Глава ХП. Определение ощущения: ощущение способно принимать формы чувственно воспринимаемого без материи. «Резкое воздействие со стороны чувственно воспринимаемого разрушают органы чувств». «Растения не ощущают в силу отсутствия у них центра (средины) - они испытывают воздействия только материального характера». Неспособное к ощущению ничего не испытывает от соответствующего чувственного объекта. «В воздействиях материального порядка осязаемые и вкусовые качества действуют на самые неодушевленные тела, звук же и запах воздействуют на то, в чем находятся эти неодушевленные тела, но не в виде ощущения.
Книга третья.
Глава I. «Нет никаких иных чувств, кроме указанных пяти, это такие чувства, как зрение, слух, обоняние, вкус и осязание». В осязании коренится всякое чувственное восприятие. То, что познается благодаря посредникам, ощущается через воздух или через воду. «Либо несколько объектов воспринимается через одну среду, либо несколько элементов являются посредниками для одного объекта». Из этих природных элементов складываются органы зрения (из воды), слуха (из воздуха) и обоняния (из обоих элементов). Кроме известных органов чувств других быть не может. «Для восприятия общих качеств нет особого органа». Общие качества не воспринимаются наподобие совпадающих двух различных ощущений. «У нас не одно чувство, а несколько ввиду необходимости более отчетливого познания общих качеств.
Глава П. Мы не только видим и слышим, но также учитываем факт видения и слышания (сознание). Происходит это посредством того же ощущения. Ощущение нельзя понимать однозначно - могут быть образы без непосредственных чувственных впечатлений. Различие четырех элементов: 1) ощущаемое качество без его проявления; 2) это же качество, когда оно воздействует на чувство; 3) ощущение на реализованное; 4) ощущение в состоянии деятельности. Не для всех этих моментов имеются специальные названия. В основании ощущений лежат соотношения: «Поскольку голос представляет собой созвучие, голос же и слух, с одной стороны, составляют как бы что-то одно, с другой стороны - нет и не оказываются тем же самым, а созвучие является соотношением, то также необходимо признать известным отношением и слух». Способности суждения свойственно тождество и единство во времени.
Глава III. Отождествление мышления с ощущениями (взгляды древних). Невозможность объяснения ошибочных знаний с точки зрения теории, исходящей из положения, что подобное познается подобным. «Ощущения всегда истинны и свойственны всем живым существам, мышление может заблуждаться и свойственно лишь разумным существам». Воображение нельзя свести к составлению суждений: оно зависит от нашего произвола. Воображение не есть ощущение: образ фантазии является и в отсутствии чего бы то ни было. Воображение не свойственно всем животным в противоположность ощущениям. Воображать можно и при закрытых глазах. Воображение бывает обманчивым, в противоположность уму. Мнение, связанное с верой, отлично от воображения: «За мнением следует вера (в самом деле невозможно иметь мнения, которым, по-видимому, не доверяешь), кроме того, ни одному из животных вера не свойственна, воображение же - многим. Наряду с этим, вера сопровождает любое мнение, убеждение - веру, разум - убеждение. А у некоторых животных хотя имеется воображение, разума же нет». Воображение не есть соединение мнения с ощущением. Возможно истинное мнение при ложном представлении воображения. Положительное определение воображения: «Воображение представляется известным движением и не может состояться без ощущения, но возникает лишь у воспринимающих чувственные впечатления и относится к тем же предметам, которые вызывают чувственные восприятия. Воображение не сводится лишь к движению, которое не может состояться без ощущения и не может быть у тех, у кого нет чувственных восприятий». Воображение возможно и истинное и призрачное в зависимости от характера ощущений. Воображение есть движение, возникающее под влиянием наличного ощущения. «Многое совершенствуется людьми под влиянием воображения, а не при содействии разума».
Глава IV. «Вопрос о мышлении, - необходимо рассмотреть, каков ее отличительный признак и каким именно способом происходит мышление». Проводится аналогия между мыслью и ощущением. Мышление не причастно страданию, отождествляясь потенциально с формами при их восприятии. Анаксагор утверждает, что ум самостоятелен, включая в себе возможность познания любого предмета. Определение ума, как того, чем душа мыслит и постигает. Ум с телом не связан: «Ведь в таком случае он оказался бы обладающим каким-нибудь качеством, - холодным или теплым, или каким-нибудь органом, подобно способности чувственного восприятия; в действительности же он ничем таким не является». Разумная душа рассматривается как носительница форм (идей).
Непричастность мысли страданию не одинакова со свойствами чувственных восприятию. Двоякое понимание возможности в приложении к уму: возможность до получения знания, возможность знания уже приобретенной. Сущность предмета и самый предмет, будучи различны познаются разными способностями. Затруднения в связи с вопросом об умозрительном знании: «при такого рода познании человек различает или другою способностью или способностью, иначе установленной. И вообще, как вещи отделимы от материи, так же обстоит дело и с умом». Ум сравнивается с письменной доской, на которой в явном виде ничего не написано. Ум понимается умозрительно. Материальные предметы умом не наделены.
