Смекни!
smekni.com

«Любимые песни военных лет» (стр. 11 из 17)

Целый день Аркадий Ильич думал о них. А глубокой ночью все домашние были разбужены громкой музыкой: композитор играл и пел новую песню. Бодрая, ликую­щая мелодия неслась из открытых окон и растворялась в тишине спящего города.

Ранним утром Островский позвонил поэту Льву Ивановичу Ошанину. Поэт не сразу согласился писать слова для песни, ведь ярче и точнее, чем высказался ребенок, сказать о мире трудно. Но Островский настаивал, и вскоре они встре­тились, как обычно, у рояля, чтобы вместе работать над песней. Четверостишие, сочиненное мальчиком, осталось припевом, а в запеве поэт высказал свои мысли и раздумья о мире, и сделал это по-разному. Здесь встречается и обращение:

Милый мой друг,

Добрый мой друг,

Людям так хочется мира...

И предостережение:

Тише, солдат.

Слышишь, солдат!

Люди пугаются взрывов...

И призыв:

Против беды,

Против войны

Встанем за наших мальчишек!

Солнце – навек, счастье – навек,

Так повелел человек!

Это была песня о детях – и в то же время от лица детей.

Песня «Пусть всегда будет солнце» прозвучала в радиопередаче «С добрым утром» и сразу же разлетелась по всей стране. Взрослые и особенно дети полюбили песню и распевали ее повсюду.

Исполнение песни «Пусть всегда будет солнце»

(стихи Л. Ошанина)

Очень скоро песня пустилась в большое странствие по планете. Она побывала в Хельсинки на Всемирном фестивале молодежи и встретила там горячий прием. В Москве на Всемирном конгрессе женщин ее пели, обнявшись, представительницы всех рас и континентов. Огромный успех выпал на долю этой песни в польском городе Сопоте в 1963 году.

По условиям конкурса, от каждой страны выступает один певец, показывается одна песня и приглашается один член жюри.

В тот год на фестивале нашу страну представляли певица Тамара Миансарова, песня «Пусть всегда будет солнце» композитора Аркадия Остров­ского и член жюри – композитор Александр Цфасман.

Большой зеленый театр Сопота, расположенный среди холмов под открытым небом, не мог вместить всех желаю­щих. Более трех тысяч зрителей заполнили естественный амфитеатр. Шел второй день фестиваля. Фанфары возвестили начало концерта.

«У меня перехватывает дыхание, – рассказывал потом Александр Цфасман, – словно я сам и автор, и исполнитель. От волнения не в состоянии смотреть на сцену, опускаю голову...»

А Тамара Миансарова, напротив, казалась совершенно спокойной. Выйдя на сцену, она улыбнулась, послала зрителям приветствие и кивнула дирижеру. Оркестр заиграл вступление.

Может быть, впервые в истории подобных соревнований песня-призыв к миру вступила в борьбу с новейшими эстрадными сочинениями. Трудно ей было пробиться сквозь потоки блестящих джазовых мелодий, трудно было найти путь к сердцу слушателей.

Но вот заканчивается песня – и воздух дрожит от грома оваций. Огромный успех! И результат – главный приз фе­стиваля «Золотой соловей».

В почетной грамоте, которую Аркадий Ильич Островский получил за создание песни, на сорока языках начертано слово «Мир». И на всех этих языках, почти во всех странах земного шара, звучит песня «Пусть всегда будет солнце».

Вот и подошёл к концу наш рассказ о жизни, о песнях замечательного композитора Аркадия Ильича Островского. Время летит быстро, дети становятся взрослыми, подрастает новое поколение, а его песни всё так же дороги и любимы, всё так же доставляют радость и маленьким, и большим и ещё долго будут нужны людям.

Исполнение песни «Песня остаётся с человеком»

(стихи. Острового)

Музыкально-литературная композиция

«Когда мои друзья со мной»,

(посвящается творчеству В.Я. Шаинского)

Учитель: Утро этого композитора начинается в шесть часов. Он делает «отжимы» на полу на пальцах, работает с гантелями, подтягивается на турнике. Он не только делает усиленную спортивную гимнастику, но и плавает, бегает на коньках, занимается наземной и подводной охотой, рыбной ловлей, велосипедным спортом. И музыка у этого композитора удивительно здоровая, ясная, оптимистичная. В ней есть какой-то свой особый секрет, какой-то «электрический ток». Имя композитора вам всем хорошо известно – это Владимир Яковлевич Шаинский.

«Если композитор сиднем сидит, курит без меры, как я когда-то, то это считается нормальным. Но однажды я сказал себе: хватит! Задыхаюсь, толстею. Портится настроение, и музыка рождается какая-то болезненная. Бросил курить, занялся спортом», – говорит Владимир Яковлевич. А ведь ему исполнилось 80 лет!

Лучшие песни Шаинского – а их у него много – возвращают нас в детство. Для каждого человека это мгновения счастья. «Мой композиторский путь в детскую песню трудный и в то же время радостный. Трудный потому, что совсем не легко написать песню, которую примут и подхватят дети. А радостный потому, что нет большего счастья для автора, чем слышать и видеть, как его песни поются детьми», – говорит Владимир Яковлевич Шаинский.

