Смекни!
smekni.com

Ия эффективности работы государственной службы в целом. Государственная служба нуждается в квалифицированных специалистах-психологах, которые могут обеспечить п (стр. 5 из 19)

Глава XI. Движущее начало и другие способности у несовершенных животных: «ясно, что им свойственны печаль и радость. Если эти чувства у них имеются, то необходимо появляется также желание». Обсуждающее воображение имеется лишь у разумных существ. Три вида движения в результате различных способов взаимодействия между волей и стремлением: «иногда (1) стремление побеждает и приводится в движение волею. (2) А подчас последняя первую. (3) Иной раз одно стремление приводит в движение другое стремление, когда возникает невоздержанность. Таким образом, движение происходит тремя способами».

Глава ХП. Растительная душа, как условие всякой жизни. Ощущение свойственно не всем живым существам. Животные могут ощущать. Душа и ум предполагают наличность ощущений. Для сохранения жизни необходимы осязательные ощущения. Осязание и вкус, как условие питания. Остальные ощущения свойственны не всем животным. Восприятия через среду: «если животное должно поддерживать свое существование, ему не только необходимо воспринимать путем осязания, но и издали. Это будет происходить, поскольку животное обладает способностью восприятия через среду, - таким образом, чтобы среда, находилась под воздействием ощущаемого объекта и приходила бы от этого в движение, а ощущающая способность реагировала бы под воздействием среды». Проводится аналогия между взаимоотношениями движущих и движущихся тел и процессами, вызывающими ощущения. Движения воздуха, как среды при возникновении ощущений.

Глава ХIII. Тело животного не может быть простым: имеется ввиду, что тело не может состоять только из одного огня или воздуха». Осязание воспринимается непосредственно. Доказывается, что тело не состоит из земли, ни из других элементов. Смерть наступает, когда животное лишается осязательных ощущений. Прочие чувственные качества не могут вызвать гибели животного. Осязательные и вкусовые восприятия в их воздействии на органы чувств и животный организм: «в самом деле, всякое слишком сильное чувственное качество разрушает орган чувства, так что осязаемое качество может испортить осязание, а осязанием определяется жизнь, - именно было указано, что без осязания животное не может существовать. Поэтому исключительная сила осязательных качеств не только разрушает орган чувства, но и само животное, так как только осязание необходимо животному». Функции прочих ощущений: «животное обладает прочими чувствами не ради жизни, но ради благополучия, например, обладает зрением, чтобы видеть, так как обитает в воздухе и в воде, так как оно пребывает вообще в прозрачной среде, обладает вкусом, чтобы, познавая приятное и неприятное, учитывать состав пищи, желать и двигаться, слухом, чтобы сообщаемое им бы осмыслялось, языком, чтобы оповещать других.

III. Анализ трактата «О душе».

I. Материалистический сенсуализм Аристотеля.

Согласно учению Аристотеля, ощущение есть извечный процесс или, как он выражается, есть состояние движения, страдательное состояние. Аристотель считает, что ощущение не происходит само собой в органах чувств и без внешних деятелей не может быть ощущения. Источник ощущения, следовательно, находится вне органов чувств.

В чем же заключается причина отличия ощущения от знания? Аристотель на этот вопрос дает прямо классический ответ: «Причина этого заключается в том, что действительным ощущением воспринимаются отдельные, единичные явления, знание же имеет дело со всеобщим, а это последнее существует некоторым образом в самой душе. Поэтому мыслить всякий может как угодно, ощущение же не зависит от нашей воли, для него необходимо присутствие возбуждающего ощущение предмета».

Что же происходит в органах восприятия под влиянием действия внешних предметов?

«Ощущение, - отвечает Аристотель, - есть восприятие чувственных форм без материи... запечатлевает предметы, имеющие цвет, вкус, запах, но не как отдельные вещи, а как нечто имеющее качество... Ощущаемое есть пространственная величина, но ни способность ощущать, ни самое ощущение не есть величина пространственная». («О душе», П,5).

Аристотель убежден, что не только в том, что существует вне и независимо от нашего сознания объективный мир вещей, но и в том, что мы можем познавать это мир благодаря его воздействию на наши чувства.

