Смекни!
smekni.com

Ия эффективности работы государственной службы в целом. Государственная служба нуждается в квалифицированных специалистах-психологах, которые могут обеспечить п (стр. 6 из 19)

Все чувственное познание исчерпывается восприятием этих пяти чувств. «Но, невозможно, - утверждает Аристотель - чтобы существовал специальный орган чувств для восприятия общих качеств... движения, покоя, фигуры, величины, числа, единства». (Там же, III,1).

Однако вопрос о том, каким путем мы различаем ощущением качества (например, белого и черного), еще нельзя считать окончательно разрешенным. «Невозможно различить посредством отдельных чувств, - замечает Аристотель (там же, III,2), - что сладкое есть нечто (единое) отличное от белого ... необходимо, чтобы нечто единое засвидетельствовало это различие». Это единое, по Аристотелю, имеется налицо у человека в форме способности, различия, самой себе тождественной, неделимой и выявляющейся в неделимое время.

Так, для разрешения проблемы различения внешних качеств в процессе чувственного познания Аристотель вводит новое начало (способность различения), благодаря которому, по его мнению, живое существо бывает способным к чувственному восприятию различий в качествах. Но тем самым он, собственно, уже выходит за пределы чувственного познания и вторгается в область познания разумного.

III. Разумное познание

Мнение, по Аристотелю, имеет в основе своей умозаключение. Оно составляется, следовательно, на основании суждения и поскольку может быть истинным или ложным. Мнение отличается от знания тем, что оно может быть ложным, между тем знание должно быть истинным. Царством мнения является область чувственно воспринимаемых фактов. Поэтому мнение, по сути дела, есть эмпирический метод познания. Поскольку факты подвержены уничтожению или изменению и постигаются с помощью опыта, поскольку мнению присуще заблуждение. Определение и доказательство и есть же два признака знания, каковых лишено мнение. Мнение есть суждение, предметное содержание которого может измениться. Мнение тогда превращается в ложное. Такая возможность для знания безусловно исключена.

Научное знание занимает центральное место в логических изысканиях Аристотеля. Оно поднимает на высшую стадию познание внешнего мира интеллектом. Диалектический процесс принимает при этом сложные формы. Прежде всего, следует заметить, что научное знание существенным образом отличается о восприятия и мнения: от восприятия - тем, что его предметом является всеобщее и необходимое, а не единичное и случайное, а от мнения - тем, что его суждение - всегда истинно.

Предмет знания - всеобщность. Аристотель считает, что познание вещей с помощью понятий имеет место лишь при том условии, если объемлемая понятием всеобщность не только мыслится, но и в действительности существует. Существование же всеобщего в действительности осуществляется через единичные сущности. Всякое бытие есть единичная сущность. Но единичные сущности слагаются из лежащего в их основе субстрата и материи. Кроме того, в них привходят случайные свойства: количество и качество. С помощью этих составных частей Аристотель определяет существо всеобщности. Подчеркнем опять-таки, что всеобщность Аристотеля не есть нечто вне времени и вне пространства существующее. Пребывание ее всегда и всюду означает лишь то, что вид или род никогда не исчезает и сохраняется беспрерывность в переходе от индивидуума к индивидууму.

С точки зрения Аристотеля, можно признать научным знанием лишь такое знание, которое приводит к пониманию основ (причин) необходимости существования данной вещи. Познания истинности данного предмета еще достаточно для научного знания, ибо не все истинное необходимо. Потому-то истинное может быть содержанием и мнением.

Начала, или принципы, как называет их Аристотель - это отправные пункты, с которых начинается всякое знание, оно представляет собой непрерывную цепь взаимно обусловленных и логически оправданных положений.

Принципы разума черпают свое происхождение в предметах восприятия, ибо разум, по Аристотелю, приходит к познанию сущности вещей лишь с помощью опыта.

«Душа является как бы рукою: как рука есть орудие орудий, так и разум есть форма форм, а ощущение - форма всего ощущаемого». И далее: «Так как, по-видимому, не существует предмета, который существовал бы независимо от чувственно воспринимаемой величины, то предметы мысли находятся в чувственно достигаемых формах; сюда относится и то, что называется абстракциями, что составляет свойства и состояния чувственно ощущаемого» («О душе», III,8). Разум в качестве формы форм обладает, таким образом , двоякого рода глазами: духовными и физическими.

Итак, восприятие прокладывает мост для познания принципов: от внешних чувств протягивается нить к мышлению.

IV. Разум

Одно из основных положений Аристотеля гласит: «Существо, не имеющее никаких ощущений, ничего не может ни познать, ни понять» («О душе», III,8). Отсюда логически следует, что познание, по Аристотелю, опирается на эмпирические данные. Как же в таком случае примирится с этим тезисом другой: «немыслимо уму быть связанным с телом?»

