Смекни!
smekni.com

«Становление человека» (стр. 12 из 34)

А теперь второй рисунок (рис. 4):

Рис. 3 Рис. 4

Я ощущаю себя в гроте (а), я не замечаю, что смотрю на заднюю стену грота, и иду. Я не замечала, что свет шел снаружи. Внезапно у меня произошла встреча, беседа, и я заметила, что мне нужно только обернуться. Тогда я увидела свет перед собой, свет вне грота. Но сначала мне нужно было перейти большое болото, в котором я погрязла выше колен (Ь). Теперь я ощущаю себя так (сейчас мне 30 лет), как будто я все еще в гроте (с), но у же ближе к выходу, и я вижу свет. Мне близка идея смерти. В 12 лет мне приснилось, что я умру в 32. Теперь, благодаря этому курсу биографии, я только еще узнаю целостность человека и человечества и понимаю, что смерть и жизнь связаны. Прежде я не видела в жизни никакой мотивации и никакого смысла. Этому же человеку принадлежит следующее стихотворение:

Я видела сны, сны, сны

Ночами напролет - не запоминая.

А сегодня я вспомнила:

Я заключенная

В высоком доходном доме.

Он высокий и заперт.

Со мною кто-то еще.

Сверху, через окно,

я вижу свободный мир там внизу.

Но я не могу в нем участвовать.

Если я убегу, мне кажется,

это двадцатичетырехчасовое наказание

никогда не закончится.

Четыре месяца минули -

бежать мне или остаться?

Должна я бороться иль ждать?

Что хочет выразить себя в этом стихотворении и в рисунке?

Это образы заключенной души, которая не может подняться. Крепко налипли прошедшие годы, человек идет по болоту. Свет уже виден, но он еще далеко. Юношеские дарования иссякают, сил становится меньше. Нужно выйти за порог - но найдутся ли для этого силы? Найдем ли мы путь в одиночку?

Многие молодые люди между 27-м и 33-м годами, иногда до 35-го года жизни, проходят сквозь тяжелые времена. Витальные силы слабеют и истощаются. Чаще встречаются тяжелые заболевания. В эти годы встречается удивительно много случаев рака у молодежи, или спида. Иногда дело доходит до столкновения со смертью. Как много людей умирает перед 33-м годом жизни! Рак, спид, автомобильные аварии, самоубийства и т.д. являются причинами смерти.

В этом возрасте должно начаться что-то новое. Я должно укрепиться и преодолеть самоё себя. Кризис, который мы описываем здесь, называют обычно кризисом талантов. (Посмотрите в Библии притчу о талантах с этой точки зрения.) Зарою ли я свои принесенные дарования? Растрачу ли я их? Или медленно преобразую их, с тем, чтобы с 35-го года жизни они могли приносить плоды миру?

Время инспирации прошло; теперь начинается работа Я изнутри. Какие силы могут здесь прийти нам на помощь? Это силы того же рода, как и наше Я, силы Христа. Начиная с поворота времен, вливаются они в человечество и все больше ведут наше Я к процессу индивидуализации, к способности самостоятельно принимать решения и вырабатывать собственную мораль. Благодаря чему это возможно? Многие люди в этой фазе встречаются с книгой, философией или человеком, что снова приводит их к вере, назад к Богу. Годы с 30-го до 33-го, годы Христа, содержат многое из этих элементов. Некоторым людям удается этот процесс индивидуализации, другим нет, у некоторых он происходит осознаннее, у других остается в бессознательном.

Если мы рассмотрим в этом аспекте еще раз биографию 1 (стр. 26), то мы увидим, что молодая женщина из-за вызванного бациллами заболевания и высокой температуры имеет особое переживание, сон о рае. В биографии 2 (стр. 36) после двух тяжелых лет Танга снова находит себя в работе, она снова живет вместе со своими детьми и начинается счастливая фаза. И в следующих биографиях мы находим этот элемент, изменение и поворот в жизни. В биографии 5 (стр. 111) в семье появляется новый ребенок, который вызывает изменения во внутреннем настрое пациента. В биографии 6 (стр. 118) - эту перемену приносит труд Рудольфа Штейнера «Очерк тайноведения».

Фаза от 28 до 35 лет, которая соответствует середине жизни, у многих людей имеет еще и совсем другую сторону. Это время, в которое наша телесность глубоко пронизана нашей индивидуальностью. Это дает нам силы для наших целей вовне - и наша работа приносит результаты. В это время мужчина часто всецело ориентирован на внешнюю жизнь, чтобы утвердиться в своей профессии, сделать карьеру и достичь определенного статуса. Женщина, если у нее есть дети, очень часто занята домом и семьей.

