Смекни!
smekni.com

«Становление человека» (стр. 9 из 34)

О последствиях такого развития мы услышим в следующей главе.

2. 1. 21-Й ГОД ЖИЗНИ

Я есть не Я,

Я тот, кто рядом, невидимый мною, идет,

Я часто его посещаю

И часто его забываю.

Молчит он спокойно, коль я говорю,

Прощает мягко, когда ненавижу,

Он там, где меня нет,

И он останется, когда я умру.

Хуан Роман Хименес

Сегодня 21-й год жизни переживают самым разным образом. Многие люди проходят в это время через тяжелые кризисы. Мы можем назвать их кризисами нахождения своего Я. Кто я? - этот большой вопрос появляется уже в предыдущем семилетии.

Возникает множество сомнений и конфликтных ситуаций: «Являюсь ли я созданием моих родителей?» «Сам я выбрал профессию или под влиянием родителей? Мой отец хотел быть инженером, но это ему не удалось, и я должен начать эту учебу: сам ли я являюсь тем, кто хочет этого, или это желание моего отца во мне?» «Собственно говоря, мне надоела вся эта церковная чепуха; я не хочу следовать дальше религии своих родителей - в настоящий момент я вообще не верю в Бога. » «Мне пришлось годами посещать вальдорфскую школу, мои родители антропософы, а сам я хотел бы ничего не знать об этих вещах и идти своим путем. » «Эти штучки с ангелами и архангелами мне уже надоели. »

Всё это высказывания, которые приводят к нахождению своего Я. Многие люди уже в этот период покидают родительский дом, и тем самым им легче найти себя. Некоторым это не удается осуществить, и они остаются дома. И тогда имеются различные возможности нахождения Я. Возможно, молодой человек днем работает, а вечером учится, или наоборот, и большую часть времени не бывает дома. Родители жалуются и говорят, что он использует дом как пансионат. Этим родителям можно было бы возразить: «Слава богу, что это так, потому что это - путь к нахождению себя. » У других молодых людей есть мать, которая хочет, чтобы все всегда было как следует убрано. Именно поэтому они - неосознанно - пытаются продемонстрировать, что все это чушь: «Я буду самым большим неряхой в доме и буду просто все специально оставлять валяться, где попало. Мать должна заметить, что ей нужно покончить со своей педантичностью. » Другой, возможно, целый год запирается в своей комнате, ни с кем из семьи не разговаривает и иногда, возможно, просит принести ему еду. Он болезненно реагирует, если его не замечают, но и заботливое отношение ему тоже не нравится. «Оставь меня, пожалуйста, в покое!». Конечно, в это время могут случиться тяжелые психические нарушения. Их описание, однако, вышло бы за рамки данной книги.

Вместо этого послушаем некоторые высказывания людей, которые в этой фазе положительным образом переживали нахождение своего Я: Когда мне исполнился 27 год, я почувствовала, что мне нужно отпраз-новать это совершеннолетие. Я попросила у родителей разрешения на поездку и отправилась, совсем одна, в первый раз в путь. 40 лет назад такой поступок в южноамериканской стране был еще необычен.

Другое высказывание: Когда моему сыну был 21 год, я спросил его, какие изменения он чувствует в себе. Он сказал: «У меня такое чувство, как будто внутрь меня поступает свет. То, что во мне темно, медленно начинает светиться.»

И другое высказывание этого же юноши.

Где находится совесть? У меня такое впечатление, что она за моей головой, что оттуда приходит голос, который является совестью.

