Смекни!
smekni.com

«Самарские поэты и писатели, награжденные премией Александра Невского» (стр. 1 из 3)

КРАСНОАРМЕЙСКИЙ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ

ПРИХОД В ЧЕСТЬ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА

Районные Кирилло-Мефодиевские чтения

Реферат:

«Самарские поэты и писатели, награжденные премией

Александра Невского».

Реферат подготовила:

учащаяся 11 класса

МОУ Майская СОШ

Обыдённова Олеся

Научный руководитель:

Учитель ОПК

Бузаева Г.В.

2011 год


Всероссийская православная литературная премия имени святого благоверного князя Александра Невского была учреждена в 2004 году Свято-Троицкой Александро-Невской Лаврой при поддержке Союза писателей России, по согласованию с Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, это самая престижная награда православных деятелей, поэтов, писателей, режиссеров, редакторов издательств. Жюри возглавляет наместник Александро-Невской Лавры Архимандрит Назарий (Лавриненко). Секретарь конкурсной комиссии – руководитель Свято-Духовного просветительского центра Санкт-Петербурга Андрей Грунтовский, в жюри входит священник Алексий Мороз и руководитель Общества Православных писателей Санкт-Петербурга Николай Михайлович Коняев, другие известные литераторы и священники.

Конкурс проводится с православной направленностью ежегодно по следующим семи направлениям:

Поэзия, художественная проза, документально-публицистическая проза, книга для детей, критика и литературоведение, журнал и газета. В каждом направлении присуждаются первое, второе и третье места в конце года. Комиссия конкурса определяет победителей, и на заключительном вечере в свято-духовном центре Санкт-Петербурга в январе Архимандрит Назарий (Лавриненко) вручает премии и памятные подарки лауреатам. Победителям вручаются медали с образом великого русского святого Александра Невского.

Первым из самарских поэтов и писателей получил эту престижную награду Владимир Ильич Осипов за третью книгу стихов «Нечаянная радость», которая, как и две предыдущие, была выпущена по благословению самарского архиерея Владыки Сергия (на конкурс было прислано 70 сборни-ков стихов из 26 городов России, с Украины, Белоруссии, Литвы).

Книга стихов называется «Нечаянная радость», так называется одна из наиболее почитаемых православными людьми икон. Владимир Ильич считал, что «вся жизнь человека – Нечаянная радость». В него вошли 135 стихотворений, написанных в разные периоды жизни. Многие из них уже публиковались в журналах «Литературная учеба», «Молодая гвардия», «Наш современник». Как писал о нем Эдуард Анашкин: «В его православных стихах чистый свет над полем»:

Заночую в душистом овраге,

А на утро умоюсь росой.

Облака-как седые бродяги-

Проплывут над моей головой.

В стихотворении «Уехать в северную глушь» Владимир Ильич пишет:

Суть не в счете лет,

Что в жизни главное – работа,

Дарующая людям свет.

Он очень много работал над своими стихотворениями, редактировал, придирчиво относился к каждому слову. Многие стихи похожи на зарисовки. Автор поэтизирует, казалось бы, монотонную тяжелую работу:

Вспоминаю все чаще и чаще

на вокзалах, среди толкотни,

тишиною звенящие чащи

и осенние теплые дни.

Солнца свет, отраженный в окошке.

Дым над речкой. Большой огород.

Тетя Настя копает картошку

и негромкую песню поет.

И негромкая родина слышит.

Догорает негромкий закат.

Ветер ивы над речкой колышет.

Птицы низко над полем летят.

В стихах он объясняется в любви к своей родине:

Вот она, милая родина:

Поле, проселок, река…..

Сколько отмерено, пройдено,

тихо плывут облака.

Пахнет ромашкой и клевером.

Не шелохнутся дымки.

Пахнет целительным севером.

Сыростью тянет с реки.

Стихотворение «На русском рубеже» стало шлягером, оно иногда печатается без ссылки на автора, а посвящено оно Станиславу Юрьевичу Куняеву:

Мы вновь на поле Куликовом.

Как ощетинилась орда!

Зарницы в сумраке суровом,

и красная в реке вода.

Засадный полк еще в засаде,

и гибнет полк передовой.

И суть не в славе, не в награде-

я в Черной сотне рядовой.

Я в Черной сотне. Слава Богу-

аз есмь на ратном рубеже.

И в сердце свет, а не тревога,

успокоение в душе.

И с нами Спас Нерукотворный,

Хранитель праведных побед.

Я в Черной сотне самый черный,

чернее – только Пересвет.

Много стихов написано о матери Вере Григорьевне.

