Смекни!
smekni.com

Н. М. Карамзин Печерский Вознесенский 1-го класса мужской монастырь находится не более как в одной версте от черты города и около четырех от кремля, за Казанской заставой, на берегу Волги, в полугоре. (стр. 1 из 3)

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 42

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«СТАРЫЙ НИЖНИЙ – МОЛОДЫМ»

РЕФЕРАТ

«Печёрский Вознесенский монастырь»

Автор:

Агеева Анна

9а класс МОУ МОШ №42

Классный руководитель:

Мухарлямова А.Р.

Нижний Новгород

2011 год

Должно знать что любишь,

а понимание настоящего невозможно

без знания прошлого.

Н. М. Карамзин

Печерский Вознесенский 1-го класса мужской монастырь находится не более как в одной версте от черты города и около четырех от кремля, за Казанской заставой, на берегу Волги, в полугоре. С восточной и западной сторон к нему примыкает Печерская слобода.

Монастырь этот основан св. Дионисием между 1328 и 1330 годами во время великокняжения Иоанна Данииловича Калиты, когда Нижний Новгород был пригородком суздальским и принадлежал Александру Васильевичу, старшему брату основателя великого княжества Нижегородского.

О происхождении святителя Дионисия точных и достоверных сведений нет. Есть предположение, что родился он около 1300 года, при крещении наречен был Давидом и в двадцатидевятилетнем возрасте, будучи монахом Киево-Печерского монастыря, оставил обитель и пришел на берег Волги под Нижний, чтобы начать свою подвижническую деятельность.

Почему именно Нижний Новгород привлек молодого иеромонаха?

Нижегородско-Суздальское княжество было пограничным. В его пределах проживало немало мордвы и черемисов с их верованиями, волжских булгар, поселившихся на землях княжества после нашествия монголо-татар в 1235 году и исповедовавших ислам, что способствовало проникновению и влиянию татарской культуры на приграничные земли. Все это привлекало подвижников Православия, и, видимо, потому XIV-первая половина XV века стали временем стремительного продвижения Православия на Восток. В немалой степени этому способствовали подвижническая жизнь Макария Желтоводского и Унженского, Варнавы Ветлужского, Дионисия и основанных ими монастырей.

Иеромонах Дионисий пришел под Нижний Новгород предположительно в 1328 году. В трех верстах от города на высоком правом берегу Волги он выкопал пещеру. Изначально в ней Дионисий предавался молитве перед иконами, которые принес из Киева. В их числе был список с иконы Печерской Божией Матери. В своем пустынножительстве он был не одинок. Еще задолго до его прихода на Волгу в волжском берегу было немало пещер, в которых спасались от татар и мордвы монахи-отшельники. Очень скоро они узнали о молодом иеромонахе и полюбили его. Дионисий был прекрасно образован, начитан. Его начальное воспитание и возрастание как христианина было связано с православной Византией, о чем свидетельствуют многие факты из жизни святителя: он прекрасно ориентировался в ересях, которые тревожили Православный Восток.

Иноческие подвиги Дионисия вскоре сделали его известным и привлекли к нему немало подвижников со всех сторон. На уступе горы ими была построена деревянная церковь во имя Вознесения Господня, которая и положила начало обители. В этом храме была поставлена и принесенная Дионисием икона из Киево-Печерского монастыря (икона Печерской Божией Матери в большом размере с предстоящими ей Антонием и Феодосием Киевопечерскими в настоящее время находится в Нижегородском Печерском монастыре и признается чудотворною)..дним из первых ее насельников стал преподобный Евфимий Суздальский (память 1 апреля).ождения княжества, но и в его объединяющмо Таким образом, сообразно с жизнью Дионисия, основание Печерского монастыря можно отнести к 1330 году. В этом же году был принят Студийский устав, принесенный Дионисием из Киева, который стал уставом для образованной обители. Правила этого устава соблюдались иноками со всей строгостью. Церковно-хозяйственный порядок Дионисий завел по примеру Киево-Печерского монастыря.

Однако строительство монастыря двигалось медленно. Причиной тому была экономическая слабость Нижегородского княжества. Будучи пограничным, оно не раз подвергалось набегам татар и разорению. Только в 1328 году, когда ордынский хан Узбек, боясь усиления Великого Владимирского княжества, произвел его раздел и дал ярлык князю Александру Васильевичу на княжение в Нижнем Новгороде, Суздале и Городце, набеги прекратились, и воцарилось некое спокойствие на нижегородской земле. Князь Александр Васильевич, понимая, что не только стенами крепок Нижний, но и высоким православным духом всемерно оказывал помощь Дионисию в строительстве монастыря. Наряду с собором, была построена колокольня, многочисленные келейные корпуса, трапезная, хозяйственные постройки. Князь Александр Васильевич вкладывал средства в монастырь не только для духовного возрождения княжества, но и в его объединяющее начало.

Позже, наряду с деревянными строениями, начинают возводиться и каменные постройки. Средств на строительство в монастыре предостаточно: пожертвований и вкладов делается прихожанами во множестве. Не только великие князья и бояре делали пожертвования, но и простые крестьяне вносили посильные лепты в Печерский монастырь. Князья же грамотами жаловали монастырю не только земли, но и крестьян.