3. ФАЗА С 21-го ПО 42-й ГОДЫ: «БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ» - ДУШЕВНОЕ РАЗВИТИЕ

Многие молодые люди в это время выходят в мир с рюкзаком за спиной. В этом факте одновременно содержится и образ. Это образ того, что происходит в душевном. У нас наполненный рюкзак, который был набит в детстве. Теперь нам нужно нести его на себе. В таком случае очень полезно остановиться и посмотреть, что же находится в этом рюкзаке. Тогда мы найдем в рюкзаке кучу камней. Мы все, конечно, смотрели однажды на аметист, агат или другой камень. Снаружи камень серый и шершавый, но если мы распилим его и заглянем внутрь, мы увидим большое чудо. Перед нашими глазами предстанут чудесные кристаллы. Свет падает на них и отражается во все стороны. Если мы возьмем один единственный из этих маленьких кристаллов и отшлифуем его, тогда поток отраженного света станет еще больше. Не означает ли и наше душевное развитие, что мы берем в руки наши необработанные камни, начинаем открывать их и затем шлифовать, так что наша душа все больше становится зеркалом для духовного света? Во всех наших встречах, с 21-го по 42-й год жизни и позднее, у нас есть возможность через другого человека найти самого себя, с его помощью отшлифовать свои твердые кромки. Пробудиться в собственной душе и отполировать ее, это одна из задач в фазе душевного развития, которое, как мы представили выше, продолжается с 21-го по 42-й год жизни.

Что еще мы находим в рюкзаке? Инструменты для работы, которые мы собрали в школе, в университете и дома. Мы узнаем, что большую часть инструментов мы, к сожалению, использовать не сможем. Лучше отложить их в сторону, чтобы они не утяжеляли рюкзак. Другие инструменты нужно теперь лучше отшлифовать, лучше отполировать. И мы заметим также, что некоторых инструментов у нас не хватает. Наступает время, когда нам нужно обзавестись недостающим инструментом. Это большая работа, которую мы должны сделать в основном в период с 21-го по 42-й годы жизни. Но, естественно, в течение всей жизни инструменты нужно обновлять, шлифовать и полировать.

Что еще есть в этом рюкзаке? Часто родители дали нам в дорогу еды. Однако провизии хватает только на определенное время. Сегодня частью душевного взросления стало то, что как женщины, так и мужчины могут сами обеспечивать себя. Лучшее воспитание, которое родители могут дать, это то, чтобы каждый взрослый мог сам о себе позаботиться. Мы можем назвать это воспитанием к прилежанию в жизни. Тогда через некоторое время не будет иметь значения, что провиант съеден. И мы будем в состоянии снова и снова восстанавливать его.

Что еще находим мы в рюкзаке? Иногда мы запускаем в него руку, и что-то похожее на болотную жижу, глинистое прилипает к нашим рукам. Мы быстро отдергиваем руку - но не следует ли набраться мужества и заглянуть в рюкзак? Что это, что липнет к нам? Да, конечно, это старая глина, которую нужно теперь смыть. Это старые нормы, которые мы получили в детстве: в основном во втором семилетии они сильно воздействуют на нас. Как мы уже показывали, бывает, некоторые фразы человек слышал чаще, чем свое имя: «Тебе нет смысла учиться, ты дурак.» «У тебя обе руки левые.» «Мальчик не должен плакать. » Как много времени требуется иногда, пока я не приду к убеждению, что я вовсе не так уж глуп, чтобы научиться чему-то. Это была фраза, которую мои родители нахлобучили на меня, а я с ней, собственно, не имею ничего общего. Однако это нужно смыть. Или я замечаю, что, оказывается, я вполне ловко могу действовать своими руками. С детства моим желанием было стать столяром, но с двумя левыми руками столяром, конечно, стать нельзя. Только теперь я замечаю, что я, возможно, мог бы чего-то добиться в столярной мастерской: мои руки не такие уж неуклюжие, как мои родители внушали мне. Или я уже давно женат, у меня нежная жена и дети. Иногда моя жена жалуется, что я черствый человек - разве это удивительно? Когда я был ребенком, мне не разрешали плакать, обнаруживать свои чувства, и теперь мне нужно работать над тем, чтобы снова научиться извлекать их.

