москве.[75]
По показаниям фотоионизационного газового детектора не следует (как часто бывает на практике) делать вывод о наличии на месте пожара остатков ЛВЖ, ГЖ, а тем более чего-либо конкретного. Экспериментально показано, что эти детекторы столь же успешно реагируют на локальные повышения концентрации газовых продуктов пиролиза любых органических материалов. Поэтому по результатам применения «Колиона» в протоколе осмотра должны быть зафиксированы наличие его экстремально высоких показаний в определенных зонах места пожара и факт последующего отбора пробы в этой зоне для лабораторных исследований.
Переносные газовые хроматографы представляют собой более эффективный образец техники. Они позволяют не только обнаружить присутствие посторонних паров в воздухе, но и классифицировать их, т. е. установить тип, марку вещества или смеси веществ. В 70-80-е годы в США очень увлекались такого рода криминалистической техникой; различными фирмами выпускались и выпускаются до сих пор специальные модели полевых хроматографов, предназначенных именно для расследования поджогов. Из отечественных приборов подобные задачи могут решать переносные хроматографы, например, ХПМ-4, Газохром-002, ЭХО-EW хроматографы малогабаритные серии MX.[76]
Методы обнаружения остатков инициаторов горения путем анализа воздуха на месте пожара имеют один общий и весьма существенный недостаток. Они оказываются эффективны, лишь, когда горение происходило в замкнутом объеме, пожар не успел развиться и расследование шло «по горячим следам». Полезно их использовать и на стадии динамического осмотра, когда вскрываются пол и другие замкнутые, плохо проветриваемые пространства, если есть подозрение, что туда при поджоге могла затечь горючая жидкость. На большинстве же пожаров паров ЛВЖ в воздухе практически не сохраняется. Реально можно обнаружить лишь сильно выгоревшие тяжелые остатки (прежде всего остатки НП), сорбированные твердыми материалами - так называемыми «предметами-носителями».
В этой ситуации остается пользоваться лабораторными методами. Современные лабораторные методы позволяют обнаруживать остатки от сгорания буквально капель светлого нефтепродукта.
Таким образом, проблема состоит в том, чтобы найти место отбора пробы твердых объектов-носителей остатков ЛВЖ-ГЖ, правильно отобрать пробы, упаковать их и доставить в лабораторию на исследование.
Остатки ЛВЖ и ГЖ на пожаре следует искать, по крайней мере, в двух местах:
а) в зоне характерных подпалин;
б) там, куда жидкость могла затечь при поджоге и где могла сохраниться в ходе пожара.
Жидкость, и даже ее остатки от сгорания, в ходе пожара испаряются и, таким образом, окончательно теряются. Поэтому лучше всего они сохраняются в местах, защищенных от прямого лучистого нагрева пламени пожара, - под шкафом, под плинтусом, в щелях, пазах разного рода, в том числе внутренних конструкциях полов - в черновом полу, полу под паркетом, шпунте половых досок и паркета. Жидкость, пролитая в достаточном количестве на пол и попавшая в шпунт половых досок или паркета, проникает на всю глубину шпунта и по тыльной стороне доски расходится в стороны от щели, смачивая внутреннюю поверхность доски или паркетной планки. Там она прекрасно сохраняется в ходе пожара. Экспериментально установлено, что на обратной стороне паркета даже наиболее легкий из товарных нефтепродуктов - бензин - сохраняется до тех пор, пока паркет не переуглится на всю глубину, т. е. фронт обугливания древесины не дойдет до обратной стороны паркета и чернового пола.[77]
При поиске места отбора пробы за рубежом активно используют специально дрессированных для подобных целей собак; можно применять и «искусственный нос» - описанные выше газовые детекторы.
За неимением того и другого дознавателю и эксперту остается одно - ориентироваться на свое обоняние.
Необходимо иметь в виду, что пробы обугленной древесины (древесные угли) отбирать не следует ни в коем случае. В угле остатки ЛВЖ уже выгорели, их там нет. Поэтому отбирать надо не обгоревшую древесину.
Если имеются характерные пятна-подпалины от выгоревшей ГЖ, то проба древесины отбирается по периметру этого пятна.
