МЕТОД ГИРЛЯНД СЛУЧАЙНОСТЕЙ И АССОЦИАЦИЙ
1. Алгоритм метода
Этап 1. Определение синонимов объекта
Этап 2. Выбор случайных объектов
Этап 3. Составление комбинаций из элементов гирлянды синонимов объекта и элементов гирлянды случайных объектов
Комбинации составляются из двух элементов путем попытки объединения каждого синонима рассматриваемого объекта с каждым случайным объектом.
Этап 4. Составление перечня признаков случайных объектов
Определяются признаки случайно выбранных объектов с возможно большим количеством признаков в течение ограниченного времени (минуты). Успех поиска в значительной мере зависит от широты охвата признаков случайных объектов, поэтому целесообразно перечислять как основные, так и второстепенные признаки.
Для удобства составляется таблица признаков, в одном столбце которой указаны по порядку случайные объекты, а в другом (напротив) - признаки этих случайных объектов.
Этап 5. Генерирование идей путем поочередного присоединения к техническому объекту и его синонимам признаков случайно выбранных объектов
Этап 6. Генерирование гирлянд ассоциаций
Поочередно из признаков случайных объектов, выявленных на четвертом шаге, генерируют гирлянды свободных ассоциаций. Для каждого из отдельных признаков они могут быть практически неограниченной длины, поэтому генерирование следует ограничить по времени или количеству элементов гирлянды.
Замечание: Если генерирование гирлянд ассоциаций проводится коллективно, то каждый член коллектива занимается этим самостоятельно.
Этап 7. Генерирование новых идей
К элементам гирлянд синонимов технического объекта пытаются присоединить элементы гирлянд ассоциаций.
Этап 8. Выбор альтернативы
На этом шаге решается вопрос - продолжать генерирование гирлянд ассоциаций или их уже достаточно для отбора полезных идей.
Замечание: Если по предварительной оценке таких идей мало, можно продолжить создание гирлянд ассоциаций, начиная с какого-нибудь нового элемента гирлянд, созданных на шестом шаге и действуя подобным же образом.
Этап 9. Оценка и выбор рациональных вариантов идей
Среди множества нерациональных, тривиальных и даже нелепых идей, как правило, всегда находятся оригинальные и рациональные. Если в течение короткого времени можно найти несколько десятков вариантов решения, то вполне удовлетворит
положение, при котором хотя бы несколько вариантов покажутся
полезными.
Этап 10. Выбор варианта
Замечание: Нередко говорят об "оптимальных" вариантах, но забывают указать, относительно кого или чего они оптимальны.
2. Пример использования из первоисточника
Чтобы продемонстрировать метод гирлянд ассоциаций поставим решить задачу расширения ассортимента часового завода и возьмем для модернизации такой объект как часы.
1. На первом шаге мы получим гирлянду синонимов слова часы: часы - будильник - секундомер - хронометр.
2. На втором шаге выберем пять случайных объектов, например: кассета, подснежник, транспарант, постель, войлок.
3. На третьем шаге получаем следующую комбинацию синонимов и случайных объектов: часы с кассетой, часы с подснежником, часы на транспаранте, часы в постели, часы в войлоке, будильник с кассетой, будильник для постели, будильник с войлоком, секундомер с кассетой и т.д.
4. На четвертом шаге получим таблицу случайных объектов и их признаков:
CЛУЧАЙНЫЙ ОБЪЕКТ / ПРИЗНАКИ
Кассета | Пластмассовая, хрупкая, музыкальная |
Подснежник | Голубой, маленький, пахучий. |
Транспарант | Большой, тяжелый, красочный |
Постель | Чистая, мягкая, теплая, широкая |
Войлок | Плотный, колючий, теплый. |
5. Комбинируя модернизируемый предмет и его синоним с признаками случайных объектов получаем: пластмассовые часы, хрупкий будильник, голубые часы, музыкальные часы, маленькие часы, будильник с запахом, большие часы, тяжелый будильник, красочный секундомер, чистые часы, мягкий будильник, теплые часы, широкий секундомер, теплый секундомер, плотные часы, колючий будильник и т.д.
6. На данном шаге будем генерировать гирлянды свободных ассоциаций, основой которых будут признаки случайных объектов:
ПРИЗНАК / Собственно гирлянда ассоциаций:
Пластмассовый | Пластмасса - ручка - бумага - огонь |
Хрупкий | Стекло - стакан - вода - дождь |
Голубой | Небо - солнце - лето - жара |
Пахучий | Духи - женщины - цветы - весна |
Тяжелый | Гиря - спорт - соревнования - призы |
Красочный | Журнал - компьютер - дискеты - программы |
7. Синтезируя гирлянду ассоциаций и синонимы модернизируемого предмета получим следующие комбинации: часы в ручке, огненные часы, стеклянные часы, водные часы, солнечные часы, часы в духах, женские часы, цветные часы, спортивные часы, призовые часы, стеклянный будильник, водный будильник, призовой будильник, водный секундомер, компьютерный секундомер.
8. На данном шаге мы решаем не продолжать процесс генерирования идей, т.к. их уже достаточно.
9. Выбирая из множества идей только рациональные и отсеивая те решения, которые уже воплощены в жизнь (будильник с кассетой, часы с музыкой, женские часы, подводные часы, спортивные часы, часы в ручке и т.д.), получим следующие комбинации:
Будильник с запахом, часы в духах, солнечные часы, теплые часы, стеклянные часы, призовые часы, компьютерный секундомер.
10. На последнем этапе выбор решений производит заказчик, которым является матушка Жизнь, а значит, никто не скажет точно, какое из предложенных решений сделает блестящую карьеру.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как уже говорилось, эффективность всех эвристических приемов, в том числе и ассоциаций, проявляется не столько в обеспечении прямого выхода на искомое решение, сколько в подготовке психики человека к моменту "озарения", в установлении связи между сознанием и подсознанием и подключением интуиции.
Конечно, нельзя не видеть огромные возможности ассоциаций для развития творческих задатков: памяти, остроты мышления, воображения, а использование метафорических ассоциаций развивает, кроме того, образность мышления.
ССЫЛКИ