КРАСНОАРМЕЙСКИЙ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ
ПРИХОД В ЧЕСТЬ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА
Районные Кирилло-Мефодиевские чтения
Реферат:
«Самарские поэты и писатели, награжденные премией
Александра Невского».
Реферат подготовила:
учащаяся 11 класса
МОУ Майская СОШ
Обыдённова Олеся
Научный руководитель:
Учитель ОПК
Бузаева Г.В.
2011 год
Всероссийская православная литературная премия имени святого благоверного князя Александра Невского была учреждена в 2004 году Свято-Троицкой Александро-Невской Лаврой при поддержке Союза писателей России, по согласованию с Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, это самая престижная награда православных деятелей, поэтов, писателей, режиссеров, редакторов издательств. Жюри возглавляет наместник Александро-Невской Лавры Архимандрит Назарий (Лавриненко). Секретарь конкурсной комиссии – руководитель Свято-Духовного просветительского центра Санкт-Петербурга Андрей Грунтовский, в жюри входит священник Алексий Мороз и руководитель Общества Православных писателей Санкт-Петербурга Николай Михайлович Коняев, другие известные литераторы и священники.
Конкурс проводится с православной направленностью ежегодно по следующим семи направлениям:
Поэзия, художественная проза, документально-публицистическая проза, книга для детей, критика и литературоведение, журнал и газета. В каждом направлении присуждаются первое, второе и третье места в конце года. Комиссия конкурса определяет победителей, и на заключительном вечере в свято-духовном центре Санкт-Петербурга в январе Архимандрит Назарий (Лавриненко) вручает премии и памятные подарки лауреатам. Победителям вручаются медали с образом великого русского святого Александра Невского.
Первым из самарских поэтов и писателей получил эту престижную награду Владимир Ильич Осипов за третью книгу стихов «Нечаянная радость», которая, как и две предыдущие, была выпущена по благословению самарского архиерея Владыки Сергия (на конкурс было прислано 70 сборни-ков стихов из 26 городов России, с Украины, Белоруссии, Литвы).
Книга стихов называется «Нечаянная радость», так называется одна из наиболее почитаемых православными людьми икон. Владимир Ильич считал, что «вся жизнь человека – Нечаянная радость». В него вошли 135 стихотворений, написанных в разные периоды жизни. Многие из них уже публиковались в журналах «Литературная учеба», «Молодая гвардия», «Наш современник». Как писал о нем Эдуард Анашкин: «В его православных стихах чистый свет над полем»:
Заночую в душистом овраге,
А на утро умоюсь росой.
Облака-как седые бродяги-
Проплывут над моей головой.
В стихотворении «Уехать в северную глушь» Владимир Ильич пишет:
Суть не в счете лет,
Что в жизни главное – работа,
Дарующая людям свет.
Он очень много работал над своими стихотворениями, редактировал, придирчиво относился к каждому слову. Многие стихи похожи на зарисовки. Автор поэтизирует, казалось бы, монотонную тяжелую работу:
Вспоминаю все чаще и чаще
на вокзалах, среди толкотни,
тишиною звенящие чащи
и осенние теплые дни.
Солнца свет, отраженный в окошке.
Дым над речкой. Большой огород.
Тетя Настя копает картошку
и негромкую песню поет.
И негромкая родина слышит.
Догорает негромкий закат.
Ветер ивы над речкой колышет.
Птицы низко над полем летят.
В стихах он объясняется в любви к своей родине:
Вот она, милая родина:
Поле, проселок, река…..
Сколько отмерено, пройдено,
тихо плывут облака.
Пахнет ромашкой и клевером.
Не шелохнутся дымки.
Пахнет целительным севером.
Сыростью тянет с реки.
Стихотворение «На русском рубеже» стало шлягером, оно иногда печатается без ссылки на автора, а посвящено оно Станиславу Юрьевичу Куняеву:
Мы вновь на поле Куликовом.
Как ощетинилась орда!
Зарницы в сумраке суровом,
и красная в реке вода.
Засадный полк еще в засаде,
и гибнет полк передовой.
И суть не в славе, не в награде-
я в Черной сотне рядовой.
Я в Черной сотне. Слава Богу-
аз есмь на ратном рубеже.
И в сердце свет, а не тревога,
успокоение в душе.
И с нами Спас Нерукотворный,
Хранитель праведных побед.
Я в Черной сотне самый черный,
чернее – только Пересвет.
Много стихов написано о матери Вере Григорьевне.
Стихотворение «Он совсем не нашего села…» о Николае Чудотворце, любимом святом русского народа:
Он совсем не нашего села
и совсем не нашего народа.
