В 1620-е годы в обитель стеклось много множество послушников и иноков, среди которых некоторое время пребывал юный Никита, будущий патриарх Московский и всея Руси Никон.
В 1630 годы при архимандрите Рафаиле началось крупное каменное строительство. Был возведен пятиглавый собор во имя Вознесения Господня, над которым поочередно трудились строители костромского Ипатьевского монастыря, а после – артель Печерской обители под началом старца Изосимы. В храме был установлен четырехъярусный иконостас с царскими вратами сквозной резьбы и витыми колоннами. До наших дней сохранилась уникальная надвратная шатровая Евфимиевская церковь, названная в честь преподобного Евфимия Суздальского, выходца из Печерского монастыря, основавшего по просьбе князя Бориса Константиновича Спасскую Суздальскую обитель. Вослед за надвратной церковью была возведена четырехстолпная трапезная палата с примыкавшей Успенской церковью. Уже при архимандрите Германе были построены братский и настоятельские корпуса, больничная церковь. В XVIII столетии было возведено кирпичное здание келейного корпуса, спустя 60 лет перестроенное в учебное духовное заведение с Покровской церковью. В 1738 году ансамбль дополнится Петропавловской церковью, будут построены архиерейские палаты, а в 1760-х годах появится монастырская ограда с небольшими круглыми башенками, под деревянной кровлей и с флюгерными шпилями. Стены Печерского монастыря, в отличие от мощных укреплений монастырей старорусской постройки, не несут никакой оборонительной роли. Они ограждают «от мира» и не рассчитаны, как прежде, на отражение врага.
В 1652 году царем Алексеем Михайловичем дозволено архимандритам Печерского монастыря отправлять священнослужение, кроме архимандричьих преимуществ, с репидами, палицею и сулуком, облачаться среди церкви на ковре и во время литургии осенять свечою «якоже достоит епископу», что подтверждено грамотой патриарха Никона.
Архимандриты Печерского монастыря в церковной иерархии занимали всегда высшие степени от девятой до семнадцатой. При составлении штатов Печерский монастырь включен в 1-й класс, степенью седьмым. Вместо земель и вотчин ему, как и прочим первоклассным монастырям, назначено в жалованье 2017 рублей 50 копеек в год и к тому еще дополнено, по особенному благоволению императрицы Екатерины II, по 300 рублей в год.
К началу XX века в обители было 8 каменных храмов, которые постоянно посещало огромное число паломников. Большинство из них, конечно, было привлечено Печерской иконой Божией Матери, принесенная святым Дионисием. Она есть верный список с иконы, чудно изобразившейся в Успенском Киево-Печерском храме. Письмо ее относится к началу XIV столетия. Она покрыта серебряной позолоченной ризой, украшенной финифтью. В 1847 году епископ Нижегородский Иаков передал монастырю икону «Явления Божией Матери преподобному Сергию» со словами: «Дай Бог, чтобы в Печерском монастыре были свои Сергии, подобные святому Сергию, Радонежскому Чудотворцу».
До середины XVI века монастырь был одним из центров распространения православной культуры: в нем работало немало переписчиков книг из числа образованных иноков. В библиотеке монастыря хранились синодики, один из которых был датирован 1552 годом, закладные книги, много духовной литературы.
Из настоятелей особо помнятся епископ Рязанский и член Священного Синода Палладий (Юрьев), а также архимандрит Иероним (Понятский), служивший иеромонахом в русском военном флоте, а затем ставший ректором Нижегородской духовной семинарии в 1794-1799 годах.
В XIX веке монастырь посещали члены Дома Романовых, которым показывали старинное оружие, сохранившееся со времени походов царя Иоанна Грозного на Казань. Побывали именитые гости и на старом монастырском кладбище, где нашли последний приют митрополит Селунский Паисий (погребенный там в 1632 году по указу патриарха Филарета), малолетний сын известного российского историка и писателя Н. М. Карамзина, бояре Приклонские, князья Кулунчаковы, Шаховские, Черкасские, Дадиановы, князь П. С. Трубецкой – отец декабриста.
Необыкновенное чувство умиротворения и уютного покоя вызывает эта обитель, что, словно задремав, прижалась к зеленому склону, по которому взбираются заброшенные сады.
Так пишет Владимир Соллогуб о Печерском монастыре в повести «Тарантас»: «Если когда-нибудь придется вам быть в Нижнем Новгороде, сходите поклониться Печорскому монастырю. Вы его от души полюбите.
Уже подходя к нему, вы почувствуете, что в душе вашей становится светло и безмятежно.