Чтобы определить необходимую глубину отбора пробы древесины, в ЛФ ВНИИПО в начале 80-х годов проводились специальные эксперименты по исследованию глубины проникновения светлого нефтепродукта в древесину. Выяснилось, что по волокну, за счет капиллярных эффектов, жидкость за час-два может впитаться на 80-90 мм по длине доски. Поперек волокна, если в древесине нет дефектов, жидкость за это время проникает всего на 0,2-0,4 мм. Учитывая это обстоятельство, отбор проб рекомендуется осуществлять:
а) с поверхности доски поперек ее волокон - состругиванием, соскобом ножом, стамеской и другим инструментом на глубину до 1 мм;
б) если есть подозрение на проникновение жидкости с торца доски или бревна - отапливанием торца на длину до 100 мм;
в) всевозможные пазы, отверстия от гвоздей, сучков и т. д. необходимо выскоблить на всю глубину.
Выскоблить необходимо также обратную сторону доски в зоне сквозного прогара.
Таким образом, основной метод отбора проб древесины - соскоб, состругивание достаточно тонкого ее слоя. Отбирать на всякий случай лишнюю древесину не следует. Ее экстрактивные вещества только мешают обнаружению искомой жидкости.
В труднодоступных местах (углубления, пазы и др.) остатки ЛВЖ с древесины можно извлечь смыванием их органическим растворителем (пентан, гексан марок ХЧ, ЧДА). Для этого пользуются ватными тампонами - обильно смоченным растворителем и сухим, ими последовательно протирают древесину. Тампоны после этого складывают в герметически закрывающуюся емкость и отправляют на исследование.[78]
Для сбора остатков горючих жидкостей с бетонных полов и подобных поверхностей американский стандарт NFPA-921 рекомендует использовать порошкообразные адсорбенты типа силикагеля. Порошком посыпают поверхность пола, выдерживают 20-50 мин, затем его собирают, герметически упаковывают и отправляют в лабораторию. Очевидно, что подобный метод можно использовать для сбора остатков ЛВЖ-ГЖ и с других гладких горизонтальных поверхностей, в том числе деревянных. Но он менее эффективен, чем вырезание, выстругивание слоев объекта - носителя остатков горючей жидкости.
Специальные эксперименты для выяснения вопроса, как глубоко проникает горючая жидкость в такие материалы, не проводились. Вероятно, это будет зависеть от природы материала, его влажности, дисперсности, природы жидкости, ее количества и других факторов. Но, видимо, можно считать достаточным отбор проб на реальных пожарах на глубину до 5 см.
Грунт, песок, крупы, другие дисперсные материалы хорошо впитывают ЛВЖ и ГЖ, сохраняя их в ходе пожара. И их обязательно надо отбирать в качестве объектов-носителей, если есть подозрение, что на эти материалы попала горючая жидкость. Особое внимание надо уделять грунту под полом, если в доме или сарае, где злоумышленник устроил поджог, нет чернового пола.[79]
Ткани прекрасно сохраняют нефтепродукты и другие жидкости даже при обгорании. Пример тому - факелы, с помощью которых часто совершают поджоги. Несмотря на то, что тряпка сильно обгорает, горючая жидкость в них обычно легко обнаруживается даже по запаху. Обгоревшие (до определенной степени) ткани сохраняют остатки горючих жидкостей благодаря своей пористости. Поэтому ткани, в отличие от древесины, на пожаре отбирают даже обгоревшие. В поисках остатков инициаторов горения можно отбирать на месте пожара и исследовать копоть с окружающих очаг конструкций.
В 70-х годах работами Новосибирской ИПЛ было показано, что факт сгорания на месте пожара этилированных моторных топлив (бензинов) может быть установлен по повышенному содержанию в копоти свинца.
Копоть можно анализировать и при поисках неэтилированных бензинов. Экспериментально установлено, что в ней могут сохраняться тяжелые остатки бензинов, присутствующие там, в виде примеси - так называемые полиядерные углеводороды. Они обнаруживаются специальными методами, о которых речь пойдет ниже.
Копоть отбирают на окружающих конструкциях в зоне осаждения дыма из очага.
При отборе проб любого из материалов - потенциальных носителей остатков инициаторов горения, нельзя забывать еще об одном важном моменте - отборе так называемой нулевой пробы или пробы сравнения. Особенно актуально это для полимеров и материалов на их основе (например, линолеума), полов, покрытых мастикой и лаком. Во всех этих, а возможно, и других случаях, в самом материале могут оказаться компоненты, близкие по своей природе и составу к компонентам горючей жидкости или другого инициатора горения. Поэтому, чтобы предупредить возможную ошибку, и отбирается проба сравнения. Берут ее там, куда при поджоге гарантированно не мог попасть инициатор горения, - в наиболее удаленном от очага углу комнаты, в закрытой каким-либо предметом зоне и т. д.