Какой образ наиболее точно выражает мою биографию? Каковы мои жизненные задачи? Какая основная нить просматривается в моей биографии? Что бы я хотел изменить в себе?
Пробиваясь к образному пониманию своего жизненного пути, его динамики, мы можем лучше взять свою судьбу в руки и превратить всю свою жизнь в еще звучащую симфонию.
Когда понесете меня отсюда, не говорите:
«На вечный покой »
Кладите в могилу к одеянию пилигрима пару дорожных мне башмаков!
Три дня отдохну. Затем я отправлюсь в путь.
Там лава, ледник - лишь щель между ними духу скользнуть.
Там, в вышине, воздух хорош, я стану снова здоров.
Прах Земли отряхнув, иду сквозь семь звездных кругов.
Земное платье на мне, на нем земные следы.
Выбелят скоро его росы потока Луны.
Иду я путем раскаяния, в серебряный след ступил -
Меркурий дает в дорогу мне свои крылатые башмаки.
Радостный духа подъём сменяет усталость:
Сияет милость Венеры, пилигриму даруя юность.
В ярком сиянии роз, в невинности лилии детской -
Солнечными вратами проходит душа человеческая.
Солнечный ангел кивает, вручая щит и копье!
На мировую битву зовет тебя Марса простор.
Захочешь ты, дух человека, Всемирного Духа приять,
Должен ты в свете Юпитера самостно воссиять!
Смерть и жизнь нераздельны, Сатурн охраняет вечность,
В молчаньи рождение зреет: «Слово было извечно.»
Звучит мировое Слово, раздалось из звездных глубин,
Вечный дух из забвения смертного возродив.
Так дух человека растет, просветленный
Божественным светом,
Пока не направит любовь снова его на Землю.
Ему вечный покой неведом - пилигримово платье влечет,
Да дорожные башмаки - и в путь нас судьба зовет!
Рудольф Майер
Каждый человек живет с внутренним вопросом: Каковы мотивы моего существования? В чем моя задача? В чем моя миссия? Какими способностями я обладаю? С какими трудностями мне нужно бороться? Почему в моей жизни постоянно повторяются определенные ситуации? Как проходит линия моей жизни, моя «красная нить»?
Едва ли мы сможем ответить на эти вопросы, если не поймем, что мы являемся гражданами двух миров, земного и небесного или духовного. С одной стороны, у нас есть наше биологическое тело, которое имеет земную природу и определено линией наследственности. С другой стороны, в нас живет высшее Я, которое имеет духовную природу. Так же, как наша наследственность обусловлена длинной предысторией наших предков, живших до нас, -и сегодня еще многие люди заняты составлением своего генеалогического древа, -так же и наше Я имеет длинную предысторию. Временами она разворачивалась на Земле (это то, что мы называем инкарнациями), а временами в Космосе. Мы можем сравнить время в Космосе с семенами, которые покоятся зимой в земле и ждут весны, чтобы проклюнуться и расти, или же с рекой, которая частью течет под землей и невидима для наших глаз. Учение о реинкарнации для нынешнего, современного сознания, в новой форме было представлено Рудольфом Штейнером, о нем можно прочитать во многих его докладах и книгах (см. указатель литературы, № 35 -37).
Земной и духовный потоки человеческого существа находят свое единение при зачатии и рождении. В Космосе индивидуальность, еще в стадии духовного зародыша, долго готовится к своему земному существованию. Поток наследственности приносит задатки телесной конституции, а мы ищем для себя как духовного зародыша наследственную линию, которая даст нам такую телесную конституцию, которую мы сможем использовать как физический инструмент, чтобы реализовать наши духовные интенции здесь на Земле. Если, например, в мою интенцию входит реализовать свою гениальность на Земле в виде музыки, то я должен найти тело, которое, среди прочего, даст мне хороший слух. Или, если я хочу быть врачом, я должен родиться в семье, которая предоставит мне для этого возможности.
Я приносит с собой интенции, имеющиеся уже до рождения, которые оно хочет реализовать на Земле. Для того чтобы оно могло претворить их, оно приносит, кроме того, определенные задатки из космического бытия. Некоторые задатки происходят из сферы Зодиакального круга -родился ли я под знаком Стрельца или Рака, составит значительную разницу в моей жизненной позиции (см. указатель литературы, № 29). Другие задатки приходят из сфер планет. Возможно, во мне преобладают качества Марса, которые придают мне предпринимательские способности, или качества Сатурна, которые побуждают меня глубоко вникать в суть дела и делают меня творческой натурой - это только несколько примеров, (см. в указателе литературы № 27 и 28). Другие задатки связаны с темпераментом. Мой темперамент может быть больше связан с элементом огня или воды, воздуха или земли.
