Смекни!
smekni.com

«Любимые песни военных лет» (стр. 16 из 17)

Ученик от имени М. Фрадкина: «Мне посчастливилось общаться со многими неординарными, талантливыми людьми. Дружба с ними питала мою душу, и я бесконечно этому рад. Все они так или иначе оставили след в моей памяти и в сердце».

Исполнение песни «А годы летят»

(стихи Е. Долматовского)

Учитель: Песням Марка Фрадкина суждена долгая жизнь. Не случайно его называют певцом трёх поколений. Поэт Роберт Рождественский писал: «По-моему, он вовсе не сочиняет музыку. Он просто открывает её в каждом из нас. Ведь где-то в душе нашей, в самой глубине живёт и до поры до времени молчит будущая песня, будущая мелодия. Живёт и не знает, как выйти наружу. И мы сами не знаем, чем ей помочь. Мы этого не умеем. А Марк Фрадкин знает и умеет. Мелодия нашего сердца обретает голос. Обретает крылья. Но, даже взлетев высоко в небо, даже опоясав земной шар, мелодия эта остаётся нашей. До конца. А ведь это, наверное, большое счастье. И для мелодии, и для человека».

Исполнение песни «Там, за облаками»

(стихи Р. Рождественского)

Музыкально-литературная композиция

«Мы расстаёмся, чтоб встретиться вновь»,

(посвящается творчеству Я.А. Френкеля)

Учитель: Наша встреча посвящена творчеству Яна Абрамовича Френкеля, одного из популярнейших композиторов XX века, вошедшего в песенное искусство в 60-е годы вместе с блестящей плеядой композиторов своего поколения. Он не только не «потерялся» среди них, но сразу же заговорив своим языком, выдержав вкус моды, различных направлений, течений, запечатлел в творчестве самобытное видение мира. Лучшие песни Яна Френкеля стали неотъемлемой частью русской культуры.

Ученик 1: Ян Френкель – композитор, создавший разнообразные произведения: инструментальные, вокальные. Им написана музыка к многочисленным кино- и телефильмам, радиопостановкам, драматическим спектаклям, эстрадным представлениям. И всё же главным на таком насыщенном творческом пути всегда оставалась песня. «Песни Яна Френкеля подобны старым верным друзьям: с ними не обязательно встречаться слишком часто, но их присутствие в твоей жизни постоянно, а потому важно и дорого», – отмечал поэт Евгений Долматовский.

Ученик 2: Разговор о творчестве Яна Френкеля мы начнём с песни «Журавли», появившейся в конце 60-х годов. Стойкая популярность песни, не только не меркнущая с годами, но даже умножающаяся со временем, делает её символом верности, символом святости памяти тем, кто отдал жизнь ради справедливости, ради счастья человечества.

Не сразу песня приняла свой теперешний облик, её созданию предшествовала большая работа.

У истоков замысла оказался друг Френкеля, актёр и певец Марк Бернес. Именно Бернес предложил стихи Расула Гамзатова, понимая, что именно в такой песне нуждаются люди. Однако, стихотворение, опубликованное в журнале «Новый мир», совсем не походило на песню.

Учитель: Мне кажется порою, что джигиты,

С кровавых не пришедшие поле,

В могилах братских не были зарыты,

А превратились в белых журавлей.

Они до сей поры с времён тех дальних

Летят и подают нам голоса.

Не потому ль так часто и печально

Мы замолкаем, глядя в небеса.

Сейчас я вижу: над землёй чужою

В тумане предвечернем журавли

Летят своим определённым строем,

Как по земле людьми они брели.

Они летят, свершая путь свой длинный

И выкликают чьи-то имена.

Не потому ли с кличем журавлиным

От века речь аварская сходна?

Настанет день, и с журавлиной стаей

Я улечу за тридевять земель,

На языке аварском окликая

Друзей, что были дороги досель.

Ученик 2: Вроде бы и то, и похоже, и совсем не то. Смелость и тонкость Бернеса в том, что он понял: это общечеловеческая песня. Сами джигиты это петь не будут, они поют на своём языке свои джигитские песни. А вот солдаты, погибшие на войне, – в том числе и джигиты, – это близко, понятно и горько всем. Так появилась первая строфа: «Мне кажется порою, что солдаты…»

Стихи соединились с музыкой. Теперь мелодия «Журавлей» широко известна. И живёт песня, утешает, сочувствует, будит нашу совесть, не даёт застыть памяти.

Исполнение песни «Журавли»

(стихи Р. Гамзатова)

Ученик 1: Из воспоминаний Н. Завадской: «Впервые «Журавли» прозвучали на редакционной встрече ветеранов войны в газете «Комсомольская правда». Там были тогда маршал Конев и другие видные военачальники. Когда песня смолкла, в зале, специально для этого вечера убранного еловыми ветками и цветами – в пустых снарядных гильзах вместо ваз, – долго ещё стояла тишина. А потом Конев обнял Бернеса и со слезами на глазах сказал: «Спасибо! Как жаль, что нам отказано в праве плакать».

