Смекни!
smekni.com

«Становление человека» (стр. 21 из 34)

Я могу идти по жизни гордо и уверенно -

Пока однажды, уже немного усталый

после долгого пути,

Я сяду под своим деревом –

Но, ах! - из-за листвы и множества ветвей

Я больше совсем не вижу неба!

Ни солнца, ни облаков, ни небесной синевы –

Ни Луны, ни звезд, ни тьмы ночи.

В ужасе я вскакиваю - где ты?

В страхе вижу я на зелие длинную тень –

От Луны, которая из дальней дали бросает свой

блеклый свет на меня - И это - Я?

Когда я просыпаюсь на следующее утро,

Мое первое побуждение –

мотыгой, топором и пилой

Я хотел у брать ветви –

Чтобы, я снова мог дышать –

Снова видеть свет, голубое небо

И спокойное сияние звезд! –

Нет, это не жизнь –

Где мой спутник - где мой ребенок?

Но дерево, очень обиженное, говорит:

Разве ты не можешь подождать?

Разве ты не видишь зреющих плодов?

Скоро придет осень, глупец, листва опадет,

плоды созреют.

И все будут восхвалять тебя, Говоря «О!»

Твои плоды сладки -

Ты можешь насытить многих -

людей и животных, больших и малых -

Все будут благодарны тебе за это -

Не уничтожай их - раздари их -

Солнце и Луна снова будут светить

сквозь ветви -

Ты стоишь в раздумьи,

Сам увенчанный сединой,

С лучащимися солнечным светом глазами, -

Все равно, видишь ли ты это или нет,

Под звездами, которые смотрят сквозь ветви -

Одна кивает тебе уже так по-домашнему,

так приветливо –

Оттуда я пришел,

Туда иду я –

С глубокопрочувствованным

«У» преклоняюсь я перед тобой -

И осознанно смотрю теперь:

Таков я есть.

4. 4. С 56-ГО ПО 63-Й ГОДЫ ЖИЗНИ: «ИНТУИТИВНАЯ СТОРОНА»

Теперь обратимся к фазе с 56-го по 63-й год жизни. Это трудная фаза интроверсии. Бернард Ливехуд называет ее мистической фазой. Это время, в которое некоторые люди имеют возможность стать духовными руководителями. Но и здесь опять действует тот факт, что духовный руководитель не бегает за другими людьми, чтобы возвещать им свою мудрость. Он ждет, пока люди придут к нему.

Мне потребовалось много времени, чтобы понять, почему девятое семилетие называется мистической фазой. Однако мы можем назвать ее также временем интуитивной души. Теперь мы полярно противоположны первому семилетию. В первые семь лет нашей жизни мир открывался нам через чувства. Произошла наша инкарнация через чувственный мир, посредством чувств мы установили контакт с внешним миром. Теперь мы прибыли в точку, где наши чувства, наши окна во внешний мир, постепенно закрываются. Наши уши слышат уже не так хорошо, как раньше, нам нужны очки, и наше осязание уже несколько грубее. Или мы жалуемся, что суп невкусен. Однако он такой же, как всегда, просто наши органы вкуса не такие восприимчивые. Часто мы не можем так дифференцированно воспринять аромат цветка, или мы утрачиваем остроту восприятия того, что происходит в наших близких, или того, что они хотят выразить. Эти чувства мы также должны интенсивно поддерживать, чтобы они сохранялись и мы могли пользоваться ими. В этой связи я ссылаюсь на книги Норберта Глаза: «Нарушение и исцеление чувств» и «Старость, полная света» (см. указатель литературы, № 7 и 9). Следовательно, мы осознанно должны делать что-то для наших чувств, чтобы они и далее обеспечивали нам контакт с миром.

С другой стороны, это факт, что наше тело все более превращается в грот, в котором мы живем как отшельники, и в этом смысле мы должны рассчитывать на свой духовный свет. Мы все сильнее соприкасаемся с духовностью в нас самих или с Господом в нас, как выражаются некоторые - поэтому мы говорим об интуиции.

Маленький ребенок излучает свою сущность в мир и светится. Создается впечатление, что личность ребенка намного больше, чем его тело. В середине жизни наша духовная сущность погружена в тело. Она затемнена, мы прикованы к земле. Именно благодаря этому мы позволили тому духовному, что принесли с собой в инкарнацию, проникнуть глубоко в землю. В старости же наше тело становится все более прозрачным. Наши кости снова становятся легче, мы страдаем остеопорозом, то есть уменьшением количества кальция в костях, и наша сущность может начать все более просвечивать сквозь тело. Почему маленькие дети так любят своих дедушек и бабушек? Потому что они могут почувствовать у них этот сияющий свет. И если тело человека не тяжелеет все больше и больше, если человек по-прежнему легко несет его, этот свет становится зримым. Если свет остается невидимым, то кажется, будто солнце на небе закрыто облаками. Это значит, что наше физическое тело стало таким твердым и так огрубело, что мы больше не можем пронизать его своим светом. Как облака, оно не дает тогда пробиться лучам солнца. Часто случается, что люди в этом возрасте склонны к преждевременному склерозу. Это означает, что из-за раннего обызвествления сужаются сосуды головного мозга. Это проявляется в негибком мышлении, в забывчивости и упрямстве.

