В третьей фазе «давать» стоит на переднем плане. Это время «осуществления» человека.
С давних пор известны эти различные фазы, их называют весной, летом и осенью. Садовник, который хорошо знает времена года, знает, когда ему нужно то или другое, и когда он может собирать урожай. Так и человек, который осознает фазы жизни, как хороший садовник, не будет собирать урожай, пока дерево не выросло и не отцвело. Весной все растения находятся еще в зародыше, им нужно много сил для роста. Летом все растения в природе полностью раскрываются, а осенью созревают плоды и приносят семена. Зимой семена отдыхают в земле и ждут новой жизни.
Если бы мы разделили человеческую жизнь на две половины, мы смогли бы сказать: приблизительно до 35 года все настроено на подготовку - это подобно большому вдоху. Тело вдыхает свою духовную индивидуальность. Этот процесс мы можем назвать инкарнацией (см. рис. 2).
Начиная с 35-го года жизни, все сильнее ориентируется на отдавание - мы отдаем жизни и людям, которые нас окружают, то, что мы получили, и делаем это плодотворным для мира. Начинается большой выдох. Теперешнее развитие можно охарактеризовать как реинкарнацию (снова см. рис. 2). Интересно, что к этому времени (примерно в возрасте 35 лет) наши легкие имеют наибольший объем. Их эластичность достигла максимального объема, который теперь постепенно снова уменьшается.
Спортсмен часто достигает здесь пика своих возможностей.
Можно сравнить человеческую биографию также с дневным циклом. Мы приходим из сна, мы медленно просыпаемся, мы открываем для себя мир, мы должны сначала разогреть тело, чтобы быть полностью в нем и полностью владеть им - как музыкант должен сначала разыграться, прежде чем он сможет полностью владеть инструментом и извлекать из него прекраснейшие звуки. Или как спортсмен, который также сначала разогревается, прежде чем принять участие в состязании. Затем приходят продуктивные дневные часы, подобно продуктивным годам в жизни средней фазы. Вечером мы медленно отходим от нашего тела, мы устаем, так что мы переходим в сон - или, в биографии, в смерть.
В середине нашей жизни происходит, так сказать, переворот ценностей. Прежде мы принимали знание извне, мы давали ему проникнуть в себя, и теперь полученное знание в преобразованном, очищенном виде, как мудрость отдаем вовне, в окружающий мир.
Часто замечают, что маленький ребенок окружен некоей «аурой». Он встречает мир совершенно невинно и как завороженный. У некоторых пожилых людей, если этот человек внутренне цельный и уравновешенный, напротив, мы видим сияние, свечение, которое исходит изнутри. Следовательно, то, что было снаружи, в конце человеческой жизни пронизывает человека изнутри.
В первой половине своей жизни человек все больше приходит на Землю. Воспитание и окружение должны способствовать тому, чтобы тело становилось здоровым и сильным, чтобы человек, так сказать, приобрел почву под ногами. Здоровое тело создает предпосылки для того, чтобы этот человек смог вести уравновешенную душевную и духовную жизнь. Во второй половине жизни духовное сознание человека больше способствует гармонии его существования, даже если тело иногда уже подверглось воздействию болезни или возрастных явлений. В этой фазе жизни уравновешенное душевное и духовное поведение является предпосылкой телесного благополучия человека.
Эти три большие фазы можно подразделить на три меньшие фазы, и таким образом получается период в семь лет, «семилетие». Через каждые семь лет мы замечаем значительные изменения в биографии, и нам нужно научиться обращать на них наше внимание.
Уже давно биографию делили на семилетия; Рудольф Штейнер снова вернулся к этому подходу и обосновал его с точки зрения духоведения. В начале и в конце каждого семилетия происходят особенные преобразования, которые в первой большой жизненной фазе проявляются прежде всего как телесные, затем во второй больше как душевные, а в третьей фазе в первую очередь как духовно-душевные. В главе «Ритмы и отражения в биографии» (см. стр. 169) мы рассмотрим это подробнее. Особое внимание семилетиям мы будем уделять, знакомясь с биографиями некоторых участников наших семинаров. Чтобы не идти по чисто теоретическому пути, мы будем время от времени рассматривать их биографии и постепенно вырабатывать теоретические понятия.
Попытаемся теперь вжиться в несколько жизнеописаний, чтобы ощутить, что же такое биография.
Я родилась в Португалии, в небольшой деревне недалеко от Коимбры. Там было много зелени, много деревьев. И горы тоже были не очень далеко. Это была очень красивая, спокойная местность. Я была третьим ребенком, один арат старше меня на три года, другой на четырнадцать месяцев.
МОЕ ПЕРВОЕ ВОСПОМИНАНИЕ:
Это было где-то около моею второго дня рождения, когда родилась моя младшая сестра. Я слышала крики матери, у которой, вероятно, были схватки. Моих старших братьев не было дома, и я чувствовала себя очень одинокой. Я вскарабкалась на стул, чтобы посмотреть в окно. Открывался вид на горы и долины. Внезапно я увидела Богоматерь в красном платье и синем плаще. Я очень испугалась и убежала.
