Смекни!
smekni.com

«Любимые песни военных лет» (стр. 14 из 17)

«Учителя, вы в нашем детстве остаётесь»

(стихи М. Пляцковского)

Музыкально-литературная композиция

«Мы сильны нашей верною дружбой»,

(посвящается творчеству М.Г. Фрадкина)

Учитель: Нет, пожалуй, в нашей стране человека, который не знал бы песен Марка Григорьевича Фрадкина. И это не только потому, что в творчестве композитора они исчисляются сотнями, не только потому, что приходят с кино- и телеэкрана. Песни Марка Фрадкина современны потому, что всегда близки сердцам слушателей. И ещё у них одно непременное качество: особый мелодизм.

Сегодня вместе с композитором мы перелистаем страницы его жизни, вспомним его песни.

Ученик 1: Марк Григорьевич родился в живописном провинциальном городке Витебске 4 мая 1914 года в семье врачей. Когда ему было шесть лет, отец, Григорий Константинович, погиб, он был расстрелян белыми при их отступлении из Курска. Вот что рассказывает композитор о своём детстве.

Ученик от имени М. Фрадкина: «Детство моё было не очень спокойным. После гибели отца я оказался фактически предоставлен самому себе. Мать много работала, и я в свободное от школы время вместе с такими же мальчишками, как и я, наводил страх на всю округу.

Начиная с четвёртого класса учителя каждый год грозили за неуспеваемость оставить меня на второй год, и, чтобы этого не произошло, мать переводила меня в другую школу. К седьмому классу не оставалось уже почти ни одной школы, в которой бы я не учился, и тогда мой друг, который был председателем учкома, взял с меня слово, что я, наконец, начну заниматься, и уже в середине года меня зачислили в одну из лучших школ города

Слово своё я сдержал и школу окончил одним из первых».

Ученик 1: Никакого инструмента в семье Фрадкиных не было, но мальчик научился хорошо подбирать на пианино, которое стояло у друзей, знакомые мелодии, а когда в городе был организован шумовой оркестр, принял в нём активное участие.

По окончании техникума Марк был направлен на крупное швейное предприятие в качестве инженера по технике безопасности. Проработав немногим больше двух лет на фабрике, Марк Григорьевич поступил в Третий Белорусский театр, где стал выступать в качестве актёра, – в нём победила всё же тяга к искусству. В 1934 году он уезжает в Ленинград и поступает сразу же не второй курс театрального института, который сейчас называется Институтом театра, музыки и кинематографии.

После окончания института Марк Григорьевич вновь в Белоруссии. Теперь он начал работать в Минске, в Театре юного зрителя. Параллельно с работой в театре Фрадкин учился в консерватории, куда его приняли сразу на второй курс. Но через год, с третьего курса его призвали в армию.

Начал Марк Григорьевич военную службу в стрелковом полку в Виннице. Он быстро организовал в нём самодеятельный ансамбль и сочинил для него свои первые песни. Эти песни были написаны на слова Евгения Ароновича Долматовского, с которым его вскоре свела судьба.

Ученик 2: Затем Фрадкина перевели в Киев, где он стал дирижёром Ансамбля песни и пляски Киевского Особого военного округа. На одном из концертов ансамбля в Доме офицеров присутствовал командующий Киевским Особым военным округом Георгий Константинович Жуков. После концерта он поблагодарил Марка Григорьевича за выступление.

Ученик от имени М. Фрадкина: «Тридцать пять лет спустя, – вспоминает Марк Григорьевич, – я увидел его на спектакле в Малом театре. Набрался храбрости и подошёл к прославленному маршалу.

– Здравствуйте, Георгий Константинович. Не узнаёте меня?

– Извините, нет.

– Я композитор Фрадкин.

– Очень рад познакомиться, люблю ваши пенсии, – сдержанно ответил Жуков.

– А нам и не надо знакомиться. – И я напомнил ему о случае почти 35-летней давности.

– Как?! – удивился маршал и рассмеялся. – Вы тот худощавый молодой дирижёр, которого я видел в Киевском Доме офицеров? Никогда бы не подумал…

Ученик 2: В мае 1941 года ансамбль выступал с концертами на самой границе – в Перемышле. Пограничный гарнизон был крайне встревожен тем, что на другой стороны реки Буг явно накапливались немецкие войска. А совсем скоро в ясное, безоблачное утро украинского лета в чистом голубом небе появились серые самолёты с чётной свастикой. Началась война.

Ансамбль, в котором служил Фрадкин, стал боевой единицей, и все артисты получили оружие. Всё искусство теперь было подчинено одной задаче – победить врага, сплотить волю народа, поднять боевой дух армии.

Ученик от имени М. Фрадкина: Несмотря опасность, ансамбль работал, стараясь поднять боевой дух бойцов. «Мы не только всегда выступали с огромным энтузиазмом, – рассказывает Марк Григорьевич, – но и постоянно искали новые формы наибольшего воздействия на свою аудиторию, жадную до любых напоминаний об отдалившейся мирной жизни. Так, в первые дни войны появились в наших концертах, кроме официальных ведущих, весёлые фронтовые балагуры – повар Галкин и банщик Мочалкин. Спустя несколько лет тысячи зрителей мирных концертных залов увидели их в новых эстрадных ролях – Тарапуньки и Штепселя.