Если жизненным силам в первом семилетии не уделялось достаточно ухода и уважения - например, из-за раннего начала учебы в школе и ранней нагрузки на интеллект, - тогда витальность рано отнимается у мозга и человек склонен к раннему склерозу. Последствия раннего детства проявляются часто лишь в фазе с 56-го по 63-й год жизни. Конечно, в таких случаях имеются возможности провести терапевтическую профилактику. Каждый сеанс кунсттерапии (терапия искусством), каждое мыслительное упражнение, любое творчество как таковое помогает человеку в этом смысле.

Девятое семилетие - это время, в котором нам часто приходится встречаться с болезнями. Мы должны научиться сосуществовать с ними до конца жизни. У нас может быть сахарный диабет или боли в спине, или слишком высокое кровяное давление. Часто эти явления вынуждают нас менять образ жизни или менять свое питание. Мы должны теперь научиться воздержанию, и в этом болезни иногда помогают.

Часто на эти годы приходится уход на пенсию, и нам нужно научиться заводить хобби. Возможно, мы уже заранее предвкушали это занятие и уже готовились к тому, чтобы теперь посвятить себя этому. Однако тот, кто не подготовился к этим годам, испытывает пустоту. Есть много профессий, в которых выход на пенсию не играет такой определяющей роли. Врач, деятель искусств, или юрист, возможно, только теперь могут полностью раскрыться. Однако многие люди, которые имели очень технизированную профессию, в этой фазе жизни оказываются ввергнутыми во внутреннюю пустоту. Тогда для них важно заполнить пустоту новым содержанием. В противном случае она приведет к депрессиям или к алкоголизму.

Теперь человек живет в тот период, когда хочется оглянуться на жизнь. Многие люди описывают свою биографию. На наших биографических семинарах мы часто наблюдали, что люди, которые приходят к нам после 63-го года жизни, в определенной степени утратили интерес к собственной биографии. Они не могут собраться с силами и мужеством достаточно ясно посмотреть на свою жизнь. При этом девятое семилетие - и, конечно, предыдущие годы - особенно важны, чтобы посмотреть на свою жизнь, понять, чего мы достигли, какие способности мы развили, и чем мы хотим заниматься в будущем. Все это вопросы, которые нужно выяснить, и которые помогут нам осмысленно организовать свою дальнейшую жизнь.

В моей собственной биографии - когда мне было около 56-ти лет - у меня было впечатление: если я не смогу на этом этапе жизни совершить новый поворот, я засохну духовно и душевно, и физический распад будет сопровождаться душевным и духовным распадом. Так продолжалось примерно около двух лет, пока постепенно не стало ясно, что станет моей новой задачей в этом семилетии. В тот момент, когда нить найдена, дальнейшее развитие неостановимо идет вперед.

Автор биографии 1 (стр. 26) высказалась об этой фазе следующим образом: «Моя жизнь становится моей жизненной философией». У каждого человека была чрезвычайно богатая жизнь, и если он осознанно работает над тем, чтобы преобразовать пережитое в жизненную философию, то он принялся за задачу этого семилетия.

Для нас это также время, в которое материальные ценности для нас уже не так важны. Часто именно в это время составляются завещания, а иногда имущество делится. Однако при этом нужно следить, чтобы и для самого себя сохранить надежную опору в старости. Потому что иначе следующие годы могут стать очень трудными, в особенности если - как „это, например, часто случается в Бразилии, - приходится и дальше бороться за свое существование. Если человек состарился, то естественно, что собственные дети помогают ему. Однако сейчас они еще полностью заняты строительством собственной жизни и у них еще мало времени для старшего поколения. Поэтому нужно уделять особенное внимание этой фазе жизни.

Когда у женщины после 49-го года жизни наступает менопауза, а мужчина после 56-го года жизни переживает андропаузу, душевное различие между мужчиной и женщиной снова несколько выравнивается. 49-й год жизни для женщины - время менопаузы. Оно означает изменение, уходящее глубоко в органику, и вызывает у некоторых женщин кризис: теперь для меня окончательно утрачена возможность рожать детей. Поскольку количество женских гормонов постепенно уменьшается, число мужских гормонов, если рассматривать относительно, повышается. Они вызывают в биологической сфере более низкий голос и усиленный рост волос. Одновременно они приносят с собой и душевные изменения. После короткой фазы эмоциональной лабильности женщина переживает некое освобождение. Ей нравится приобретать в большей мере мужские качества, она становится более активной и берется за решение задач, которые до сих пор приходились только на долю мужчины. Ощущение возможности наконец-то дать волю собственным чувствам и стремление выйти вовне выводит теперь женщину в мир. Это часто можно наблюдать у пожилых женщин.