Смекни!
smekni.com

«Становление человека» (стр. 6 из 34)

Духовное пробуждение в теле во время первого семилетия происходит благодаря чувственным впечатлениям, которые приходят извне. Здесь снова уместно сравнение: как мы реагируем, когда прыгаем в холодную воду? Мы вздрагиваем и съёживаемся. Когда же мы лежим в чудесной теплой ванне, то мы радуемся и от наслаждения потягиваемся. То же самое относится и к индивидуальности ребенка. Когда она через чувственные впечатления испытывает хорошие и приятные влияния, она хочет чувствовать себя в своем теле удобно и как бы потянуться. Когда эти чувственные впечатления неприятного рода и действуют как холодная ванна, индивидуальность удаляется от тела и формирование человеческого тела остается недостаточным. Часто это становится видимым лишь в более поздние годы.

В первом семилетии человек обучается благодаря подражанию, и здесь очень важную роль играют душевный настрой и поведение окружающих его взрослых. В это время он получает основы для своего человеческого поведения в дальнейшей жизни.

Рудольф Штейнер во многих педагогических докладах и курсах говорит о значении первого семилетия. Он наглядно показывает, как ребенок в первой фазе жизни может ощущать, как посредством чувственных впечатлений, так и посредством морального поведения взрослых: мир хорош!

Что нужно ребенку для душевного развития в первом семилетии? Одна участница моих курсов выразила это таким образом: ему нужно гнездо! А что дает гнездо? Тепло, окружение, защиту, упорядоченное время кормления и сна, и, прежде всего, любовь. Все это - условия, которые семья или родители должны обеспечить ребенку в первое семилетие, потому что ребенок полностью зависит от своего окружения. Замечательно видеть, как ребенок медленно расширяет свои границы. Сначала он живет в материнском теле, затем в колыбели, затем в комнате. Наконец он сползает вниз по лестнице и завоевывает дом, затем сад, потом медленно и улицу, и постепенно, если это небольшой населенный пункт, всю деревню. Первоначально небольшой и защищенный мир ребенка расширился - мы можем также сказать: состоялось медленное продвижение к свободе, которое еще много раз будет повторяться в жизни.

Три основополагающие силы в человеке: прямостояние, речь и мышление - развиваются благодаря подражанию, и человек получает в первые три года своей жизни, так сказать, в подарок от богов свои выдающиеся качества: только если мы однажды сломаем ногу и не сможем ходить, если мы охрипли так, что теряем голос, или по какой-либо причине пострадают наши мыслительные способности, наша память, только тогда мы замечаем, насколько эти три способности действительно являются определяющими, и что они могут означать для человека, которому природа в них отказала. Все это мы получаем в подарок, еще до того как наше человеческое сознание становится способным к восприятию. Таким образом, мы завоевываем время, пространство и вечность. Можно также было бы сказать: мы учимся двигаться - в пространстве, в общении с другими людьми и в мире идей. «Я есмь путь, истина и жизнь», - сказал Христос.

Непосредственно вслед за этими событиями, примерно в три года, происходит первое переживание своего Я. Чувственно-нервная система теперь созрела, и человеческая индивидуальность может пользоваться ею как инструментом. Ребенок внутренне отделяет себя от мира и воспринимает себя как обособленное Я. Больше нет: «Гретхен хочет», но: «Я хочу». Теперь начинается известная фаза противоречий. (Даже когда мы, взрослые, отвечаем на все «нет», это может быть связано с необходимостью утвердить собственное Я).

С момента первого переживания Я человек способен вспоминать. Самое раннее воспоминание его жизни часто оказывается определяющим для всей его судьбы. Когда мы работаем над собственной биографией, очень важно, чтобы мы старались восстановить в себе свое первое воспоминание. Сегодня уже есть люди, которые пытаются исследовать воспоминания из жизни до рождения и в прошлых инкарнациях. Но здесь речь идет не об этом. В данном случае мы рассматриваем наше обычное повседневное сознание. И здесь, если человек, например, может вспомнить о том времени, когда мать грудным ребенком носила его на руках, это является уже исключительным случаем.

Уже из описания предыдущей биографии мы можем видеть, что окружение, природа и, прежде всего, конечно, родительский дом, являются определяющими для ребенка. Братья и сестры также требуют межчеловеческих отношений. Часто случаются сцены ревности и зависти, и нужно учиться делиться. В первой биографии ясно проявляется, что пациентка была третьим ребенком в семье. Я рекомендую прочитать об этом в книге Карла Кёнига «Братья и сестры» (см. указ, литры. № 19). Кёниг показывает там, какая роль как типичная выпадает на долю третьего ребенка. Он всегда чувствует себя слегка ущемленным. И в биографиях третьей (стр. 89) и пятой (стр. 111) это ясно проявляется.

