«Тебе нужны любовь и защита, - сказала лиана. - Ты такой невинный и беззащитный. Кругом слишком много плохого. Отныне я буду здесь и буду охранять тебя. Я не позволю, чтобы тебе причинили зло».
«Апана права, - подумал розовый куст. - Сад полон опасностей».
Однажды весной - он еще хорошо помнил это - он тщетно пытался расцвести. Каждый раз, когда он собирался вытянуть новую ветвь, прилетал воробей и съедал почку, дорогую почку, которая стоила таких трудов, оказавшихся бесполезным. Потом прилетали осы, которые пожирали все еще нераскрывшиеся бутоны. Теперь ему не нужно было ничего бояться. Лиана была здесь и заботилась о его ветвях, она укрывала его и защищала его от невзгод. Правда, на нем больше не было роз, но это было неважно. В эту весну лиана цвела непрерывно, на ней распускались маленькие цветочки, как звездочки, она образовала прекрасную, густую крону, которая даже давала тень. Розовый куст был доволен собой. Благодаря ему лиана могла цвести и выглядела очаровательно. Все, кто ее видел, восхищались лианой так, что даже не вспоминали, что когда-то здесь стоял розовый куст.
В один прекрасный день на ветку красного гибискуса села странная птица. Розовый куст с трудом мог ее видеть, он слишком был закрыт ветвями лианы. Однако птица была любопытна и, прыгая с ветки на ветку, приближалась, пока не увидела, наконец, розовый куст. Она рассматривал его молча и задумчиво. Затем она спросила:
«Когда же расцветут твои розы? Сейчас весна, время, когда все розовые кусты показывают свои краски и аромат. У тебя же нет ни одного бутона!»
«Все это неважно, - сказал розовый куст. - Важно выйти за свои пределы и подарить себя другим. Это путь, которому меня научили, чтобы достичь мира. И я делаю это, я отдаю свои ветви лиане. Посмотри же, как она умеет украсить себя! Блеск лианы - это моя жизнь».
Однако птица возразила: «Важно, чтобы ты был самим собой. Оглянись вокруг, как много здесь бедненьких цветов, растений и кустов - и только ты розовый куст. Розовый куст, который отказывается от своего предназначения, которое природа предопределила ему. Поэтому этот сад не полон. Нужно восстановить его гармонию».
«Но что я могу сделать?» - спросил розовый куст шепотом.
«Борись, отвоюй снова свое жизненное пространство, будь уверенным в себе!»
С этим птичка улетела. А розовый куст начал медитировать. «Как чудесно было бы, если бы я снова смог зацвести! Только так я был бы счастлив». Однако ему недоставало мужества попросить лиану, чтобы она не забирала у него силы и позволила ему жить. «Ах, если бы лиана сама поняла все это и решилась, наконец, уйти от меня!» Проходило время, и пышная самоуверенная лиана становилась все сильнее и обвивала новые побеги вокруг ветвей розового куста, который был устал и подавлен. «Слишком поздно, чтобы бороться,» - думал он. И постепенно он потерял желание жить. Никто не слышал его вздохов, такими тихими они были.
Однажды летним днем буря подхватила целую стаю ласточек. Поскольку деревьев, которые могли их защитить, не было, они стали искать прибежище в цветущем кусте лианы. Они пытались, насколько это было возможно, просушить мокрые перышки. Тут они услышали еле слышную печальную жалобу:
«О, если бы кто-нибудь смог мне помочь!»
Ласточки испугались. «Как, такой здоровый куст, и просит о помощи?» Только тогда они обнаружили сильные изогнутые колючки: это были колючки розового куста.
«Что случилось с тобой, почему ты так печален?» - спросили они.
«Я очень хотел бы расцвести, но у меня не осталось для этого сил. »
«Мы хотим помочь тебе,» - сразу же сказали ласточки.
«А лиана, что станется с ней?»
«Она должна научиться обходиться своими силами.»
И ласточки начали терпеливо, ветку за веткой, постепенно освобождать розовый куст. Розовый куст глубоко вздохнул и заснул, потому что он очень устал.
Разлученная с розовым кустом лиана жаловалась на свою судьбу и пыталась разобраться в запутанных ветвях.
«Ты хочешь, чтобы мы тебе тоже помогли?» - спросили ласточки.
«Нет!» - был ответ, потому что лиана очень гордилась своей властью. И ласточки улетели прочь.
Розовый куст пережил во сне всю осень. Он грезил о новой весне, полной солнца, цветов, бабочек и певчих птиц. И во сне он увидел, как лиана карабкается по палочкам из дерева, простирая свои ветви, усыпанные цветами-звездочками, во все стороны. Отдохнув, розовый куст открыл глаза навстречу жизни. В воздухе чувствовалось окончание зимы, наступило время готовиться к цветению.
