Смекни!
smekni.com

«Становление человека» (стр. 27 из 34)

Я могу также попытаться работать с чувствами. Например, я могу придать цвета различным семилетиям, скажем, желтый цвет для большой робости или темно-синий для глубоких депрессивных состояний, и так далее. При этом, отслеживая феномен отражений, я могу увидеть, какие цвета накладываются друг на друга. Здесь каждый может быть творцом и сам принимать решение, что и как делать.

Благодаря составлению листа биографии, мы можем обратить внимание также на то, какие события постоянно повторяются в преобразованном виде. Например, мужчина обнаруживает, что он каждые девять лет меняет место работы. Теперь он в третий раз находится в девятилетнем цикле, и замечает, что на работе все становится для него более трудным. Поскольку он уже дважды пережил опыт смены места, он говорит сейчас: «Я склонен к тому, чтобы каждые девять лет менять место работы. В этот раз я хочу постараться, чтобы прошлые ситуации не повторились.» Теперь он старается справиться с трудностями, которые появились у него на работе. Через некоторое время он чувствует, что его усилия принесли успех.

Например, я могу также заметить, что в моей нынешней фазе супружества повторяются те же самые элементы, которые я переживала в прежнем браке. И сознательно констатируя это, я могу целенаправленно работать над этими элементами. Возможно, в этот раз дело не дойдет до развода, я попробую подойти к проблеме изнутри и решить ее изнутри.

Молодая женщина замечает, что она все легче влюбляется, что мужчины так и тянутся к ней. В ней ли причина или в мужчинах? Молодая женщина должна спросить себя: «Хочу ли я изменить эту ситуацию или я хочу, чтобы она постоянно повторялась?»

Или я внезапно замечаю, что я обращаюсь со своими детьми точно так же, как прежде мой отец со мной и моими братьями и сестрами. А я ведь так часто сильно чувствовала, какую боль причиняло мне это обращение, и я знаю, сколько вреда принесло это мне. Буду ли я и далее повторять эту отцовскую модель или я попробую внести в нашу жизнь и отношения нечто свое?

Мужчина, который оглядывается на свою биографию, внезапно обнаруживает, что у него не было юности, потому что он рано начал работать и слишком рано должен был нести ответственность. Он также очень рано женился. Теперь ему за 40, и его дети, особенно его старший сын, уже юноши. У сына много подружек, у него есть мотоцикл, он живет в свое удовольствие, он много развлекается. В отце поднимаются воспоминания о своей упущенной молодости, он определенным образом ревнует сына. Он тоже хотел бы еще раз стать свободным, как сын, и ездить на прогулки с разными подружками. Он очень хотел бы уйти из дома, чувствовать себя свободным и еще раз прожить эту фазу молодости. Как на практике обращаются с такими чувствами? Дают ли им изливаться безудержно или пытаются преобразовать свою зависть и постараться лучше понять сына и его поколение? Не лучше ли испытывать радость от того, что сын в прекрасные годы юности переживает то, что было для тебя самого невозможным?

Многие люди говорят о том, что они что-то упустили в жизни, но в принципе они совсем ничего не упускают, потому что если они в это время учились или работали, они ставили что-то другое на место якобы «упущенного». Нельзя быть одновременно в двух местах, например, в Америке и одновременно в Европе. Тот, кто жил в Европе, не должен потом испытывать чувство, что он «упустил» Америку. Потому что в Европе он чрезвычайно многому научился, чего он не смог бы узнать в Америке.

Мы должны научиться обращать внимание на то, для чего в нашей жизни были возможности, и хорошо ли мы их использовали, довольны ли мы этим. Многие люди постоянно недовольны собой, потому что в современной ситуации они чувствуют себя не на месте. Или в своей фантазии они рисуют, как было бы, если бы они были там-то и там-то. Это вызывает чувство недовольства. Такие люди думают, что им нужно что-то наверстать. Действительно, некоторые вещи нужно наверстать - вопрос лишь в том, в какой форме это делать. Допустимо ли, чтобы 45-летний мужчина вел себя, как его 18-летний сын, или существуют формы, как он мог бы в соответствии со своим возрастом наверстать якобы «упущенное»? Не мог ли бы он наверстать это в преобразованном виде?