Ученик 2: После окончания Сталинградской битвы Долматовский и Фрадкин были направлены в район Курской дуги. По дороге в поезде, в одном из вагонов, где расположилась редакция газеты «Красная армия», они написали песню, ставшую особенно популярной – «Случайный вальс».

«Стоит воинской колонне остановить на ночёвку в прифронтовом селе или городке, – рассказывает поэт, – и вот уже возникают знакомства, и откровенные разговоры, и влюблённость, и всё это носит грустный и целомудренный характер, а рано-рано расставанье, отъезд…». Так возникло стихотворение «Танцы до утра». Название его не выдумано. «Подобные объявления, – рассказывает Долматовский, – зазывали молодёжь в те времена, и я…выписал в заголовок стихотворения то, что крупными неуклюжими буквами было выведено на листах бумаги, прикнопленным к дверям школы». Вот строчки из этого стихотворения:

Танца вечная погоня

Удивительно легка.

И лежит в моей ладони

Незнакомая рука.

Долматовский поделился своей мыслью превратить стихотворение «Танцы до утра» в песню. «Начальник Политуправления фронта Сергей Гладжев, знавший раньше это стихотворение, сказал, что должно получиться нечто вроде офицерского вальса.

Мне очень понравилось название «Офицерский вальс» для будущей песни…

Ночь застала нас уже в пути. Эшелон двигался на север. В вагоне товарищи просили сложить песню. Мы довольно быстро сочинили вынашиваемый нами «Офицерский вальс».

Исполнение песни «Случайный вальс»

(стихи Е. Долматовского)

Эшелон шёл медленно – от Сталинграда до Ельца суток семь. На всех станциях и полустанках Фрадкин исполнял песню перед бойцами разных эшелонов. Под Ельцом мы уже слышали свою песню, опередившую нас с проскочившим раньше эшелоном.

Оттуда и пошла песня кочевать по фронтам. Её «офицерское» название заменили сознательно – ведь песня была и солдатской».

Ученик 3: С каждой военной песней связана своя, пусть маленькая, но дорогая и значительная история.

Вот скажем, «Брянская улица». Это песня предпобедная…

Автор текста песни Евгений Долматовский вспоминает, что в 1943 году после Курской битвы, когда наши войска стали стремительно продвигаться вперёд, на Запад, вдруг названия улиц, по которым они проходили, становились указующими, призывающими… Поэтому стихотворение, написанное Долматовским в ноябре 1943 года, называлось «Улицы-дороги»:

С боем взяли мы Орёл,

Город весь прошли,

Улицы последней

Название прочли:

Брянская улица на запад нас ведёт,

Значит – в Брянск дорога,

Значит – в Брянск дорога.

Вперёд!

«Я отправил свою песню, – пишет Долматовский, – первоначально упоминавшую Орёл – Бранск – Гомель и нацеливавшую бойцов на Минск композитору Марку Фрадкину. Довольно долго я не получал ответа, а потом, наверное, почти через год, услышал по радио в исполнении Леонида Утёсова песню с незнакомым названием «Дорога на Берлин».

Ученик от имени М. Фрадкина: «Текст… «Дороги на Берлин» постоянно пополнялся вместе с движением наших войск на Запад, – вспоминает композитор. Советская Армия шла на Берлин. И буквально каждый день добавлял в песню новые куплеты. «С боем взяли город Брест…Брестская улица на запад нас ведёт… С боем взяли город Брянск.. Брянская улица на запад нас ведёт» и так далее. И все исполнители песни пели её, сообразуясь с реальным положением военных дел, включая в текст названия городов, только что освобождённых нашими войсками. Таким образом песня была завершена вместе с падением рейхстага».

Исполнение песни «Дорога на Берлин»

(стихи Е. Долматовского)

Учитель: Отгремела война. Вошли в жизнь новые поколения. Вернулись к ней и те, для кого воспоминания о ней навеки остались в сердце. «Воспоминания – одно из самых удивительных свойств, присущих человеку, – говорит Марк Григорьевич. – Они окружают тебя со всех сторон, радуют или печалят, помогают жить или приносят боль… Но есть воспоминания святые, они не подвластны времени. К такого рода воспоминаниям относится для меня всё, что связано с Великой Отечественной войной».

Так возникли «Дороги» А. Новикова, «Где же вы теперь, друзья-однополчане?» В. Соловьёва-Седого, «На безымянной высоте» В. Баснера, «Алёша» Э. Колмановского, «Журавли» Я. Френкеля.

В песне Марка Фрадкина «На семи ветрах» рассказу о событиях прошедшей войны противопоставляются картины сегодняшних мирных дней:

Ты идёшь в городских огнях,

Отдавая честь на ходу,

Или, может быть, это я

Живой, неизвестный иду.

Исполнение песни «На семи ветрах»