Все случится, все придет
Для того, кто ждать умеет,
Счастие твое грядет,
Если поле ты засеял.
Ты однажды ощутишь
Запах спелости колосьев,
Все спокойно завершишь,
В закрома направишь зёрна.
Христиан Моргенштерн
С 63-го года жизни человек становится свободнее от предначертаний судьбы. Этот момент часто переживается как новое рождение. Общее состояние здоровья вновь улучшается, небольшие телесные недомогания отступают. Как будет протекать наша жизнь дальше, зависит, конечно, от предыдущего времени, в основном от периода после 42-го года: как мы организовали его, были ли в нас мужество и творчество между 42-м и 49-м годами, были ли найдены новый ритм и новая мудрость между годами 49-м и 56-м, и развили ли мы в последнем семилетии внутреннюю духовность и терпение. Циклы семилетий теперь смешиваются и переломы в этом возрасте уже не так заметны. Они очень связаны с индивидуальной судьбой каждого человека.
В нашем современном обществе старость становится все большей проблемой. Вся семейная жизнь стала ненадежной, отсутствует сплоченность большой семьи. Конечно, существуют дома для престарелых, но чрезвычайно важно, чтобы они стали тем местом, где имеется возможность духовного развития, а не местом, где старые люди только критикуют друг друга и брюзжат о своих недомоганиях.
Наши телесные силы по-прежнему убывают, и наше душевное и духовное начинают все более отделяться от тела. Это, с одной стороны, позволяет нам преодолевать телесные страдания. Мы чувствуем себя более свободными и можем все больше обращаться к космическому существованию. Наше сознание может благодаря этому бесконечно расшириться, и мы приходим к новому пониманию. С другой стороны, мы можем развить большее смирение и самоотверженность. И, кроме того, мы можем все больше и больше уделять внимания благотворительности и социальным проблемам. Конечно, каждый должен найти их для себя сам. Некоторые виды благотворительной деятельности слишком завладевают человеком, у него уже не остается достаточно времени, чтобы при этом еще и действовать творчески и духовно.
Многие люди начинают в это время заниматься искусством, например, живописью. В Соединенных Штатах, например в Grand Canyon, существует школа живописи, которую могут посещать пожилые люди, начиная с 70 лет. И по всему миру, разумеется, существует много организаций такого рода, которые способствуют развитию художественного элемента в пожилых людях.
Мы можем и далее делить биографию человека на семилетние циклы. Три последующих семилетия обнаруживают общую характерную черту: в это время пожилой человек может по-новому разрабатывать те качества, что были основополагающими для первых семилетий.
С 63-го по 70-й годы жизни в нас еще раз поднимается изумление: новое изумление перед природой, перед окружением, перед внуками, которые превращаются во все более сильные личности. Если мы в это время еще раз оглянемся на наше раннее детство, то в нас снова может вырасти чувство благодарности. Мы можем еще раз дать возникнуть в нас этому ребенку. Терпение и самовоспитание помогают нам преодолевать некоторые тяжелые препятствия, мы способны излучать истинную доброту. Часто мы встречаем пожилых людей, которые производят впечатление удивительно молодых - не столько своей внешностью, сколько своей сущностью.
Оглянемся еще раз на наше второе семилетие! Сейчас проявляются качества, которые мы приобрели в то время благодаря воспитанию. Обобщенно говорят ведь: «У того, кто сгибал колени для молитвы, ноги крепче». В особенности это влияние детства проявляется в старости. В своей книге «Космические граждане» Бередене Хоселин указывает на это: тот, кто ребенком взирал на кого-нибудь с почитанием и молитвенно складывал руки, тот может в старости давать благословение. И красоту мира человек переживает сейчас по-новому.
Средняя продолжительность человеческой жизни составляет примерно 72 года. Это связано с ритмом Солнца, оно в течение 72-х лет смещается приблизительно на один градус в своем прецессионном движении. В силу этого звезда, под которой мы родились, более не покрывается Солнцем полностью. Рудольф Штейнер говорит в одном из своих кармических докладов о том, что звезда, под которой человек родился, машет теперь человеку, призывая его к себе. Поэтому если мы после этого времени еще живем на Земле, то это действительно милость. Кстати, наш пульс бьется тоже в ритме Солнца, примерно 72 удара в минуту.
Пожилой человек действительно обладает теперь способностью излучать спокойствие, благословлять других и воспринимать их с сочувствием. Одна пациентка сказала в этом возрасте: «Я парю, как орел над землей, и опускаюсь там, где я нужна. » (У нее было пятеро детей и много внуков). Развить в себе такое душевное состояние намного плодотворнее, чем чувствовать себя обиженным, оттого что тебя покинули или обращаются с тобой недостаточно внимательно.