Еще несколько замечаний к моей биографии: Я левша и меня никогда не исправляли. Я всегда ощущала себя аутсайдером и была неспособна приспособиться к группе. Я была боязливой, но одновременно завистливой. Мои основные чувства были: раздражение, горечь, ранимость, и я была полна обиды. В юности я обращала большое внимание на систему ценностей и была очень агрессивна. Другой примечательной особенностью моей жизни является то, что я очень часто переезжала и много раз курсировала между Бразилией и Данией.Эта биография вызывает ощущение, что кризис между 30-м и 33-м годами жизни успешно преодолен. И здесь человек совсем близко подошел к смерти, чтобы затем выправиться и восстать. Существенным было, вероятно, то, что мать пациентки в определенной степени наверстала процесс беременности и ухода. Благодаря этому произошло примирение между матерью и дочерью. Одновременно дочь смогла освободиться от личности своей матери, которая оказывала такое определяющее влияние на ее жизнь. Начиная с 35-го года жизни, все заметнее становится собственный импульс. Куда направлен этот импульс? Этот вопрос мы рассмотрим в следующей главе.
Если я тот, кого из меня
Делает этот мир -
его изменить бессилен я,
у пропасти остановить.
Но если я думать начну о том,
кем был или мог бы быть
каждый из нас -
Богочеловеческим существом,
свой крест на себя взвалить -
вырастут силы тогда мои
и много сделаю я для Земли.
Вацлав Гавел.
Мы преодолели трудное время, которое мы проживаем с 30-ти до 35-ти лет, и приходим в 35-й год жизни. С определенной точки зрения мы стоим посередине жизни. В нашей инкарнации мы спустились наиболее глубоко; мы ближе всего к Земле. Теперь мы начинаем снова медленно отрываться от нашего тела и стремиться вверх. В прежних фазах жизни мы были большим вдохом космоса, природы, знаний и т.д. Постепенно мы уверенно, «как дома» чувствуем себя в своей профессии и семейном окружении, Мы можем все более осуществлять на Земле то, что принесли в своем Я с собой из области до рождения в качестве интенций, как лейтмотив и миссию. Мы все сильнее работаем изнутри, из наших принесенных и освоенных способностей. И теперь мы уверенно находим свой путь развиваться дальше. Силы Христа, которые мы снова восприняли в прошлом семилетии, помогают нам развить истинное братство, терпимость и уважение по отношению к другим личностям.
Фаза жизни, в которой мы теперь находимся, имеет, однако, и негативный аспект: в этом возрасте мы можем стать большими эгоистами и деспотами. В каждой биографии существует опасность стать маленьким Наполеоном. (Наполеон сам себя короновал в 35 лет!) Необходимо бо-роться в это время против эгоизма, и здесь нам помогают терпимость и положительное отношение к другим людям. Рудольф Штейнер указывает во многих докладах на то, что может проявиться лишь после 35-го года жизни: например, человек только тогда способен к оценкам, когда его дела и мысли становятся полезными для мира. Восприятие медленно превращается в Отдавание и Дарение миру. Наш дух более не занят нашим телесным и душевным строительством. Он может все более свободно стремиться в будущее.
Американская журналистка Гэйл Шихай называет эту фазу кризисом аутентичности или фазой демистификации наших мечтаний. Мы должны разобрать иллюзорный образ, который сами составили о себе. Мы должны спросить себя: что осталось бы от нас, откажись мы от всех ролей? Взросление личности приводит к тому, что мы более не хотим жить ради видимости - но для того, чтобы Быть. Например, в отношениях с партнером я выполняю теперь некоторые действия не по обязанности, не потому что этого требует моя роль мужа или жены, а из любви. Мне легко также сказать «нет». Это не должно быть «да» потому, что другие ждут этого; впоследствии я только бы злилась, что пришлось делать то и это только потому, что так принято. Я действую по своему убеждению и из своей аутентичности. Небольшой пример: когда мне было 26 - 28 лет, и я только что начала мою работу как практикующий медик, я очень стыдилась, если встречала пациентов, когда ходила на воскресный рынок за покупками - я охотнее посылала туда свою домработницу. С тех пор как мне исполнилось 35 лет, насколько я помню, мне доставляло большое удовольствие делать на рынке покупки. Это была настоящая радость, выбирать для еды лучшие плоды и овощи. Меня вообще не заботило, что я встречала там пациентов. Я добилась аутентичности, любви к делу, что бы другие ни думали обо мне.
Вольные каменщики выражают это исчезновение ложной созданной личности символом молота.