Как обстоит дело с первым воспоминанием в приведенных биографиях? В биографии 1 переживание духовного мира чрезвычайно выразительно. Явление Мадонны было определяющим для всей жизни пациентки. Как отличается от этого детство девочки Танга в биографии 2! Здесь первое воспоминание неотчетливо.

Что происходит с переживанием доверия в этом семилетии? Ребенок приходит в мир с совершенно чистым и естественным доверием. Когда он взбирается высоко на дерево и не может слезть, он зовет отца и мать и просто прыгает им в руки, с полным доверием. Когда еще в жизни у нас есть такое доверие, что мы просто отдаем себя взрослому? Доверие - это основное состояние ребенка. Оно в определенной степени родилось с ним. Но как быстро теряется в жизни это доверие! Возможно, ребенок просыпается среди ночи, а мать и отец ушли в кино. Или няня, которая должна оставаться возле ребенка, пугает его и говорит ему: «Если ты не будешь спать, придет чернал овца и укусит тебя». Другой пример: маленький Иоанн оделся, чтобы пойти с матерью в цирк, но прежде чем он успевает опомниться, он оказывается в кресле зубного врача. Или еще одна история, которую рассказал участник моего семинара: ребенком он очень неохотно позволял стричь себе волосы. Поэтому каждый раз, когда ему нужно было к парикмахеру, тот рассказывал ему длинную историю о самолете, который он строил для маленького мальчика. Когда самолет будет готов, они оба полетят на нем. Это продолжалось несколько лет, пока кто-то однажды не сказал мальчику - тогда ему было примерно шесть лет: «Послушай, этого самолета вовсе не существует!» Это было такое разочарование для мальчика, что он не мог забыть это происшествие всю свою жизнь. В определенной степени это событие вообще впервые привнесло в его жизнь понятие недоверия. Долго он не мог преодолеть это.

Когда теперь, после первого семилетия, тело преобразовано, высвобождаются жизненные силы, которые прежде использовались для этого процесса преобразования. Ребенок готов к школе и способен к восприятию. Он может использовать теперь эти силы, чтобы воспринимать знания. Если ребенка слишком рано отдают в школу, это имеет тяжелые отрицательные последствия. Это обнаруживается не в следующем семилетии, а зачастую позднее в жизни, в фазе между 56 и 63 годами. Потому что тогда эти силы снова высвобождаются из нервно-чувственной системы. В общем, мы можем сказать: первое семилетие является определяющим для последующего телесного здоровья в жизни человека.

Во втором семилетии созревают органы дыхания, сердце и кровообращение. Эти органы являются носителями наших чувств, которые позволяют нам различать антипатию и симпатию, хорошее и плохое, красивое и безобразное. Это также та фаза, которая позднее в жизни отражается на нашем отношении к близким, прежде всего на нашем отношении к миру. Мы можем сказать, что мы учимся в это время вдыхать и выдыхать. Это затрагивает не только процесс дыхания как таковой, но и все наше отношение к миру. Мы не чувствуем себя более сросшимися с природой, едиными с ней, теперь развертывается богатая индивидуальная жизнь и мы развиваем все более богатую фантазию. В нашей детской фантазии мы переживаем, так сказать, драматизацию жизни - то ты принцесса, то рабыня, затем ты снова герой или разбойник. Наша душа начинает искриться многими красками, и наш внутренний мир находится в постоянном взаимодействии с миром внешним.

В этой фазе жизни ребенок только частично учится путем подражания. Ему еще нужен взрослый, которого он может рассматривать и воспринимать как авторитет. Частично это могут быть еще родители, но уже и учителя в школе. В период между седьмым и четырнадцатым годами жизни школа является главным местом развития ребенка. Учитель или учительница занимает важное место в его жизни. Учитель является, так сказать, посредником между миром и ребенком. Что он рассказывает ему или какое у него мировоззрение, оказывает глубокое влияние на развитие и на уровень образования в последующей жизни. Убежден ли учитель в том, что человек произошел от обезьяны, или является Божьим созданием с телом, душой и духом, это вызывает в молодом человеке во втором семилетии радикальные различия в мировоззрении. Состоит ли в моих глазах цветок только из стебля и лепестков и т.п., или это созданное природой цветочное чудо здесь еще и для того, чтобы приносить нам, людям, радость - все это оказывает решающее значение на позднейшую жизненную позицию. Мир чувств ребенка должен участвовать в воспитании, в обучении. По этому поводу имеется обширная литература о педагогике вальдорфских школ, подробное рассмотрение которой вышло бы за рамки данной работы.