Смекни!
smekni.com

«Становление человека» (стр. 28 из 34)

Иногда группы работают одни. Большинство же групп, которыми мы руководим в «Артемисии», работают в сопровождении ведущего модератора. Он, собственно, только следит за соблюдением регламента и постановкой вопросов помогает групповой работе.

Та же самая работа, которую мы описали здесь для одной группы участников, может быть проделана с отдельным человеком - как беседа между пациентом и терапевтом. Каждый в отдельности может проделать ее сам для себя.

Наши семинары продолжаются от четырех до семи дней. Таким образом, у нас есть возможность распределить время. Мы либо рассматриваем каждый день по два семилетия, либо мы прорабатываем по одной из больших жизненных фаз. Это происходит как на нашем большом листе, где мы записали события жизни, так и при упражнениях в рисовании и в групповой работе. В предпоследний день мы можем работать, как и в предыдущие дни, или мы можем поставить перед собой задачу нарисовать новую картину, которая отражала бы настоящий момент каждого участника курса. Если в упражнении в рисовании мы ничего не меняем, то оно проходит, как и раньше: на рисунке символически изображается современная ситуация. В последний день участники пытаются в упражнении в рисовании выразить свое будущее, а именно в таком смысле: куда бы мне хотелось? Как будет выглядеть пейзаж моего будущего?

Если мы добавляем новое упражнение, то его суть состоит в том, что участник должен изобразить себя в виде растения. Затем в маленькой группе рисунок переходит из рук в руки с просьбой обогатить рисунок данного участника небольшими «подарками». Они добавляют, например, солнце, дождь, разноцветные цветы на сером фоне, садовника, ко

торый поливает растения, или людей, которые находятся вокруг него, итак далее (см. серию рисунков 15 а-с). В растении, нарисованном самим участником, группа не должна ничего изменять, можно только обогатить «пейзаж» вокруг растения. Критиковать другого так просто. Очень хотелось бы изменить его - но лучше выявить сильные стороны (нарисовав фон картины) или дать ему понять, чего ему еще не хватает, это сложная социальная задача. В этом упражнении как раз и заложена возможность вырабатывать эту социальную способность. Каждый участник должен исходить из представления о том, что он хотел бы подарить другому участнику, чтобы его растение могло лучше расти в будущем.

В завершение все рисунки обсуждаются в группе, и каждый высказывается о том, что он подарил и почему он это сделал. Предварительно каждый может сказать, почему он выбрал именно это растение как образ своей биографии. При этом упражнении выявляются очень интересные вещи, и социальный элемент получает сильную подпитку.

Подарки, сделанные друг другу, могут быть приняты и, так сказать, переварены, а могут и не быть приняты. На следующий день, когда мы работаем над нашим будущим, и каждый еще раз рисует себя в виде растения и ландшафт своего будущего, каким он его хочет сформировать, те подарки, которые приняты, могут быть в него интегрированы. Мы избегаем любого толкования рисунков и всяческой критики. Зачастую каждый, кто нарисовал картину, внезапно что-то для себя открывает, - и часто это происходит благодаря новой перспективе, которую открыли ему полученные «подарки. » Например, кто-то замечает, что у его дерева совершенно нет корней, или что он поместил свое дерево на самом краю рисунка. Другими словами: он сам приходит к пониманию того, что он мог бы сделать в своем рисунке по-другому и лучше.

Таким образом, предпоследний день работы в группах, а именно день «подарков», становится высшей точкой курса, потому что в этот момент становятся видны плоды сотрудничества в группе. Некоторые моменты групповой работы могут действительно привести нас к переживанию: «Где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них.» И этот оплодотворяющий элемент имеет чрезвычайное терапевтическое и оживляющее воздействие, за которое можно быть благодарным.

Можно сделать и такое упражнение: накануне того дня, когда по плану мы должны рассматривать современную ситуацию друг друга, каждый перед отходом ко сну еще раз интенсивно старается внутренне представить себе участников своей группы и сформулировать для каждого из них один вопрос, который может помочь другому достичь большего понимания самого себя. В группе из четырех человек каждый из участников получил бы, таким образом, три вопроса. На следующий день эти вопросы обсуждаются вместе с «подарками на рисунке».

Вообще во всей работе над биографией для «биографического терапевта» важно задавать правильные вопросы.

