Осуществить свой замысел Никите Бычкову не удалось. Смерть застала его на 98 метре каторжной работы. До соединения с подземным монастырем оставалось около 40 метров.
Односельчане похоронили старца на местном кладбище, расположенном на вершине холма, внутри которого находятся пещеры и подземный монастырь.
Глава 4.
Монастырь при советской власти
В советское время пещеры были закрыты. Пришедшие к власти большевики продолжили дело, начатое Екатериной II. Топорами были сбиты вырезанные из мела в подземном храме иконы и роспись. Была попытка организовать в пещерах овощехранилище. И в 1938 году с наследием прошлого было решено разобраться радикально – наземный храм был взорван. Хотели также взорвать и подземный храм вместе с пещерами, но к счастью этого не получилось – над подземным храмом оказалось сельское кладбище, и местные крестьяне начали потихоньку поглядывать на вилы.
Еще 50 лет монастырь простоял заброшенным, потихоньку разрушаемым местными вандалами.
Глава 5.
Возрождение монастыря
В 1990 году в пещерном Свято-Троицком храме была отслужена первая служба. Потихоньку из пещер убрали весь мусор, очистили их от грязи. А в 1996 году началось восстановление монастыря
Подземные достопримечательности открылись для посетителей лишь в 1990 году. Богослужения в подземном храме возобновлены в 1995 году. В 1997 году заложены храмовые строения будущего монастыря — надвратный Храм преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, Владимирская часовня на холме и Храм Донской иконы Божьей Матери. В 1999 году монастырь был открыт.
В 1995 году по воскресеньям в подземной церкви священниками Чернянского и Новооскольского районов начали совершаться богослужения. А три года назад на меловых холмах епископом Бегородским и Старооскоьским Иоанном были освящены три закладных камня на месте строительства двух храмов и часовни.
В декабре 1999 года архиепископом Белгородским и Старооскольским Иоанном был освящен храм в честь Донской иконы Божией Матери и совершена в нем первая Божественная литургия.
С конца декабря 1999 года Свято-Троицкий Холковский мужской монастырь считается действующим. Его настоятелем является архиепископ Иоанн.
Завершено строительство жилого корпуса для монастырской братии. Как сообщил нам благочинный Чернянского округа протоиерей Петр Жаровский, сейчас в нем проживают два иеромонаха, один инок и три послушника. Богослужения совершаются в храме Донской иконы Божией матери и в Свято-Троицком храме подземного монастыря.
С началом возрождения Белгородской и Старооскольской епархии началось возрождение и Холковского монастыря. 11 мая 1997 года Преосвященный Иоанн освятил на этой земле сразу три закладных камня. Первый на месте будущего храма в честь Донской иконы Божией Матери. Второй на горе, где высится сейчас храм-колокольня во имя равноапостольного князя Владимира. Третий перед входом в подземный монастырь, там должны были возвести церковь во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских.
Сейчас Свято-Троицкий мужской монастырь - действующий. Его настоятелем является архиепископ Иоанн. Завершено строительство жилого корпуса для монастырской братии. Богослужения совершаются в храме Донской иконы Божией Матери и в Свято-Троицком храме подземного монастыря.
Послушники живут своим трудом. Площадь монастырских огородов измеряется 24 гектарами. Картошку, овощи, помидоры, огурцы, болгарский перец, зелень - все здесь выращивают. Есть свой сад. Есть и своя пасека. В обители своя просфорня. Просфоры выпекают сами братья. Перед началом столь важного дела просфорники усердно молятся киево-печерским святым преподобным Никодиму и Спиридону, которые при жизни своей тоже были просфорниками.
В монастырских мастерских два послушника изготавливают столы, стулья, тумбочки - всю мебель, которая необходима для монашеского быта.
Монахи, иноки, послушники работали на стройке. Насельники сами себе готовят еду. Трапеза дважды в день. Утром после Литургии и вечером после вечерней службы.
После трапезы дочитывается вечернее молитвенное правило и совершается каждодневный крестный ход с умильным пением тропарей всем святым. Пройти с этим крестным ходом стараются и паломники.
Заключение
Непростая история у Холковскиго Царёва-Николаевского Троицкого монастыря. Но сейчас возродился он из руин. Как возрождается духовная жизнь в нашем Белогорье – Святом Белогорье. И мы будем верить в то, что нет возврата к прошлому, что жизнь духовная окончательно возродится на нашей славной Родине.
Литература
1. Лебедева Ю.А. Древнерусское искусство X – XVII веков. - М., 1962.
2. Монашество и монастыри в истории России XI – XX вв. Исторические очерки. – М., 2002.
3. Советский энциклопедический словарь/ Гл. редактор А. М. Прохоров.– М., Советская энциклопедия, 1989.
Интернет-источники
1. http://www.russian-orthodox-church.org.ru/ -
2. http://www.pravoslavie.ru
3. http://www.wco.ru/biblio
4. http://www.orthodoxy.ru
5. http://dic.academic.ru
6. http://www.rulex.ru
7. http://www.rusidea.org
8. http://www.rusinst.ru
9. http://www.orthgymn.ru