Если мы смогли оглядеть свою жизнь, разложив, так сказать, все события по их местам, мы можем предпринять следующие шаги. Например, на биографическом семинаре - после того как мы по вышеописанному методу вспомнили все важные события своей жизни - попытаться выразить ее в форме художественного творчества. Мы можем попробовать сделать это в живописи или при помощи моделирования, если у нас есть для этого способности и время. Задача была бы тогда следующей:

Рис. 12

Спонтанное символичное представление первых трех семилетий:

a: первое семилетие,

b: второе семилетие,

c: третье семилетие

Для каждого семилетия мы рисуем картину.

Если мы до этого создали связное представление о семилетии, мы можем выразить это представление на бумаге при помощи символов или красок. Или мы можем выбрать один эпизод или выдающееся событие из семилетия и попытаться изобразить его в осязаемых формах или в цвете. Мы поместили пример этого на рисунках 12 а - с. Участница семинара, которой они принадлежат, как средство выражения для каждого из первых трех семилетий выбрала символы. Оригиналы рисунков сделаны акварелью. Для этой книги они выполнены пером. В сериях

рисунков 13 а -d (стр. 194-195) и 14 a-d выражены конкретные события. При этом мы обращаем внимание участников наших семинаров, что важно не то, насколько хорошо выполнены рисунки; гораздо важнее точно наблюдать, какое внутреннее переживание они имеют при рисовании.

В серии рисунков 13 очевидно, что их автор стал руководителем предприятия. Уже с малых лет его завораживали механизмы. Рисунок 13а: тележка, запряженная лошадью, произвела сильное впечатление на мальчика! На рисунке 13b участник в восемь лет уже сам строит водяной насос - и вот на кухню проведена вода для матери! На рисунке 13с у него небольшая ферма, но у него уже существует идея фабрики, которая изображена в нижней части рисунка. На рисунке 13b ему удается построить фабрику, и он чувствует, что полностью реализовал свои планы.

У молодой женщины, которая нарисовала серию рисунков 14, видно, что она родилась в большом городе (Сан-Паулу), что она вышла замуж и создает счастливую семью.

Следующий шаг в работе семинара состоит в том, что участники делятся на группы. Они добровольно садятся вместе, чтобы рассказывать друг другу свои биографии. Для этого они могут взять свои рисунки и записи, но должны попытаться рассказывать по памяти. Как правило, мы работаем на наших курсах с группами из трех, четырех или пяти, максимум из семи человек. Важно, что каждый участник дает заново возникнуть самым существенным элементам своей жизни и рассказывает о них. При этом каждый сам решает рассказать то, что он считает важным, и, прежде всего, рассказывать только о том, что он хотел бы сообщить добровольно.

В такой групповой работе мы переживаем, что благодаря рассказу одного участника у других пробуждаются воспоминания и чувства. Слушающие пробуждаются, так сказать, внутренне, и могут лучше рассмотреть и свою биографию. Особенно важно отношение участников друг к другу. Мы стараемся развить в группе отношение удивления и теплой заинтересованности. Мы переживаем, как каждый является кузнецом своей собственной биографии, и как он решает свои собственные проблемы.

При помощи вопросов можно попытаться внести еще большую ясность в сознание других. Мы должны научиться слушать наших ближних, прислушиваться к ним и распознавать и понимать то, что они хотят выразить и выявить в своих словах.

Это один аспект. Другой состоит в том, что мы должны стараться выражаться как можно яснее, и формулировать нашу речь таким образом, чтобы она достигала других, чтобы другие поняли нас. Важно также, чтобы мы не слишком вдавались в детали и рассуждения, и вместо рассказа о самих себе не принимались бы говорить больше о своем отце или брате. Гораздо важнее, чтобы при рассказе мы сконцентрировались на самом себе. В групповой работе мы пытаемся создать атмосферу теплоты, атмосферу уютного гнезда, в кагором каждый участник чувствует себя хорошо защищенным. Он чувствует также и определенные границы, благодаря открытости, с которой в большинстве случаев ведется разговор в группе, он замечает, что он может доверять другим участникам.

Чем более открыто говорят люди в группе, тем больше способствует это углублению при рассмотрении биографий.

Естественно, существует регламент, которого каждый, насколько это ему по силам, должен придерживаться. Группа берет на себя задачу восприятия и слушания другого, она образует зеркало и чашу восприятия для того, кто рассказывает свою биографию. Со своей стороны, рассказчик одаривает группу своим жизненным опытом, и таким образом группе одновременно придана и роль воспринимающего. У некоторых людей, которые рассказывают свою биографию в группе, возникает необходимость то и дело соединять элементы прошлого с современной ситуацией. Нужно пытаться избежать любого выражения критики или толкования излагаемой биографии внутри группы.