Сказка братьев Гримм «Лягушонок-король или железный Генрих» помогает нам понять, что имеется в виду под душевным развитием этой фазы. Если мы не можем освободиться от норм, которые были навязаны нам во втором семилетии, наша душа останется в неких собственных обручах и не может дальше раскрываться. В сказке о лягушонке-короле принцессе нужно поступить против правил отца. Она бросает лягушонка об стену, так, чтобы смог открыться истинный облик принца. По пути домой принц трижды кричит: «Генрих, карета сломалась», - но дело здесь не в карете, а в железных обручах, которыми было оковано сердце слуги, когда принц был превращен в лягушку. - Только когда мы освободимся от норм и фраз, которые были навязаны нам в детстве, которые сковывают нас так, что мы становимся неподвижными, как будто закованы в железный панцирь, наша личность сможет развиваться далее. Это тяжелая задача самовоспитания, и она входит в душевное развитие, в основном в фазе с 28-го по 35-й годы жизни.

Теперь я снова запускаю руку в рюкзак. Я замечаю, что некоторые вещи липнут, как смола. Смолу никак не соскрести. Что это такое? Ну да, во мне 1, 80 м или только 1,50 м, какой смысл бороться с этим? Не пришло ли время принять это как данность, и чтобы в будущем мне это не мешало? Или - мои родители дали мне сложное имя. И здесь нет никакого смысла бунтовать. Возможно, у меня очень меланхолический или холерический темперамент. Я могу работать и над своим темпераментом, но он принадлежит мне, так же как и мой, возможно, немного кривой нос. Задача состоит в том, чтобы не бороться с этим и не злиться из-за этого, а просто принять это как часть самого себя. Я должен позитивно принять эти элементы и интегрировать их в мою собственную личность. Можно бы также сказать, что выбор тех или иных родителей также сделан мной. Мало смысла в том, чтобы в 40 лет бунтовать против ошибок своих родителей. Потому что каждое препятствие в жизни ведет также и к тому, что человек крепнет, если научится преодолевать его.

Конечно, можно обнаружить еще много вещей, которые находятся в этом рюкзаке. Я предоставляю каждому читателю заглянуть в свой рюкзак. Нижеследующее письмо 22-летнего человека может дать еще более ясное представление о том, о чем шла речь выше.

3. 7. ПИСЬМО ДВАДЦАТИДВУХЛЕТНЕГО СТУДЕНТА-МЕДИКА

Я чувствую большую перемену в себе, как во внутреннем, так и во внешнем. Я был одним из лучших учеников в классе, у меня были лучшие оценки, пока внезапно мне не стало ясно, что то, что я как разучил, и то, как я это учил, что делали учителя и что они ценили, ни к чему меня не вело. По крайней мере, ни к чему, что касается изучения медицины, что собственно и было моей целью. Я чувствовал, как мы технизировались, и моя голова уже не выдерживала такого количества концепций. Я чувствовал, что теряю чувствительность. Поэтому я начал использовать новый метод: я больше не записывал то, что говорил профессор, но внимательно слушал и старался взять из лекции самое существенное, то есть не быть просто копировальной машиной. Занятия длились у нас целый день, предметов, которые ничего не давали нам, было много. Поэтому постепенно я начал посещать некоторые из них не так усердно. Люди находили, что я поступаю неправильно, но я чувствовал себя благодаря этому очень хорошо, мог лучше использовать свое время, занимаясь другими вещами, которые линя также интересовали. Единственное - у меня теперь не такие хорошие оценки, но, несмотря на это, я нахожу, что я извлекаю из занятий достаточно пользы. Есть еще кое-что, что мешает другим людям, - это моя внешность. Я счел, что выгляжу как настоящий врач, у меня было такое же лицо, как и у всех коллег, с тех пор как они, как и я, стали изучать медицину. У всех одинаковые стрижки и прически, одинаково зачесанные, усы, очки и все они употребляют технические термины в речи. Тогда я решил отпустить длинные локоны, отрастить бороду, снять очки. Самые хорошие свои вещи я отослал домой. Люди начали называть меня хиппи, и я чувствую себя очень счастливым. Вместо папок, на каждой из которых стоит эмблема института, у меня простой мешок для школьных принадлежностей, который мне очень нравится.