Мы живем сейчас в фазе, которую Рудольф Штейнер называет фазой души осознающей. Мы рассматриваем вещи более ясно и критично. Теперь существует опасность, что наша жизнь превратится в рутину, и в нас часто появляется ощущение пустоты. Теперь требуется мужество, чтобы превратить «критику вовне» в «критику вовнутрь». Каждый должен спросить себя: где мой предел? В чем заключаются мои способности и возможности действия? В возрасте от 21 до 28 лет люди думают, что все возможно. Я замужем за человека, который, возможно, пьяница, и я убеждена в том, что своей энергией сумею отучить его пить. Или у меня есть идея работать для экологии мира, и я убеждена, что все люди смогут подхватить и воспринять мои представления.
Теперь, в это время, я сталкиваюсь с пределами своих возможностей. Не все возможно, я могу реализовать только некоторые части самого себя. Я не должен переоценивать свою сущность. «Не я, но Христос во мне» - это познание становится духовной реальностью.
С одной стороны, мы склонны к переоценке своей личности. С другой, есть много людей - в основном это женщины, которые, вероятно, в прошедшие годы занимались созданием семьи и воспитанием детей, которые думают о себе, что они ничему не выучились, что у них нет профессии, и которые недооценивают свои творческие задатки. Таким образом, в жизненной фазе, начиная с 35-го года жизни, имеется и противоположная тенденция: недооценка собственных способностей. Для каждого речь идет теперь о том, чтобы еще раз оглянуться и понять: какие импульсы, какие профессиональные задатки я не сумел реализовать? Как я могу это поправить?
Мы подходим к 37-му году жизни - времени второго лунного узла. Здесь еще сильнее проявляется импульс нового начала, чем при первом лунном узле в 18½ лет. Ощущается побуждение сбросить прошлое, появляется стремление создать новую систему ценностей, новые масштабы. Многие женщины начинают теперь работать или снова учатся. Мужчины в этом возрасте иногда меняют профессию, чтобы приступить, наконец-то, к осуществлению своей жизненной миссии.
Тот, кто привык обращать внимание на свои мечты, чувствует стремление изменить что-то в своей жизни. И он чувствует, что теперь у него есть способности для этого. Мы можем выразить это словами Эриха Фромма, который изложил точку зрения на «быть» и «иметь» для характеристики душевных состояний: фаза «иметь» прошла; у меня есть жена, у меня есть семья, у меня есть профессия, иногда у меня уже есть даже фабрика. Но имеет ли все это смысл? Возможно, из-за этого я многое потерял: контакт со своими детьми, контакт с женой, согласие со своей сущностью. Я часто ощущаю эти внутренние конфликты, и у меня есть воля изменить что-то. Подготавливается направление, которое я хочу придать своей жизни после 40-го года жизни.
В этой фазе большинство людей начинают задумываться о смерти. Начинается физический распад. Это выражается в снах о смерти, в чувстве страха. Типичные высказывания, которые мы делаем в этой фазе жизни: «Я думаю иногда, что мне недолго осталось жить. » «Мой отец умер в 42 года, я тоже не переживу этого возраста.» Или случается, что ко мне приходит на прием женщина и говорит: «Я не знаю, что со мной, - я внезапно стала бояться переходить улицу.» На мой вопрос: «Сколько Вам лет?» она отвечает: «Мне как раз исполнилось 38.» Такие и подобные переживания отражают влияние и опыт смерти. Кажется, будто ангел смерти смотрит с другой стороны, с конца жизненного пути, и говорит: посмотри, что ты хочешь сделать в последующие годы, что ты упустил и что ты еще хочешь осуществить.
К. Г. Юнг характеризует это время как фазу «великой смерти», она в душевном, с одной стороны, есть выражение отказа от ориентированной на внешнее личности, с другой стороны - выражение убывающей энергии тела.
У Танги, например, (биография 2, с. 36) в 37 лет пробуждается новый духовный интерес - зародыш, который заложила в нее бабушка в раннем детстве.
Послушаем еще одно высказывание 37-летней женщины: Я открыла сейчас, что я сама - герой моей биографии. Я всю жизнь искала героя где-то вовне, а теперь, благодаря курсу биографики, я замечаю, что в действительности он внутри.
Это высказывание женщина сделала при оценке биографического семинара.
Процессы отмирания в организме, которые теперь из физического тела поднимаются в сознание, вызывают описанное переживание смерти. Мы начинаем видеть вещи в их первооснове. Теперь мы можем отличать существенное от несущественного. У нас часты духовные переживания. Может быть, мы слышим при восходе солнца «звуки солнца», или вдруг, видя расцветающий цветок, мы понимаем цветение всей жизни. Отношения с другими людьми также могут стать более глубокими. Нам удается отойти от своего эгоизма и воспринимать других людей в их сущности. «Маленький принц» в другом человеке открывается нам во всем своем величии. Если мы воспринимаем другого человека и идею в их сущности, то мы можем оставаться верными им. Начинается фаза большого подъема в духовном. В наших словах постепенно начинает ощущаться жизненный опыт и жизненное содержание.