Смекни!
smekni.com

Иверский монастырь, как историко-архитектурная ценность России (стр. 5 из 7)

Длина Настоятельского корпуса вместе с пятигранной пристройкой на востоке — 38,5 метра, ширина — 12,5 метра. В настоящее время здание имеет два этажа и подвалы. По­скольку корпус стоит на склоне оврага, с южной стороны стены подвалов возвышаются над землей и воспринимаются как этаж.

Уцелевшие на восточном фасаде незначительные фраг­менты декора и изразцовое окно напоминают о его прежней архитектуре. Наблюдения при ремонтных работах и не­большие раскрытия штукатурки на фасадах позволили определить первоначальный наряд этого здания. В отличие от южного фасада, обращенного в сторону оврага и решен­ного в скупых, лаконичных формах, без какого-либо декора, северный и восточный фасады, развернутые к площади и Успенскому собору, были богато декорированы различного рода нишками, вертикальными колонками-валиками, пояс­ками и изразцово-кирпичными наличниками окон. Весь на­бор декоративных элементов был собран в широкий фриз, протянувшийся по всей длине фасадов и занимавший про­странство стены на уровне оконных проемов. Поднимав­шиеся на высоту 2,5—3 метров над землей стены подвалов были лишены каких-либо украшений. Над наличниками окон начинался развитой, рельефный фриз здания. Разно­цветные изразцы трех типов были вкомпонованы в горизон­тальный пояс под подоконниками окон и окаймляли сами окна в виде прямоугольной рамы. Изразцовые вставки в со­седстве и в сочетании с тонко, по-особому изящно прори­сованными деталями на обширной белой глади стен произ­водили сильный художественный эффект. Сочетание стро­гих членений в крупных формах со свободными членения­ми в малых придавали всему зданию изысканный, аристо­кратический облик. Это впечатление подчеркивалось высо­кой черепичной кровлей, покрывавшей все здание. Чере­пичные плитки были закруглены с одной стороны и сверху покрыты зеленой глазурью.

Весь живописный наряд здания погиб в XVIII—XIX сто­летиях под топорами и молотками строителей, прорубавших новые окна и надстраивавших новый этаж. Почти полно­стью изменилась и внутренняя планировка здания. Судя по документам 1688—1689 годов, полы в помещениях были выстланы дубовым паркетом, вдоль стен шли встроенные лавки (скамьи), имелись крыльца с перилами.

Меньше других пострадали подвальные помещения, хотя многие из них полузасыпаны землей и строительным мусо­ром. Расположенные ступенями (из-за крутого склона оврага), перекрытые коробовыми сводами, они обра­зуют замысловатый лаби­ринт.

Пятигранная пристрой­ка на восточной стороне корпуса, напоминающая по своей форме и местополо­жению обыкновенную ап­сиду (алтарь) церкви, ве­роятно, появилась позднее самого здания, скорее всего в конце XVII — начале XVIII века. Она могла быть алтарной частью небольшо­го храма, для которого пе­рестроили восточную часть корпуса, или же маленькой церковкой, а может .быть, летней светелкой настоя­теля.

Настоятельский кор­пус — единственное здание в монастыре, где удалось обнаружить уцелевшие из­разцовые украшения.

Надвратная церковь Михаила Архангела по­строена в 1683—1685 годах. И это здание — важнейшую составную часть архитек­турного комплекса — строил

Афанасий Фомин. Сохранилась копия подрядной записи, внесенная в приходо-расходную книгу в апреле 1683 года:

«...подрядены стрельцы Афонька Фомин со товарищи по­строить в Иверском монастыре каменные святые ворота в вышину 2 сажени косых, да на тех воротах церковь камен­ную о пяти главах каменных в вышину 4-х сажен косых, а внутри пространства в той церкви 3 сажен аршинных длпннику и поперечнику окромя алтаря... Денег пятьдесят рублев да 20 пуд соли, дано всякому человеку па неделю по хлебу, да 20 пуд свиного мяса...»

Воротная часть здания церкви Михаила Архангела — прямоугольное в плане одноэтажное сооружение (22 Х 18м), прорезанное посередине глубокой сквозной аркой. С неко­торым отступом от наружной стены в арке были сделаны притолоки, на которых висели двухстворчатые, окованные железом двери. По сторонам проезжей арки с обеих сторон имелись ложные декоративные арки, за которыми распола­гались хозяйственные помещения и лестница на второй этаж. Ворота оканчивались прямоугольной горизонтальной площадкой, на которой, как на платформе, была возведена церковь Михаила Архангела. Она представляет собой квад­ратную бесстолпную постройку, перекрытую сомкнутым сводом, с одной пятигранной апсидой и восьмигранным глу­хим барабаном. Церковь занимает гораздо меньшую пло­щадь, чем основание, на которое она поставлена. Вокруг нее — свободное пространство, ограниченное с севера и юга торцовыми стенами смежных корпусов, а с запада — высо­ким парапетом, прорезанным тринадцатью окнами с ароч­ными перемычками. Эта своеобразная галерея на восточной стороне оканчивается двумя небольшими надстройками, по­явившимися позднее — в конце XVIII—XIX веке. Судя по поздним карнизам, потолку и крыше над галереей, которые закрывают древний декор на стенах церкви, первоначально площадка была открытой.