Сейчас в творческом багаже композитора огромное количество самых разнообразных песен, многие из них написаны для мультфильмов, кино- и телефильмов, мюзиклов, радиопостановок.

исполнение песни «По секрету всему свету»

(стихи М. Танича)

Ученик 1: Как же складывался творческий путь композитора?

Владимир Шаинский родился в декабре 1925 года. Родители его к музыке непосредственного отношения не имели: отец был инженером-химиком, мать – биологом. Детство Володи прошло в Киеве. Утопающие в зелени улицы, круто поднимающиеся вверх от Крещатика… Это было время расцвета массовой песни. Кажется, отовсюду неслись мелодии – «Наш паровоз, вперёд лети», «Там, вдали за рекой». В одном из киевских дворов Володя вместе со своими сверстниками играл в любимые мальчишеские игры, громко и звонко пели они «По долинам и по взгорьям», «Смело мы в бой пойдём»… Хотя эти песни не были детскими, ребятам они очень нравились. Особенно любил Володя петь «Легко на сердце от песни весёлой» и «Катюшу». «Я пел с утра до ночи», – Вспоминает Шаинский. Из музыкальных впечатлений детства наиболее яркое – первое посещение оперного театра. Это было в 1929 году, когда мальчику исполнилось четыре года. Вместе с мамой он слушал «Сказку о царе Салтане». Торжественная приподнятая атмосфера театра, большая сцена, красивая огромная люстра и, конечно, сама опера – и чудеса сказки Пушкина, и музыка Римского-Корсакова – всё захватило воображение маленького мальчика. Возвратившись домой, он уже напевал мелодии из оперы. Мальчик стал мечтать о занятиях музыкой.

У Володи было много увлечений, родители даже не знали, куда его определить. У него была прекрасная память. В три года он мог на слух спеть любую услышанную им мелодию, с одного прочтения он мог запомнить целую страницу прозаического текста.

Всё же предпочтение было отдано музыке. С девяти лет Володя Шаинский начал посещать музыкальную студию при Киевском дворце пионеров, заниматься в классе скрипки у профессора Киевской консерватории Д.С. Бертье. Володя учился увлечённо, с интересом занимался по всем предметам. К этому времени относятся его первые сочинения для скрипки – марш, вальс, менуэт. Профессор был так доволен успехами своего ученика, что через год мальчика перевели в Киевскую центральную музыкальную школу сразу в четвёртый класс. Володя отлично учился, часто выступал на концертах, и многие предсказывали ему будущее скрипача. Спустя много лет Владимир Яковлевич сам стал преподавателем по классу скрипки в одной из музыкальных школ.

Ученик 2: Володе было пятнадцать лет. Он закончил восемь классов. «С утра выли сирены, – вспоминает композитор, – вдали за городом раздавались взрывы. Мы, мальчишки, не придали этому значения, думали, что идут учения. Только когда объявили по радио из Москвы, узнали: началась война. К вечеру над городом уже висели аэростаты». Началась срочная эвакуация. Вместе с матерью уезжает из города и Володя.

Повестку в армию Шаинский получил в декабре сорок второго года, когда ему исполнилось семнадцать лет. Восемь месяцев он обучался в школе военных радистов. Однажды товарищ по взводу написал стихи о курсантах-радистах, принёс Шаинскому (в школе знали, что он играет на скрипке) и попросил подобрать подходящую мелодию. Володя не подобрал, а сочинил свою. Показали полковнику – понравилась. Вызвали курсанта Шаинского в штаб, собрали запевал из всех подразделений, поставили задачу: за час выучить песню! Выучили. Выстроили полк на плацу, сам полковник дирижировал с трибуны, а хор из тысячи солдат подхватывал. Через несколько дней выпускники школы, а среди них был и Володя, уходили на фронт. И песня «ушла» вместе с ними.

Спустя несколько месяцев Володя услышал свою песню далеко от того места, где она была написана. «Когда я сказал друзьям, что это моя песня, мне не поверили, – рассказывал Владимир Яковлевич, – но всё равно я был тогда счастлив.

Ученик 3: «Песня военных радистов» стала песней полка и первой в длинном ряду армейских песен: «Через две зимы», «Идёт солдат по городу», «Не плачь, девчонка»…

Следующую он написал спустя… двадцать лет.

А произошло это так. Поэт Б. Брянский предложил ему написать песню на свои стихи. Они назывались «Как бы мне влюбиться».

– Попробую, – сказал Шаинский.

Авторы показали песню на Радио, редакторам передачи «С добрым утром». В числе других её предложили на выбор студентке музыкального училища имени Ипполитова-Иванова 17-летней Алле Пугачёвой. Она выбрала песню Шаинского. Песня понравилась слушателям и принесла композитору известность.

Через трудности, порой неудачи шёл композитор к лучшим своим созданиям, обретал свой стиль, свои интонации, свой голос, прежде всего в области песен и музыки для детей. Он начал работать для детского кинематографа, в основном мультипликационного. И тут произошло чудо: герои «мультиков» с их песнями шагнули с экрана. Их запели и дети и взрослые. Одним из первых со своей гармошкой возник «Крокодил Гена». Композитору не нравился текст песни, он спорил с поэтом А. Тимофеевским.