Итак, наша индивидуальность уже приносит задатки, качества которых определены влиянием следующих четырех сфер: зодиакального круга, сферы планет, стихий или природных элементов и физической конституции (поток наследственности). Это, так сказать, четыре струны инструмента, на котором может играть наша индивидуальность, чтобы зазвучала музыка ее жизни. Это врожденные задатки, которые дают индивидуальности возможность осуществить ее жизненную мотивацию на Земле.
С такими изначально присущими нам задатками встречаемся мы теперь с внешними условиями жизни, в которых мы рождаемся. Это - наше окружение, страна, язык, родительский дом, семья, учителя и школа, общество, культура и эпоха. Все эти обстоятельства вносят свой вклад в формирование нашей личности. Так, в 21 год, хорошо вооруженными, мы входим в жизнь, находим своего партнера, свою профессию и место работы и встречаемся с другими людьми, рядом с которыми мы можем развиваться.
Постепенно, когда мы старше 30-ти, наши жизненные интенции все больше осуществляются. До этих пор мы должны особенно внимательно следить за тем, чтобы развивать свои способности. Удастся ли нам это, и сможем ли мы чувствовать себя реализовавшимися как личность, зависит, конечно, от нашей внутренней силы и нашей выносливости, а также от встречающихся больших и малых внешних обстоятельств.
Через жизнь на Земле наши одаренности все более превращаются в способности. Многие из них, как образно говорится, мы вытряхиваем из рукава. Это те, которые наше Я принесло из прошлых инкарнаций. Другие способности нам приходится вырабатывать, так сказать, в поте лица своего.
Мы уже указывали на то, как около 28-го года жизни гениальность должна быть заново сформирована изнутри. В этом возрасте мы отказываемся от развития некоторых из своих задатков, а другие, наоборот, преобразуем, чтобы тем самым стать полезными человечеству. Мы выполняем свои задачи и для этого преобразуем свои задатки. Мы находимся на большом отрезке «бытия человека». Все новое, что идет нам навстречу, нужно учить и осваивать, в особенности, как обращаться с трудностями и препятствиями в работе и в отношениях с людьми. Каждый из нас, вероятно, уже испытал: то, в чем он однажды с упорством упражнялся, например, пытаясь выучить несколько новых слов на иностранном языке или пьесу на фортепиано - на следующий день проявляется уже как преобразованная способность. А дальше все дается значительно легче.
Каждый процесс обучения основывается на этом преобразовании: из упражнения возникают способности. Но не все, чему мы учимся в жизни, удается нам преобразовать в способности. Однако важно знать, что усилия, которые мы предпринимаем, не проходят напрасно, что они, так сказать, сохраняются - и если не позднее в этой жизни, то в одной из следующих инкарнаций они принесут свои плоды. Если мы осознанно сформировали наши отрезки жизни на большом пути «осуществления человека», мы с большей уверенностью смотрим в будущее, в особенности в старости, потому что тогда возникают новые одаренности, новые мотивации, новые гениальности для следующих инкарнаций. Так, как между одним днем и другим существует ночь, и многое переходит из одного дня в следующий через ночь, так существует и эта большая космическая ночь, в которой натренированное, пережитый и переработанный опыт преобразуются в новые дарования, способности, мотивации. Мы можем говорить о дневной биографии - это та часть, которую мы сопровождаем своим сознанием, - и о ночной биографии, которую мы не можем охватить своим обычным дневным сознанием. Лишь после смерти (когда начинается большая космическая ночь) мы можем получить возможность обзора и проследить непрерывность нашей жизни как единого целого.
Те, кому приходилось тонуть или испытать другое шоковое переживание (попасть в завал, перенести операцию или тому подобное), могут пережить панораму жизни: вся жизнь в течение нескольких секунд обозревается целиком. И после смерти каждый человек проживает фазу, в которой он еще раз видит свою жизнь как панораму. Тогда он проходит Камалоку (или Purgatorium) и сферы различных планет; во многих произведениях Рудольфа Штейнера это постоянно описывается (см. указатель литературы, №№ 33, 34 и 39). Отдельные фазы после смерти имеют свое прямое воздействие на ход жизни человека в его следующей инкарнации. Как мы уже рассказывали, семилетний ритм является результатом того, что наша индивидуальность между смертью и новым рождением прошла через сферы планет. И в различных фазах жизни проявляется потом влияние различных сил планет (см. об этом выше, стр. 170).