Сперва все бытие ваше как будто расширяется, и существование ваше станет вам яснее от одного взгляда на роскошную картину приволжского берега. Налево у ног ваших, под ужасною крутизною, вы увидите широкую реку-матушку, любимую народом, прославленную русскими поверьями; гордо играет она, и блещет серебряной чешуей, и плавно и величественно тянется в сизую даль. Направо, на скате горы, громоздятся дружною кучею между кустов и деревьев живописные хаты, а над ними, на обрыве, вдавшемся в реку, вы видите белую ленту монастырской ограды, из среды которой возвышаются купола церквей и келии иноков.
Обогните гору, спускайтесь по широкой дороге, к монастырским воротам и отряхните все ваши мелочные страсти, все ваши мирские помышления: вы в монастырской ограде.
Вокруг вас печально тянутся длинные монастырские строения. Посреди двора две старинные церкви соединяются крытыми наружными переходами. Здесь, в этих церквах, безмолвных свидетелях нашей забытой старины, под тяжелыми их сводами и резными иконостасами, много было вылито и слез и молитв от набегов татар, от вторжений поляков, о славе и многолетии князей нижегородских.
Ступени церквей уже заросли травой. Кругом, между густым кустарником, белеют памятники и уныло наклоняются на землю надгробные кресты. Здесь все дико и мрачно, здесь порог суеты человеческой; здесь все тихо, все молчит, все мертво, и лишь изредка монах в черной рясе мелькает тенью между могил.
Внизу – жизнь во всем разгуле страстей, наверху – спокойствие келий; там переменчивость, опасения, страх, буйство и страсти; здесь безмятежная совесть и слово прощения на устах. И каждое утро, и каждый вечер над шумным торжищем вселенной мирный пастырь тихо творит молитву и невольно думает и задумывается о ничтожестве земной суеты.
А ночью, когда небо усеяно звездами, когда в Волге отражается месяц и кое-где мелькает на берегу забытый огонек, а вдали звонко раздается заунывная песня бурлака, как хорошо на этом месте, какая душевная прохлада навевается тогда свыше, какое тихое, светлое счастие наполняет тогда целое бытие. Поверьте мне: если вам придется быть в Нижнем Новгороде, сходите поклониться Печерскому монастырю.
…Так стоит Печорский монастырь с XIV столетия, с царствования великого князя Иоанна Даниловича Калиты, не вмешиваясь в дела мирские, но лишь тщательно записывая в свои летописи тления имена грешных, за которых он молится.
…И тихо и грустно стоит он над Нижним, прислушиваясь печально к неумолкаемому шуму кипящего базара. Он все видел на своем веку: и междуусобия, и татарские набеги, и польские сабли, и боярскую спесь, и царское величие. Он видел древнюю Русь; он видит Русь настоящую, и по-прежнему тихо сзывает он православных к молитве, по-прежнему мерно и заунывно звонит в свои колокола.
Поверьте мне: если вы будете в Нижнем Новгороде, сходите помолиться в Печорский монастырь».
После Октябрьской революции жизнь монастыря была нарушена. Монастыри Нижнего Новгорода были закрыты в 1918 году. В Печерском монастыре расквартировались артиллерийские курсы, по признанию Губмузея – нижегородского органа охраны памятников, монастырь находился «в состоянии крайнего упадка». И действительно, на следующий год стена, шедшая по откосу к Волге, обвалилась.
И лишь спустя десятки лет, в 1995 году, в Печерской Воскресенской обители вновь появились насельники.
Необыкновенная сила Церкви зависит (между прочим) от того, что прибегают к ней люди в самые лучшие моменты своей души и жизни: страдальческие, горестные, страшные, патетические.
В. В. Розанов
Церковь отделена от государства, она не может быть государственной, так как задачи у Церкви и государства разные. Но есть и общие задачи: нравственное оздоровление общества, мир и согласие в обществе, преодоление межнациональных конфликтов, миротворческое служение. И эти задачи мы должны решать рука об руку.
Патриарх Алексий. Дивеево, 1994 г.
Список литературы:
Адрианов Ю. А., Шамшурин В. А. Старый Нижний: Историко-литературные очерки. – Н. Новгород, 1994.
Карпенко В. Ф. Преподобный Дионисий Архиепископ Суздальский и Нижегородский. – Н. Новгород, 2007.
Храмцовский Н. И. Краткий очерк и описание Нижнего Новгорода. – Н. Новгород, 1998.
Шамшурин В. А. Наш край. – Н. Новгород, 2006.