Стихотворение «Он совсем не нашего села…» о Николае Чудотворце, любимом святом русского народа:

Он совсем не нашего села

и совсем не нашего народа.

Родина великая - мала.

На исходе времена и годы.

По проселкам вековым бредет,

Обходя поля, леса и долы,

сирым странником из года в год

добрый и отзывчивый Никола.

А в округе морок, стон и срам,

и веселье падшего народа,

а Никола ходит по церквам

и стоит на паперти у входа.

Не такое было на веку-

хлеба кус да вкус слезы, как соли.

Тесно жмутся дети к старику,

будто не желая лучшей доли.

И опять – дороги и поля

третьего удела Приснодевы.

Милая осенняя земля,

древние раздольные напевы.

Поезда и корабли гудят,

Ветры завывают, не стихая.

И опять-неправый скорый суд,

бедные слепые вертухаи.

Но Николе даже век - не срок,

хлеба кус да вкус родимой соли.

Снова пыль исхоженных дорог,

будто и не знает лучшей доли.

Как его по нашим селам ждут!

Он стучит в неяркие оконца,

и его встречает бедный люд

и пускает на ночь Чудотворца.

В его стихах боль за Россию, её народ, вина перед людьми:

Услышать шорох листопада,

увидеть звезды над собой,

почуять дым костра из сада

и ощутить чужую боль,

стать не пророком – сыном, братом,

идти по торному пути

и быть повсюду виноватым,

и крест свой до конца нести,

ответчиком быть - не кумиром,

живым – как поле, лес, река…

Тогда лишь прозвучит над миром

твоя негромкая строка.

Стихотворения в сборнике сопровождаются рисунками художника И.Евстегнеева.

Об авторе. Владимир Ильич Осипов родился в Самаре в 1958 году, окончил Самарский педагогический институт, режиссерский факультет ВГИК, член союза журналистов, член Союза писателей России, автор 6 поэтических книг. Как актер снимался в фильмах: «Сталинград», «Сто солдат и две девушки», «Дорога в Парадиз». Автор нескольких документальных лент: «Русские идут», «Вече», «Территория голода».

Умер 6 февраля 2010 года. Похоронен в селе Майское Пестравского района

Первую премию в номинации «Проза» (2005 г.) получил Алексей Алексеевич Солоницын за документальную прозу и «Повесть о старшем брате». За 50 лет работы в литературе и кино в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Нижнем Новгороде им издано 18 книг прозы, по его сценариям снято более тридцати документальных фильмов. Тема разбуженной совести – главная в творчестве Алексея Алексеевича. Алексей Алексеевич вместе с книгой на конкурс представил фильм «Взыскание погибших» о жизни и служении митрополита Иоанна (Снычева) духовного подвижника, названного верующими «совестью наших дней».

Книга рассказывает о родном брате лауреата Анатолии Солоницыне, любимом актёре Андрея Тарковского. Анатолий Солоницын снимался во всех фильмах Тарковского. Зрители его помнят в роли Андрея Рублёва. Автор раскрывает читателям истоки таланта и одаренности брата, таящиеся в родовых корнях семьи. Их предок Захар Степанович Солоницын – летописец и иконописец починка Зотово Тоншаевского уезда Нижегородской губернии (жил во второй половине ХYIII века). Жизнь и творчество Анатолия Солоницына – это путь человека взыскующей совести, путь к небесному, горнему, к Спасителю. Алексей Алексеевич рассказывает о вере, победившей все преграды и испытания. Творческое наследие Анатолия велико – сорок семь ролей в кино, более сотни на сцене театра за 40 лет. Но самая главная та, в которой он «подарил миру лицо великого иконописца».

Алексей Алексеевич с искренней исповедальностью рассказывает о своем старшем брате, который в детстве рос, как тысячи советских мальчишек, после окончания школы Анатолий пошел на завод слесарем – инструментальщиком, потом будет поступать 3 раза в ГИТИС, работать геологом, рабочим на выкорчевке пней в болотах под Кинешмой, наконец, станет учиться в Свердловске в студии-театре, работать в театре.

Первый раз он снимется в короткометражной ленте «Дело Курта Клаузевица» в роли русского солдата, душевного, нравственного. В журнале «Искусство кино» Анатолий Солоницын прочел сценарий будущего фильма «Андрей Рублев» и решил ехать на пробу в Москву. Анатолий был уверен, что именно он сумеет сыграть великого русского иконописца, потому что у кого же из актеров есть такой предок, как иконописец и летописец Захар Солоницын. Мне думается, что Господь Бог вёл своей рукой Анатолия к этой роли. Никто не знал, почему режиссер остановился на этом провинциальном актере, утвердив его на главную роль. Так Солоницын попал в Москву.