Поскольку феномены жизни, по Аристотелю, предполагают определенные постоянные операции, поскольку душа как принцип жизни должна иметь способности, функции и части, ответственные за разные операции и их регулирующие. Поскольку фундаментальные функции и феномены жизни бывают: 1) вегетативного характера, т.е. рождение, питание, рост, 2) чувственно-моторного характера, как ощущение и движение, 3) интеллектуального характера, как познание, установление и выбор, Аристотель вводит разделение на 1) «душу вегетативную», 2) «душу чувственную», 3) «душу рациональную».

Растения имеют только душу вегетативную, животные - вегетативную и чувственную, люди - душу вегетативную, чувственную и рациональную. Чтобы обладать рациональной душой, человек должен иметь две другие; животное должно иметь вегетативную душу, чтобы обладать чувственной, но вегетативной душой можно владеть без двух других.

Об этих разновидностях душ и их функциях мы сделаем выводы в конце нашей работы.

П. Чувственное познание.

Аристотель различает чувственное познание и разумное, - это познание с помощью разума, т.е. мышление.

Чувственное познание определяется им, как состояние страдания, некоторого движения или изменения в человеческом организме. Познание может существовать в форме возможности и в форме осуществления. Такие категории как возможность, осуществление и действительность вводятся философом в процессе исследования уже на самой первоначальной стадии изучения проблемы познания.

Понятие возможности заключает в себе двоякое значение: во-первых, под нею подразумевается общая, принадлежащая определенному роду существ способность к какой-либо деятельности, во-вторых, проявление этой способности отдельными субъектами. Вследствие этого и переход возможности в действительность, т.е. понятие страдательного состояния тоже получает двойное значение: с одной стороны, оно означает уничтожение чего-либо чем-нибудь противоположным, а с другой - скорее сохранение существующего в возможности, благодаря существующему в действительности и благодаря подобному. Это и есть отношение возможности к действительности или осуществлению. «Существуют два вида изменения: переход к состоянию утраты и переход к обладанию и выявлению своих задатков и их природы». («О душе», III,2).

Ощущая способность уже потенциально заключает в себе чувственно воспринимаемый объект. Дальнейший анализ приводит Аристотеля к выводу, что различия между ощущающим субъектом и ощущаемым объектом существует лишь до начала акта чувственного восприятия, но что после того, как началось это восприятие, субъект и объект в своей деятельности сливаются, становятся тождественными. «Чувственно познаваемый объект и ощущение в их актуальном состоянии представляет собой то же самое, но по способу существования они не тождественны». Подчеркивая не один раз, что объекты внешнего мира существуют независимо от субъекта, Аристотель столь же категорически выдвигает тезис о том, что объективный и субъективный факторы в процессе чувственного восприятия при осуществлении своего действия проявляются в некоем единстве, одновременно возникал и исчезал.

В процессе чувственного познания принимают участие и тело, и душа. Душа содержит в себе чувственно воспринимаемый объект в возможности. В душе предметы внешнего мира существуют, разумеется в виде особых форм. Но эти формы существуют в душе лишь в возможности и, хотя душа из состояния возможности превращает их в состояние осуществления, т.е. делает их действительно чувственно познаваемым, однако этого достигает она лишь с помощью тела, которое должно предварительно подвергнуться некоторому воздействию со стороны внешнего мира, придти, по выражению Аристотеля, в страдательное состояние, испытать некоторое движение для того, чтобы начал действовать внутренний механизм души, превращающий возможность в действительность.

Что же является предметом чувственного восприятия или познания?

Отвечая на этот вопрос, Аристотель говорит: «О чувственно воспринимаемом говорится в трояком смысле: о первых двух видах мы говорим, что эти чувственные качества воспринимаются сами по себе, в третьем случае предмет ощущения воспринимается случайно». («О душе», П,6). Что же разумеется под первыми двумя? Это, во-первых, качества, доступные какому-нибудь отдельному чувству, например, цвет - зрению, звук - слуху; во-вторых, качества, доступные всем чувствам в одинаковой степени, как, например, движение, покой, число, фигура, величина.

Что касается первых качеств, то для каждого из них существует свой специальный орган чувств. Это орган или зрения, или слуха, или вкуса, или осязания, или обоняния. Аристотель рассматривает каждое из этих внешних чувств в своем трактате отдельно.