Переделкам подвергалась и сама церковь. Пятигранная апсида в древности была покрыта не полукуполом, а высоким деревянным шатром, отпечатки которого и теперь хо­рошо прослеживаются на восточной стене здания. К позд­нему времени относится и барабан с восьмигранным купо­лом, круглой шейкой и главкой. Центральный барабан был первоначально круглым, гораздо меньших размеров, свето­вой. О нем можно судить по отверстию в сомкнутом своде, теперь заделанному сверху. По углам располагались еще че­тыре глухих барабана — церковь первоначально была пяти­главой. Главы и украшавшие их основания деревянные ко­кошники были покрыты лемехом, а центральный барабан и глава были расписаны. Для приспособления помещений к различным нуждам устраивались перегородки, новые две­ри и лестницы. Высокое пространство церкви перегорожено деревянным перекрытием на два яруса ниже деревянных хоров. Внутристенная лестница, ведущая на эти хоры по се­верной и западным стенам, закрыта. Многие окна галереи и самой церкви также заложены.

В отличие от предыдущих построек фасады Михаило-Архангельской церкви и ворот богато и равномерно деко­рированы. Мотивы декора традиционны: вертикальные жгу­ты-валики, прямоугольные, сильно вытянутые по высоте, и квадратные нишки, обрамления вокруг арок, широкий фриз из поясков, поребрика и «сухариков». Все вместе они обра­зуют каменное кружево на фоне белоснежных стен. На за­падном фасаде декор был поврежден в XIX веке. Живопис­цы-ремесленники изобразили над аркой сцену из жизни Иверского монастыря — перевозку «мощей» в новую оби­тель.

Вслед за надвратной церковью Михаила Архангела (к северу от нее), и, вероятно, на месте прежней деревян­ной, появилась большая каменная башня, имевшая несколь­ко названий — Михайловская, Патриаршая, Никоновская (1685—1689 гг.). Достраивалась она в конце 80-х годов XVII века. В 1698 году башню назвали Михайловской (по имени надвратной церкви, сооруженной по соседству).

Здание Михайловской башни во многом примечательно. Снаружи она имеет размеры 11,5Х13,5 метра и высоту 17 метров. До недавнего времени башня завершалась высо­ким восьмигранным шпилем, достигавшим почти 30 метров. Общая ее высота, таким образом, составляла 46 метров. Де­ревянные конструкции шпиля к 1960-м годам прогнили, и шпиль пришлось удалить.

В декорировке фасадов башни много общего с колоколь­ней, Настоятельским корпусом и надвратной церковью Ми­хаила Архангела. Особенно характерен декоративный фриз из поясков, колонок и нишек, расположенный несколько выше середины башни и прорезанный в отдельных местах свободно расставленными окнами. Этот прием напоминает обработку фасадов Настоятельского корпуса. Но декор баш­ни более скупой. Обширные верхние и нижние плоскости стен лишь кое-где прорезают небольшие узкие окна, напо­минающие бойницы.

Михайловская башня лишь на первый взгляд произво­дит впечатление крепостного сооружения. На самом деле ее «бойницы» — обыкновенные оконные и дверные проемы. Башня несколько раз перестраивалась. Некоторые передел­ки и ремонты были вызваны появившимися в стенах огром­ными вертикальными трещинами, что объяснялось слабыми, насыщенными водой грунтами под ее основанием, фунда­мент же башни неглубок. Сложенный из круглых камней-валунов насухо, то есть без раствора, он стал оседать, и башня раскололась надвое.

В 1960—1961 годах башня была укреплена железобетон­ными и металлическими связями и отремонтирована.

Между надвратной церковью и Михайловской башней вплотную к ним располагается двухэтажный каменный кор­пус казначейских келий, построенный в 1686—1688 годах. В начале XIX века корпус назывался Братским, а к сере­дине XIX века — Гостиным, по-видимому, в соответствии с изменившимся назначением.

В северной части кельи примыкают к южной стене башни и поэтому не имеют собственной стены. Более Тога, здание корпуса закрыло многие элементы декора на фасаде башни.

Все три постройки объединены общим замыслом. Над воротами во втором ярусе оставлен проем, через который можно было попасть на чердак корпуса. Такой же проем сразу же был сделан и в башне, на третьем ярусе. Когда появился корпус, по его чердаку прошел специальный кори­дор (переход), соединивший церковь с башней.

Корпус казначейских келий представляет собой двух­этажное каменное здание с толстыми стенами и сводчаты­ми помещениями. Оно претерпело большие переделки, осо­бенно в 1830—1840-х годах. Искажения главным образом коснулись фасадов, оконных и дверных проемов, планиров­ки. Очевидно, западный фасад здания, обращенный в сто­рону хозяйственного двора, был предельно прост, без ка­ких-либо украшений. Только оконные проемы прорезали толщу его стен. Две простейшие пристройки, из которых одна уже разобрана, появились в позднейшее время. Над западной стеной по своду некогда проходил чердачный ко­ридор, соединявший надвратную Михаило-Архангельскую церковь с Патриаршей башней. Коридор и чердак освеща­лись через узкие щелевидные оконца под карнизом здания, напоминавшие крепостные бойницы. Позднее они были лик­видированы. Восточный фасад корпуса, обращенный к пло­щади, был декорирован гораздо богаче. Кое-где понизу и сейчас видны декоративные, с полукруглым верхом нишки, располагавшиеся в простенках между окнами. Но сами окна грубо переделаны.