Выход же из этого противоречия Аристотель видит в учении об уме как деятельном начале и об уме страдательном, которое излагается им в главе пятой книги третьей «О душе».

«Так как по всюду в природе имеется то, что составляет материю для каждого рода предметов, и это потенциально (в возможности) содержит все существующее, с другой же стороны, имеются причина и действующее начало для созидания всего, причем отношения между ними такое же, как между искусством и материалом, то необходимо, чтобы и в душе заключались эти различные стороны».

Приведенное место вполне определенно вскрывается сущность учения Аристотеля об уме деятельном и страдательном. Для установления различия между этими двумя видами ума Аристотель прибегает к своим излюбленным категориям возможности и действительности или осуществления, материи и формы. «Деятельный» и «страдательный», или состояние деятельности и состояние страдания, - две стороны одного и того же ума.

Ум находится в состоянии страдания, когда он прилагается к мысленным предметам. Страдательный ум ничего не мыслит без ума деятельного.

Разум мыслит неделимое, оперируя с отдельными понятиями или соединением понятий, создавая из них нечто единое. В первом случае не может быть лжи, в соединении понятий встречается и ложь, и истина. «Ошибка заключается всегда именно в сочетании».

Естественно возникает вопрос, какова роль внешних чувств при этой мыслительной деятельности разума. «Мыслящей душе, - рассуждает Аристотель, как бы отвечая на поставленный вопрос, - образы свойственны подобно чувственным восприятием... Душа никогда не мыслит без образов» (там же, III, 7). «Мыслящее начало мыслит формы (идеи) в образах». Но образы относятся к области чувственного познания, опирающегося на предметы внешнего мира. Выходит, что область разумного познания не обходится без связи с объектами чувственного восприятия.

Ум, по мнению Аристотеля, начало начал, само себе мыслящее начало или форма форм.

Трактат Аристотеля «О душе» - значительнейшее явление древнего мира - ценен прежде всего своим глубоким и тонким анализом ряда существенных проблем теории познания.

IV. Виды души и их функции. Выводы.

1. Вегетативная душа

Вегетативная душа - наиболее элементарное начало жизни, т.е. начало, которое управляет и регулирует биологическую активность. Аристотель считает, что причиной роста не являются н огонь, ни тепло, ни материя вообще, а в лучшем случае, они со причины роста. В любом процессе роста и питания присутствует некое правило, несущее пропорции возрастания, что было бы необъяснимым без того, что не есть огонь, и это - душа. И так же обстоит дело с питанием. Питание - это ассимиляция неподобного, что становится возможным благодаря души и ее теплоте.

Наконец, вегетативная душа ответственна за репродукцию, воспроизведение, которое является целью любой формы жизни, конечной во времени. Действительно, любая форма жизни, даже самая элементарная, создана для вечности, а не для смерти. «Операция, - говорит Аристотель, из всех самая натуральная, - это порождение другого существа, себе равного: животным - животного, растением - растения с целью участия в вечном и божественном...».

2. Чувственная душа, чувственное познание, вожделение и движение.

Животные, помимо вышеупомянутых функций, обладают также ощущениями, аппетитом (или вожделением) и движением. Необходимо принять конечный принцип, ответственный за эти функции, и это - душа чувственная.

Первая функция чувственной души - ощущение, которая из всех трех наиболее важная. О ней подробно было рассказано выше.

Чувство - это способность принимать чувственные формы без материи, говорит Аристотель, подобно тому, как воск принимает след о кольца, его форму, неважно, из золота ли оно или из железа.

Существуют специфические качества и общие.

Аппетит возникает как следствие ощущения. «Все животные имеют, как минимум, осязание, а, значит, чувствуют удовольствие и боль; стало быть они испытывают желание: действительно, желание - это аппетит к приятному».

Движение живых существ происходит и желания. «Способность желать - единственный мотор», ведь желание - это разновидность аппетита. Желание приводит в движение животное в направлении к объекту желания, имеющего при этом чувственное представление. Стало быть, аппетит и движение самым тесным образом зависят от чувства.

3. Понимающая душа и рациональное познание

Самое высокое начало - рациональная душа.

«Интеллект актуальный» и «интеллект потенциальный» различаются. И сам Аристотель это объясняет так: «действительно, ведь и свет имеет цвета в потенции и цвета в акте. И этот интеллект, отделенный, бесстрастный, ни мешанный и чистый по своей сути, есть агент, превосходящий то, на что воздействует... Отделенный (от материи), он есть именно то, что он есть, и только это бессмертно и вечно».