Родина великая - мала.
На исходе времена и годы.
По проселкам вековым бредет,
Обходя поля, леса и долы,
сирым странником из года в год
добрый и отзывчивый Никола.
А в округе морок, стон и срам,
и веселье падшего народа,
а Никола ходит по церквам
и стоит на паперти у входа.
Не такое было на веку-
хлеба кус да вкус слезы, как соли.
Тесно жмутся дети к старику,
будто не желая лучшей доли.
И опять – дороги и поля
третьего удела Приснодевы.
Милая осенняя земля,
древние раздольные напевы.
Поезда и корабли гудят,
Ветры завывают, не стихая.
И опять-неправый скорый суд,
бедные слепые вертухаи.
Но Николе даже век - не срок,
хлеба кус да вкус родимой соли.
Снова пыль исхоженных дорог,
будто и не знает лучшей доли.
Как его по нашим селам ждут!
Он стучит в неяркие оконца,
и его встречает бедный люд
и пускает на ночь Чудотворца.
В его стихах боль за Россию, её народ, вина перед людьми:
Услышать шорох листопада,
увидеть звезды над собой,
почуять дым костра из сада
и ощутить чужую боль,
стать не пророком – сыном, братом,
идти по торному пути
и быть повсюду виноватым,
и крест свой до конца нести,
ответчиком быть - не кумиром,
живым – как поле, лес, река…
Тогда лишь прозвучит над миром
твоя негромкая строка.
Стихотворения в сборнике сопровождаются рисунками художника И.Евстегнеева.
Об авторе. Владимир Ильич Осипов родился в Самаре в 1958 году, окончил Самарский педагогический институт, режиссерский факультет ВГИК, член союза журналистов, член Союза писателей России, автор 6 поэтических книг. Как актер снимался в фильмах: «Сталинград», «Сто солдат и две девушки», «Дорога в Парадиз». Автор нескольких документальных лент: «Русские идут», «Вече», «Территория голода».
Умер 6 февраля 2010 года. Похоронен в селе Майское Пестравского района
Первую премию в номинации «Проза» (2005 г.) получил Алексей Алексеевич Солоницын за документальную прозу и «Повесть о старшем брате». За 50 лет работы в литературе и кино в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Нижнем Новгороде им издано 18 книг прозы, по его сценариям снято более тридцати документальных фильмов. Тема разбуженной совести – главная в творчестве Алексея Алексеевича. Алексей Алексеевич вместе с книгой на конкурс представил фильм «Взыскание погибших» о жизни и служении митрополита Иоанна (Снычева) духовного подвижника, названного верующими «совестью наших дней».
Книга рассказывает о родном брате лауреата Анатолии Солоницыне, любимом актёре Андрея Тарковского. Анатолий Солоницын снимался во всех фильмах Тарковского. Зрители его помнят в роли Андрея Рублёва. Автор раскрывает читателям истоки таланта и одаренности брата, таящиеся в родовых корнях семьи. Их предок Захар Степанович Солоницын – летописец и иконописец починка Зотово Тоншаевского уезда Нижегородской губернии (жил во второй половине ХYIII века). Жизнь и творчество Анатолия Солоницына – это путь человека взыскующей совести, путь к небесному, горнему, к Спасителю. Алексей Алексеевич рассказывает о вере, победившей все преграды и испытания. Творческое наследие Анатолия велико – сорок семь ролей в кино, более сотни на сцене театра за 40 лет. Но самая главная та, в которой он «подарил миру лицо великого иконописца».
Алексей Алексеевич с искренней исповедальностью рассказывает о своем старшем брате, который в детстве рос, как тысячи советских мальчишек, после окончания школы Анатолий пошел на завод слесарем – инструментальщиком, потом будет поступать 3 раза в ГИТИС, работать геологом, рабочим на выкорчевке пней в болотах под Кинешмой, наконец, станет учиться в Свердловске в студии-театре, работать в театре.
Первый раз он снимется в короткометражной ленте «Дело Курта Клаузевица» в роли русского солдата, душевного, нравственного. В журнале «Искусство кино» Анатолий Солоницын прочел сценарий будущего фильма «Андрей Рублев» и решил ехать на пробу в Москву. Анатолий был уверен, что именно он сумеет сыграть великого русского иконописца, потому что у кого же из актеров есть такой предок, как иконописец и летописец Захар Солоницын. Мне думается, что Господь Бог вёл своей рукой Анатолия к этой роли. Никто не знал, почему режиссер остановился на этом провинциальном актере, утвердив его на главную роль. Так Солоницын попал в Москву.