Когда я в возрасте 68 лет снова вернулась в тот дом, я действительно увидела окно и стул и почувствовала легкий трепет. Этот образ, как тогда, все еще стоит передо мной.
ЧЕРЕЗ ТРИ ГОДА РОДИЛАСЬ ЕЩЕ ОДНА СЕСТРА.
Когда мне было три года, мой отец потерял все свое имущество. Мы переехали в дом дедушки и бабушки в Авейро; мой отец переехал затем в Бразилию, в Багиа. Мне было тогда четыре года. Наконец, и мы - моя мать, которая опять была беременна, и четверо моих братьев и сестер, переехали вслед за отцом в Сальвадор (Багиа). Там в течение недели от инфекционного поноса умерли обе мои младшие сестры, после того как мы напились неочищенной воды. Через неделю после этого моя мать родила другого ребенка, мою новую сестричку. Поскольку за малюткой, чтобы компенсировать потерю двух других детей, ревностно ухаживали, я, конечно, стала очень ревновать.
Когда мне было пять лет, вся семья переехала в Рио-де-Жанейро, но там все было довольно сложно. Со здоровьем моей матери дела обстояли тоже не очень хорошо. Она решила вернуться с четырьмя детьми в Португалию и мы снова жили в доме дедушки и бабушки в Авейро. Мой отец остался в Бразилии и работал в торговом представительстве. Позднее он переехал в Сан-Паулу.
Авейро - очень красивый город, весь в цветах и очень чистый. Город пересекает рукав реки, который был особенно привлекателен для нас, детей, потому что там всегда было множество судов и лодок, и они были всячески украшены рисунками. Это была особенно пестрая жизнь. Мои братья ходили в Авейро на подготовительные занятия, а я посещала начальную ступень в сестринской школе. Через четыре года я перешла в другую сестринскую школу, где хорошо изучила португальский язык и рукоделие. Позднее, в 11 лет, я заболела: у меня был паратиф.
Мой отец за это время основал в Сан-Паулу фабрику по производству керамики и изготавливал фильтры для очистки воды. Позднее он купил также фирму «Salus», которая занималась очисткой и стерилизацией воды. Он изготавливал фильтры, чтобы стерилизовать воду.
Интересно, как трагический опыт жизни - смерть обеих дочерей из-за зараженной воды - преобразовался здесь в нечто положительное.
В Авейро мое детство было немного печальным, потому что моя маленькая сестра привлекала к себе все внимание, а я чувствовала себя отодвинутой на задний план. Сегодня я понимаю, что этот ребенок был как ангел для моей матери, потому что она потеряла двух других детей.
Через семь лет мы снова переехали в Бразилию, но теперь прямо в Сан-Паулу. Тогда мне было 12 лет. У моего отца, как уже говорилось, была фабрика по производству фильтров. В двенадцать лет у меня была первая игенструация. Там я снова пошла в сестринскую школу, Сан Хосе, чтобы повторить четвертый подготовительный класс. Об этом времени учебы у меня нет ни одного хорошего воспоминания. Там мною снова пренебрегали, я чувствовала себя чужой и отодвинутой в сторону. Когда я возвратилась из Португалии, у меня был очень сильный португальский акцент.
Здесь нужно заметить, что бразильцы говорят на совершенно особом, более мягком португальском языке.
Так я стала объектом насмешек соучеников. На уроках истории монашка всегда за что-то критиковала португальцев. Я очень злилась из-за этого, возмущалась и упрекала отца за то, что он забрал меня из Португалии. Я даже строила тайные планы путешествия, чтобы возвратиться туда. В это время я была очень погружена в себя и замкнута.
В 14 лет я поступила на курсы, чтобы стать секретаршей. Моя мать в это время работала в магазине. Когда мне исполнилось 16, моя мать организовала магазин по продаже фильтров для воды. Это был «КАЗА САЛУС» и я начала работать в этом магазине у матери во второй половине дня. По утрам я брала уроки английского и игры на фортепиано. Уже тогда я стала отвечать за кассу и всю письменную часть работы, а также за бухгалтерию магазина. В это время я чувствовала себя очень счастливой, с головой уходила в работу и казалась сама себе очень важной. В финансовом отношении я также была независимой.
Примерно в 18 лет я вместе с родителями, братьями и сестрами предприняла длительное и прекрасное путешествие в Португалию. Большой радостью для меня было посетить родственников и места моего детства. Когда я вернулась, я продолжила работу и возобновила учебу, я получала за работу деньги и могла покупать себе все, что хотела, в основном импортные вещи. Я чувствовала себя счастливой, независимой и значительной. Несмотря на это, я начала одновременно ощущать большую пустоту в моей жизни. Это вызывало печаль. Я чувствовала себя какой-то бесполезной, поверхностной и пустой. Я очень хотела помогать и испытывать чувство, что я кому-то нужна. Иногда я ездила вместе с отцом в Рио-де-Жанейро, потому что там у нас тоже был филиал, и мой отец должен был посещать этот магазин. Жизнь семьи протекала таким образом мои братья переженились, у меня уже появился племянник.