Чтобы компенсировать естественный эгоизм этой фазы, мы должны развивать терпимость, любовь и сочувствие к нашему окружению. Рудольф Штейнер называет эту фазу временем души рассудка и характера. При этом он всегда совершенно осознанно употребляет эти выражения вместе. Теперь мышление (рассудок) и чувства (характер) должны быть интегрированы личностью. Мужчина, которому от природы ближе мышление и воление, должен - для того чтобы вообще найти контакт с женой и детьми - развивать свои чувства, мы можем также сказать: свою женскую душевную силу или, по К. Г. Юнгу, свою «анима». Женщина, которой от природы ближе чувства, должна, напротив, сильнее развивать силу мышления и воления (мужскую сторону своей души, или, по К. Г. Юнгу, «анимус»). Благодаря этому она сможет лучше понимать своего мужа и сможет лучше справляться с теми задачами, которые выпадают ей, в особенности, если она работает.

Рудольф Трайхлер характеризует годы с 21-го по 28-й одним предложением: «Как я воспринимаю мир?», фазу с 28-го по 35-й он ставит под девизом: «Как организован мир - и как я организую себя по отношению к миру?» Здесь речь идет о правильном дыхании вместе с окружающим миром. Важно, чтобы на предприятии, в семье я нашел правильное равновесие - с одной стороны, развивал способность к приспособлению, но, с другой стороны, не давал окружению задушить свое Я, чтобы Я могло свободно развиваться как индивидуальность. Зависимость от партнера уменьшается - я становлюсь более собой, и так я могу развивать свою способность любить. Брак может превратиться в хорошую дружбу, в которой каждый уважает индивидуальность другого, а не выдвигает постоянно требований. Если человек работает по профессии, требующей физических усилий, то в этот период он достигает пика своей трудоспособности, это можно наблюдать во многих видах спорта. Каждый человек в возрасте от 28 до 35 лет имеет чрезвычайные организаторские способности и склонен планировать свою жизнь на будущее.

Пятое семилетие - это фаза, где мы можем создать равновесие между идеализмом и легкими иллюзиями, которые были у нас между 21-ми 28-м годами, и материализмом и очерствелостью периода с 35-го по 42-й годы.

3-5. БИОГРАФИЯ 3 - ПЕРЕЖИВАНИЯ МЕЖДУ 30-М И 33-М ГОДАМИ ЖИЗНИ

Я не знаю, с чего мне следует начать. Конечно, я не могу сказать, что все началось в 30 лет. Это неправда. Прежде было 30 лет жизни, которые были подготовкой к тому, что должно было прийти потом.

Семья. Отец, мать, три дочери - я была средней из дочерей. Еврейская семья. Мой отец уехал из России в Бразилию со своими родителями, когда ему было 8 лет. Над ними висел груз преследований, антисемитизма, нищеты, и в то же время воли и необходимости победить. Моя мать была родом из еврейской семьи, уже три поколения которой жили в Южной Америке, то есть была уже очень «приспособленной». Мой отец - художник, интеллигент, бизнесмен. Мать - великолепная хозяйка, хорошая мать, хорошая жена, полная любви, преданности, верности.

Я думаю, что у меня было счастливое детство. Я рано научилась привлекать к себе людей веселым нравом, юмором, творчеством. Этим качествам в нашем доме придавалось большое значение. Тем самым я избегала конфронтации, споров и раздражения. Я рано научилась игре в веселье. Я искала блеска, чтобы быть любимой. И это мне удавалось.

У меня были друзья, много друзей, и семья, которая любила меня и восхищалась мною.Мой отец умер молодым, когда мне было почти 17 лет. Это было тяжело, но жизнь продолжалась.

В 20 лет я вышла замуж. Я была влюблена и открыта для новой жизни. Вскоре появились дети. Я родила троих детей за четыре года. За этим последовало целое десятилетие, которое я посвятила максимальному совершенствованию, чтобы хорошо воспитывать детей, кормить, одевать их, играть с ними, дарить им нежность и в определенной степени давать им то, что я в собственном детстве воспринимала как образец. Все это соединялось с желанием быть «кем-то» для внешнего мира, например, художницей, и прежде всего быть «хорошей» во всем, что я делала.

В это время у меня произошла также встреча с новым видением жизни и мира, человека и Бога. Впервые я очень медленно поняла, а затем - с помощью антропософии - и приняла, что существует духовный мир. Постепенно я превратилась из материалистки в спиритуалистку. Иудаизм моего отца был связан с традициями народа, но он был материалист и агностик до мозга костей и имел на меня большое влияние.

И тогда я раздвоилась. Мне было трудно заявить перед друзьями-материалистами о своей приверженности духовному миру. Еще труднее было признаться в христианском мировоззрении перед своей еврейской семьей. Так я провела десять лет с двумя лицами - или тысячью лиц. Во всех областях у меня был успех, но ни с одной я не срослась.

Когда мне было 29 лет, я почувствовала себя очень неуверенной и раздраженной. Как женщина, которая жила в этом мире в этом веке, одна часть моего существа хотела хорошо выполнять задачи матери, жены, хозяйки дома, и никто не мог сделать это лучше меня. Другая часть существа во мне хотела быть «кем-то», иметь профессию, получить признание, зарабатывать деньги. Кроме того, мне нужно было быть очаровательной и привлекательной и сохранять влюбленность мужа в меня. Короче, я хотела быть «суперженщиной», а это мне не удавалось. Раздражение начало овладевать мною, между тем я пыталась убедить себя, что все в порядке.