Если мы хотим быстро получить представление о своей биографии, мы можем также вместо большого листа бумаги использовать одну из приведенных ниже схем. Схема на стр. 188 (рис. 10) подходит для человека, которому меньше 42-х лет. Здесь сразу же можно получить представление о различных отражениях. Схема на стр. 203 (рис. 16) подходит для человека старше 42-х. Она может использоваться уже и для периода после 35-ти лет. В этом построении схемы вы увидите несколько иные элементы, чем в схеме на рисунке 10. Здесь мы представили на одной стороне процесс инкарнации, а на другой - процесс экскарнации. Момент 31½ лет находится посередине событий. Это та точка, когда мы наиболее глубоко находимся в своем теле и связаны с Землей. Можно заметить, что как раз в это время или близко к нему может произойти множество встреч и событий.

Схема, которая берет как точку отражения примерно 42-й год жизни, также может помочь нам многое уяснить (см. рисунок 17). Здесь видно, как наша душа все больше превращается в оболочку нашего духа. Это значит, что мы так работаем в период с 21-го по 42-й год над преобразованием членов нашей души (душа ощущающая, душа рассудка и характера и душа осознающая), что наша душа становится как бы чашей нашего духа. Образно выражаясь: наш драгоценный камень, душа, может быть так отшлифован, что в годы с 42-го по 63-й он ясно может отражать духовно-космическое, и что из этих членов души может развиться душа имагинативная, душа инспиративная и душа интуитивная.

В «Артемизии» мы разработали также другой метод работы над биографией. Он используется участниками, которые уже посещали вводный биографический курс. При этом используются такие же схемы, но теперь в них вносятся не события жизни, а встречи, которые были в жизни. При помощи этой формы работы участники курса понимают, что их собственная судьба и собственная личность формировались людьми, которые встречались им в жизни. Возникают вопросы типа: как тот или другой человек повлиял на судьбу от рождения до сегодняшнего момента?

В этой работе мы следуем указаниям, данным Рудольфом Штейнером в докладе от 12 декабря 1918 года: «Социальные и антисоциальные инстинкты в человеке» (см. указатель литературы, № 38). Мы пытаемся создать образ участника курса и рассмотреть его без антипатии и симпатии. В заключение мы можем нарисовать и Космос, в который мы поместим всех людей, с которыми мы в настоящий момент состоим в каких-либо отношениях. Того, кто нам близок, мы размещаем ближе к центру, кто далек - дальше, и этим мы можем выразить, какие отношения, какую близость, физическую, духовную или душевную, эти отношения содержат, или это отношения по работе и т. д. Здесь мы можем подойти очень творчески, и картина этих человеческих отношений даст нам возможность принятия многих новых решений.

Мы можем также обнаружить, какие из этих отношений, собственно, уже умерли, так что мы лишь внешне тащим их за собой. Если в будущем мы хотим завязать новые отношения, нам, вероятно, нужно осво

бодить пространство, чтобы эти новые звезды могли войти в нашу жизнь. Это также важная задача. Мы описывали уже упражнение, когда участники семинара рисуют дерево и при этом наблюдают, какие ветви высохли, какие нужно обрезать и что означают для будущего новые побеги.

Следующей целью может также быть пересмотр старых отношений, приведение их в гармоничное и сбалансированное состояние. Это оказалось особенно плодотворным для тяжелобольных людей, которые чувствуют, что в их судьбе нужно еще кое-что привести в равновесие. Если это удается, многие из этих людей смотрят на конец своей жизни умиротвореннее.

Творческое упражнение в этой продвинутой форме работы над собственной биографией может выглядеть следующим образом: Мы рисуем на большом листе всю нашу биографию в форме реки, которая течет через совершенно различные ландшафты. Иногда она даже исчезает под землей, а затем появляется вновь. Она течет по горам, по долинам, через знойные пустыни и т.д. Потом мы можем нарисовать еще и людей, которые встречались нам на этом пути. В зависимости от рода нашей встречи мы можем нарисовать их как человеческие фигурки или как символы, мы можем придать им также форму характерного растения. Это также дает нам представление и помогает углубить нашу биографию и достичь большей объективизации пережитых событий.

Мы охотно также ставим перед участниками задачу выразить собственную биографию в форме сказки. Здесь иногда возникают прекрасные результаты, как, например, биография в форме сказки, которая приведена на странице 153. Терапевт, который работает с биографиями, также может воспользоваться этим средством. Когда биография предстает перед тобой во всей своей целостности, это иногда помогает преодолеть устоявшиеся представления, которые составлены о себе самом или о других. В нашей работе мы часто встречаемся с пациентами, которые годами посещали психотерапевтов; часто они совершенно зафиксировались на некоторых интерпретациях и не могут от них освободиться. Этим людям часто может помочь обретение свободного взгляда на весь их жизненный путь. Таким образом, биография воспринимается как большая панорама жизни или как большой образ. Важно, чтобы каждый человек ощутил о себе: