Целый день Аркадий Ильич думал о них. А глубокой ночью все домашние были разбужены громкой музыкой: композитор играл и пел новую песню. Бодрая, ликующая мелодия неслась из открытых окон и растворялась в тишине спящего города.
Ранним утром Островский позвонил поэту Льву Ивановичу Ошанину. Поэт не сразу согласился писать слова для песни, ведь ярче и точнее, чем высказался ребенок, сказать о мире трудно. Но Островский настаивал, и вскоре они встретились, как обычно, у рояля, чтобы вместе работать над песней. Четверостишие, сочиненное мальчиком, осталось припевом, а в запеве поэт высказал свои мысли и раздумья о мире, и сделал это по-разному. Здесь встречается и обращение:
Милый мой друг,
Добрый мой друг,
Людям так хочется мира...
И предостережение:
Тише, солдат.
Слышишь, солдат!
Люди пугаются взрывов...
И призыв:
Против беды,
Против войны
Встанем за наших мальчишек!
Солнце – навек, счастье – навек,
Так повелел человек!
Это была песня о детях – и в то же время от лица детей.
Песня «Пусть всегда будет солнце» прозвучала в радиопередаче «С добрым утром» и сразу же разлетелась по всей стране. Взрослые и особенно дети полюбили песню и распевали ее повсюду.
Исполнение песни «Пусть всегда будет солнце»
(стихи Л. Ошанина)
Очень скоро песня пустилась в большое странствие по планете. Она побывала в Хельсинки на Всемирном фестивале молодежи и встретила там горячий прием. В Москве на Всемирном конгрессе женщин ее пели, обнявшись, представительницы всех рас и континентов. Огромный успех выпал на долю этой песни в польском городе Сопоте в 1963 году.
По условиям конкурса, от каждой страны выступает один певец, показывается одна песня и приглашается один член жюри.
В тот год на фестивале нашу страну представляли певица Тамара Миансарова, песня «Пусть всегда будет солнце» композитора Аркадия Островского и член жюри – композитор Александр Цфасман.
Большой зеленый театр Сопота, расположенный среди холмов под открытым небом, не мог вместить всех желающих. Более трех тысяч зрителей заполнили естественный амфитеатр. Шел второй день фестиваля. Фанфары возвестили начало концерта.
«У меня перехватывает дыхание, – рассказывал потом Александр Цфасман, – словно я сам и автор, и исполнитель. От волнения не в состоянии смотреть на сцену, опускаю голову...»
А Тамара Миансарова, напротив, казалась совершенно спокойной. Выйдя на сцену, она улыбнулась, послала зрителям приветствие и кивнула дирижеру. Оркестр заиграл вступление.
Может быть, впервые в истории подобных соревнований песня-призыв к миру вступила в борьбу с новейшими эстрадными сочинениями. Трудно ей было пробиться сквозь потоки блестящих джазовых мелодий, трудно было найти путь к сердцу слушателей.
Но вот заканчивается песня – и воздух дрожит от грома оваций. Огромный успех! И результат – главный приз фестиваля «Золотой соловей».
В почетной грамоте, которую Аркадий Ильич Островский получил за создание песни, на сорока языках начертано слово «Мир». И на всех этих языках, почти во всех странах земного шара, звучит песня «Пусть всегда будет солнце».
Вот и подошёл к концу наш рассказ о жизни, о песнях замечательного композитора Аркадия Ильича Островского. Время летит быстро, дети становятся взрослыми, подрастает новое поколение, а его песни всё так же дороги и любимы, всё так же доставляют радость и маленьким, и большим и ещё долго будут нужны людям.
Исполнение песни «Песня остаётся с человеком»
(стихи. Острового)
Музыкально-литературная композиция
«Когда мои друзья со мной»,
(посвящается творчеству В.Я. Шаинского)
Учитель: Утро этого композитора начинается в шесть часов. Он делает «отжимы» на полу на пальцах, работает с гантелями, подтягивается на турнике. Он не только делает усиленную спортивную гимнастику, но и плавает, бегает на коньках, занимается наземной и подводной охотой, рыбной ловлей, велосипедным спортом. И музыка у этого композитора удивительно здоровая, ясная, оптимистичная. В ней есть какой-то свой особый секрет, какой-то «электрический ток». Имя композитора вам всем хорошо известно – это Владимир Яковлевич Шаинский.
«Если композитор сиднем сидит, курит без меры, как я когда-то, то это считается нормальным. Но однажды я сказал себе: хватит! Задыхаюсь, толстею. Портится настроение, и музыка рождается какая-то болезненная. Бросил курить, занялся спортом», – говорит Владимир Яковлевич. А ведь ему исполнилось 80 лет!
Лучшие песни Шаинского – а их у него много – возвращают нас в детство. Для каждого человека это мгновения счастья. «Мой композиторский путь в детскую песню трудный и в то же время радостный. Трудный потому, что совсем не легко написать песню, которую примут и подхватят дети. А радостный потому, что нет большего счастья для автора, чем слышать и видеть, как его песни поются детьми», – говорит Владимир Яковлевич Шаинский.
Сейчас в творческом багаже композитора огромное количество самых разнообразных песен, многие из них написаны для мультфильмов, кино- и телефильмов, мюзиклов, радиопостановок.
исполнение песни «По секрету всему свету»
(стихи М. Танича)
Ученик 1: Как же складывался творческий путь композитора?
Владимир Шаинский родился в декабре 1925 года. Родители его к музыке непосредственного отношения не имели: отец был инженером-химиком, мать – биологом. Детство Володи прошло в Киеве. Утопающие в зелени улицы, круто поднимающиеся вверх от Крещатика… Это было время расцвета массовой песни. Кажется, отовсюду неслись мелодии – «Наш паровоз, вперёд лети», «Там, вдали за рекой». В одном из киевских дворов Володя вместе со своими сверстниками играл в любимые мальчишеские игры, громко и звонко пели они «По долинам и по взгорьям», «Смело мы в бой пойдём»… Хотя эти песни не были детскими, ребятам они очень нравились. Особенно любил Володя петь «Легко на сердце от песни весёлой» и «Катюшу». «Я пел с утра до ночи», – Вспоминает Шаинский. Из музыкальных впечатлений детства наиболее яркое – первое посещение оперного театра. Это было в 1929 году, когда мальчику исполнилось четыре года. Вместе с мамой он слушал «Сказку о царе Салтане». Торжественная приподнятая атмосфера театра, большая сцена, красивая огромная люстра и, конечно, сама опера – и чудеса сказки Пушкина, и музыка Римского-Корсакова – всё захватило воображение маленького мальчика. Возвратившись домой, он уже напевал мелодии из оперы. Мальчик стал мечтать о занятиях музыкой.
У Володи было много увлечений, родители даже не знали, куда его определить. У него была прекрасная память. В три года он мог на слух спеть любую услышанную им мелодию, с одного прочтения он мог запомнить целую страницу прозаического текста.
Всё же предпочтение было отдано музыке. С девяти лет Володя Шаинский начал посещать музыкальную студию при Киевском дворце пионеров, заниматься в классе скрипки у профессора Киевской консерватории Д.С. Бертье. Володя учился увлечённо, с интересом занимался по всем предметам. К этому времени относятся его первые сочинения для скрипки – марш, вальс, менуэт. Профессор был так доволен успехами своего ученика, что через год мальчика перевели в Киевскую центральную музыкальную школу сразу в четвёртый класс. Володя отлично учился, часто выступал на концертах, и многие предсказывали ему будущее скрипача. Спустя много лет Владимир Яковлевич сам стал преподавателем по классу скрипки в одной из музыкальных школ.
Ученик 2: Володе было пятнадцать лет. Он закончил восемь классов. «С утра выли сирены, – вспоминает композитор, – вдали за городом раздавались взрывы. Мы, мальчишки, не придали этому значения, думали, что идут учения. Только когда объявили по радио из Москвы, узнали: началась война. К вечеру над городом уже висели аэростаты». Началась срочная эвакуация. Вместе с матерью уезжает из города и Володя.
Повестку в армию Шаинский получил в декабре сорок второго года, когда ему исполнилось семнадцать лет. Восемь месяцев он обучался в школе военных радистов. Однажды товарищ по взводу написал стихи о курсантах-радистах, принёс Шаинскому (в школе знали, что он играет на скрипке) и попросил подобрать подходящую мелодию. Володя не подобрал, а сочинил свою. Показали полковнику – понравилась. Вызвали курсанта Шаинского в штаб, собрали запевал из всех подразделений, поставили задачу: за час выучить песню! Выучили. Выстроили полк на плацу, сам полковник дирижировал с трибуны, а хор из тысячи солдат подхватывал. Через несколько дней выпускники школы, а среди них был и Володя, уходили на фронт. И песня «ушла» вместе с ними.
Спустя несколько месяцев Володя услышал свою песню далеко от того места, где она была написана. «Когда я сказал друзьям, что это моя песня, мне не поверили, – рассказывал Владимир Яковлевич, – но всё равно я был тогда счастлив.
Ученик 3: «Песня военных радистов» стала песней полка и первой в длинном ряду армейских песен: «Через две зимы», «Идёт солдат по городу», «Не плачь, девчонка»…
Следующую он написал спустя… двадцать лет.
А произошло это так. Поэт Б. Брянский предложил ему написать песню на свои стихи. Они назывались «Как бы мне влюбиться».
– Попробую, – сказал Шаинский.
Авторы показали песню на Радио, редакторам передачи «С добрым утром». В числе других её предложили на выбор студентке музыкального училища имени Ипполитова-Иванова 17-летней Алле Пугачёвой. Она выбрала песню Шаинского. Песня понравилась слушателям и принесла композитору известность.
Через трудности, порой неудачи шёл композитор к лучшим своим созданиям, обретал свой стиль, свои интонации, свой голос, прежде всего в области песен и музыки для детей. Он начал работать для детского кинематографа, в основном мультипликационного. И тут произошло чудо: герои «мультиков» с их песнями шагнули с экрана. Их запели и дети и взрослые. Одним из первых со своей гармошкой возник «Крокодил Гена». Композитору не нравился текст песни, он спорил с поэтом А. Тимофеевским.