Глава V. Пассивное и действующее начало в душе: «как, например, искусство относится к материалу, то необходимо, чтобы и в душе заключались эти различные стороны». Ум, всем становящийся, и ум, все порождающий. «И ум этот особый - ему не свойственны страдательные состояния, он ни с чем не смешан, пребывая по существу своей природы в постоянной деятельности» - это аналогия со светом. Деятельный разум всегда мыслит. Он вечен, а страдательный разум от него зависит.
Глава VI. Заблуждения существуют всегда в сочетаниях, «но и понятия, будучи разделенными, соединяются». Ум, как единство отдельных представлений. Три вида неделимого: неделимое в количественном отношении; неделимое по существу; неделимое, познаваемое через отрицание.
Глава VII. Сводная характеристика познания в его связи с человеческой практикой. Чувственное восприятие подобно обычному высказыванию своих мыслей и мышлению. Когда ощущение приятно или неприятно, то душа, словно подтверждая или отрицая, начинает либо стремиться к этому ощущению, либо отклоняться от него. Душа не мыслит без образов. Единство, как сосредоточение знания: «Подобно тому, как воздух определенным образом воздействует на зрачок, но сам зрачок есть нечто другое, также обстоит дело и со слухом, последнее же познающее есть нечто единое, представляет собой единое сосредоточение, проявление же у этого познавательного центра многообразно...». Разнородные и противоположные ощущения находят свое истолкование в единстве познающего ума. Образы вызывают осмысление со стороны разума и вовлекают его в жизненную практику. Повторное разъяснение сущности абстракции: «то, что называется абстракцией, ум мыслит, как бы он мыслил курносость; или как курносость в виде неотделимого свойства, или как кривизну, если бы кто действительно ее помыслил, - помыслил бы без тела, которому присуща кривизна; так ум, мысля математические предметы, берет в отвлечении, хотя они и не отделимы друг от друга и от тел. Вообще ум в своей деятельности то же, что является мыслящим самые предметы мысли.
Глава VIII. Душа обнимает все существующее. Связь умозрительного знания с чувственным: «научное и чувственное знания распределяются по объектам: потенциальное знание сводится к объектам, данным в возможности, действительное знание - к объектам в их реализованном виде. В душе чувственно воспринимающая и познавательная способности потенциально являются этими объектами - как чувственно познаваемыми, так и умопостигаемыми». Душа сравнивается с рукой, ум - форма форм. Нельзя мыслить без образов: «поскольку человек мысленно созерцает, необходимо, чтобы он одновременно созерцал в образах. Образы представляют собой как бы чувственные впечатления, только без материи. Воображение есть нечто иное, нежели утверждение и отрицание. Ведь истина и ложь есть соединение понятий. Благодаря такому отличительному признаку первичные понятия не совпадут с образами? Или пусть эти понятия не образы, но, во всяком случаи, они не могут проявляться без образов.
Глава IX. Две основные способности души - суждения и движения. Вопрос о правомерности деления души на части: «из-за различий возникают другие части, помимо известных способностей. Присоединяется способность воображения, отличная по существу от всех, относительно которой имеется значительное затруднение, с какой из частей она совпадает или разнится, если допустить отдельные части души. К ним еще надо присоединить стремление, которое и по самому своему понятию и по функции представляется отличительной от всех способностей. Также было бы нелепо отделять ее. Ведь в разумной части души зарождается воля, в иррациональной - желание и страсть. Если же душа окажется состоящей из трех частей, то в каждой части будет стремление». Способность движения в пространстве. Эта способность не может быть сведена ни к растительной силе, ни к ощущающей способности, ни к уму.
Глава Х. Стремление и ум, как движущие силы: «обе способности - ум и стремление - обуславливают движение в пространстве, а именно ум, направленный на известную цель, и деятельный; от теоретического ума он отличается целенаправленностью». Цель, как источник деятельности. «Ум не является движущим началом, без стремления». Движение определяемое волевым решением, и движение, обусловленное стремлением: «в самом деле, ум всегда действует правильно; стремление же и воображение то правильно, то неправильно. Поэтому приводит в движение всегда предмет стремления, но это есть либо действительное благо, либо благо кажущееся, однако, не всякое, но только связанное с действием благо, а благом, осуществляемым в действии, является то, что может оказаться и другим».Стремление руководится благом. Возникают затруднения, связанные с учением о способности души. «Затруднения из-за того, что способностей оказывается очень много: растительная, ощущающая, разумная. Волевая, также способность стремления; все они больше отличаются друг от друга, чем способность желания и мужество. Стремления могут оказаться и противоположными друг другу». Происходит борьба между умом и желаниями. Рассматривается движущее начало, орган движения и движущееся тело. Сравнение движущего начала с сочленением и кругом. «Обладая способностью стремления, животное само себя движет».