Ученик 3: Ёмким оказался образ летящих журавлей. Их уподобляют литературным героям, им ставят памятники.

В Чирчике, городе химиков и металлургов, воздвигнут монумент в честь погибших героев. На одной из граней высечены на узбекском и русском языках знакомые слова:

Мне кажется порою, что солдаты,

С кровавых не пришедшие полей,

Не в землю нашу полегли когда-то,

А превратились в белых журавлей.

К 30-летию Победы жители североосетинского села решили воздвигнуть памятник в честь земляков, погибших в боях за Родину. Скульптор долго раздумывал, каким должен быть этот монумент. Однажды он услышал по радио «Журавлей». Песня эта помогла ему оформить идею. И вот с вершины высокой скалы взлетает ввысь журавлиный клин. А у подножия в скорбном молчании застыла Родина-мать.

В рабочем посёлке Шипуново Алтайского края установлен монумент, представляющий собой журавлиную стаю, устало поднимающуюся в небо. На стеле выгравировано: «Солдатам, с кровавых не вернувшихся полей». Скульптура озвучена: в течение суток через определённый промежуток времени повторяется песня «Журавли».

Учитель: Что же повлияло на формирование композитора? Обратимся к его биографии. Ян Абрамович, расскажите, пожалуйста, о себе.

Ученик от имени Ф. Френкеля: О чём?

Учитель: О детских годах, фронтовом времени.

Ученик от имени Ф. Френкеля: Мои детские воспоминания связаны с маленьким городком Пологи на юге Украины, куда родители переехали из Киева. Белые хатки, широкая степь за ними, протяжные украинские песни.

Учитель: Мне кажется, песня «Русское поле» – признание в любви к родной земле. «Много у нас песен о Родине, её величии и размахе, просторе её полей и небес. И эта – одна из лучших, – отмечал поэт Михаил Матусовский.

Исполнение песни «Русское поле»

(стихи И. Гофф)

Ученик от имени Ф. Френкеля: Мой отец – парикмахер по профессии, сердце своё отдал скрипке, и хотя учиться смог начать лишь будучи юношей, играл очень хорошо и обладал настоящим педагогическим талантом.

Когда мне исполнилось 4 года, отец стал заниматься со мной музыкой, но, не заметив больших способностей, занятия прекратил. Лет в восемь обучение возобновилось.

Учитель: Зато через полтора года, когда игру Яна услышал известный педагог, он был поражён тем, как чисто играет мальчик. Вскоре Яна приняли сразу в третий класс киевской музыкальной десятилетки. Учился он легко по всем предметам, читал с 5 лет, любил арифметику, географическую карту, висевшую на стене, знал наизусть.

Ученик от имени Ф. Френкеля: После окончания школы – скрипичное отделение консерватории, работа в оркестрах: от самых крохотных до симфонических.

Учитель: Неожиданно всё рухнуло. Началась война.

Ученик от имени Ф. Френкеля: В 1942 году был призван в армию, стал курсантом Оренбургского училища. Затем фронт. Госпиталь. После госпиталя – освобождение от воинской службы. Поступил в маленький фронтовой театр.

Учитель: День Победы Ян Френкель встретил под Берлином.

Ученик 5: «Вскоре после войны на эстрадных площадках Москвы выступила одна из гастрольных групп артистов оригинального жанра. Среди участников находился высокий, несколько сутуловатый молодой человек с пышными, «кавалерийскими» усами. Артист виртуозно играл на скрипке и аккордеоне, мастерски аккомпанировал на рояле» – вспоминала Н. Завадская.

Ученик 6: Из воспоминаний композитора Юрия Саульского: «Всеобщее восхищение вызывал Ян Френкель. На своей скрипке он воспроизводил манеру лучших джазовых саксофонистов 30-х годов… Френкель также был талантливым импровизатором… Как сейчас вижу – большого роста, слегка сутулый, он подходил к микрофону и играл на скрипке так, что всё останавливалось, замирало. Скрипка была как бы его продолжением… Это был не просто виртуоз – это был настоящий артист джаза».

Учитель: Переломным в творчестве Френкеля стал 60-й год.

Ученик от имени Ф. Френкеля: Это было словно взрыв. У меня появилась потребность высказываться, неодолимое желание передать то, что накопилось в душе за прошедшие годы. Мне помогла песня.

Учитель: Вскоре поистине всенародную популярность принёс композитору «Текстильный городок», пенся рндкого обаяния и доброты.

Исполнение песни «Текстильный городок»

(стихи М. Танича)

Учитель: Композитор много путешествовал по стране, был частым гостем воинских частей.

Ученик от имени Ф. Френкеля: Как-то мы с Михаилом Таничем поехали в Забайкальский военный округ. Хотели написать песни на темы, о которых нас попросят.