Новоустроенная обитель вскоре начала привлекать к себе ищущих спасения. Одним из первых ее насельников стал преподобный Евфимий Суздальский (память 1 апреля). Другой будущий ученик святителя Дионисия, преподобный Макарий Желтоводский и Унженский (память 25 июля). В зрелом возрасте Макарий покинет Печерский монастырь и при слободе Решме в Костромской области станет основателем Богоявленской обители, ныне известной как Макарьевская пустынь. Оттуда он удалится на Желтые воды и создаст монастырь, разоренный в 1437 году ханом Улу Махметом. Побывав в плену у татар, Макарий приходит на реку Унжу и основывает здесь новый Унженский монастырь. В девяностопятилетнем возрасте 25 июля 1444 года он уходит из жизни и покоится под спудом в устроенной им Унженской обители.

К числу пострижеников преподобного Дионисия принадлежал и Павел Высокий, «старец книжный и чудный», почивший 4 января 1383 года.

Евфимий, Макарий и Павел были в числе двенадцати учеников, избранных Дионисием по примеру Апостолов. Он поучал их особенно высоким правилам веры и благочестия, готовил к подвижнической деятельности.

Благотворное влияние оказывала основанная Дионисием обитель на жителей Нижнего Новгорода. В пору своего настоятельства в Печерской обители святитель стал семейным духовником местного княжеского дома. В 1364 году Дионисий постригает великого князя Андрея Константиновича, а в 1369 году он постриг в иночество его жену Василису-Феодору. В Печерском монастыре примет схиму и великий князь Дмитрий Константинович.

По мере устройства Печерского монастыря Дионисий из простых настоятелей становится игуменом. В 1374 году св. Дионисий был рукоположен святым митрополитом Алексием в сан епископа Суздальского, но продолжал жить в Нижнем.

По согласованию с нижегородско-суздальским князем Дмитрием Константиновичем епископ Дионисий задумал составить новое летописание, в котором бы были помещены все известные письменные свидетельства по истории Руси, начиная с «Повести временных лет». Для этого подыскивается летописный свод, составленный более семидесяти лет назад и сильно обветшавший. Записи в нем обрывались на 1305 году, но он был содержателен и образно-красочен языком. Именно на его основе строился летописный свод тремя монахами, во главе которых стоял инок Печерского монастыря Лаврентий. Работу начали 14 января 1377 года и завершили в предельно короткий срок – к 20 марта того же года. Для того чтобы переписывать одновременно, монахи расшили ветхую книгу на отдельные тетради, которые потом сшили в книгу новую. Текст переносили строка за строкой. Там, где места были вытерты от времени или повреждены, домысливали сами. Монахи продлили летописание с 1305 по 1377 годы, обогатив его содержание новыми историческими фактами. Именно о них, в большей степени неизвестных летописцах, писал Александр Сергеевич Пушкин: «Духовенство, пощаженное удивительной сметливостью татар, одно – в течение двух мрачных столетий – питало бледные искры византийской образованности. В безмолвии монастырей иноки вели свою беспрерывную летопись. Архиереи в посланиях своих беседовали с князьями и боярами, утешая сердца в тяжкие времена искушений и безнадежности».

Лаврентьевская летопись – один из самых интересных и содержательных памятников древнерусской культуры. Она дошла до нас в оригинале с припиской монаха Лаврентия. В приписке говорится, что рукопись писана «по благословению священного епископа Дионисия». Епископ Дионисий и «мних» Лаврентий «прикровенно», как бы устами летописца XIV века, благословляли современных им русских князей на освободительную борьбу против татаро-монголов. Оконченная за три года до Куликовской битвы, летопись прославляет погибших при Батыевом нашествии князей как героев-исповедников. Последним описанием, по-видимому сделанным рукой Дионисия, было повествование о «пьяном побоище», произошедшем в 1377 году. Тогда мордовские князья тайными тропами подвели татарскую рать к лагерю русских. Стояли июльские жаркие дни, над лугами стелилась дурманная духота. Расслабленные долгим ожиданием, русские сложили доспехи на телеги и предавались отдыху: ловили рыбу, охотились, купались, пили мед без меры, которого было вдоволь у окрестной мордвы. Люди «ездеша, - вспоминал современник, - порты своя с плеч спущающе, а петли разстегавше, аки в бане распревше…». Об ордынцах говорили снисходительно: «Может един от нас на сто Татаринов ехати, поистине никтоже может противу нас стати». Отрезвление было ужасным. Второго августа пополудни в русские обозные колонны вонзилось пять клиньев ордынской конницы. Ни один из воевод не оказался в состоянии наладить сопротивление. То, что происходило, нельзя было назвать сражением – это была кровавая бойня. Люди очумело метались: кто разыскивал коня, кто пытался напялить кольчугу, кто искал древко для наконечника сулицы. Большинство же кинулось наутек. Основная масса русских воинов устремилась к Пьяне, ища спасение в ее водах, но нашла там смерть. Утонули в мутных водах реки многие. Кто до Пьяны не добежал, оказался в плену, и полон тот был «безчислен». Вот как описано это трагическое событие в Лаврентьевской летописи: «Истопша и утопе в Пиане множество князей и бояр, и вельмож, и воевод, и слуг, и воинство бесчисленно, и бысть на всех ужас великий и страх мног, и изнемогша вси и бежаща; полон мног бесчислен собраша и поидоша к Новгороду к Нижнему».