Смекни!
smekni.com

«Любимые песни военных лет» (стр. 2 из 17)

Ученик 5: Первое исполнение песни состоялось на станции Дивизионная, недалеко от Читы, спела её солистка в сопровождении хора и оркестра. «Представьте себе ночь, железнодорожный разъезд, импровизированную сцену, и тут же рядом – составы воинских эшелонов, отправляющихся к фронту: вагоны, зачехлённые танки и орудия, суровые лица бойцов… Пять раз подряд исполняли мы песню по просьбе бойцов. Видели бы вы их лица! Это непередаваемо…»

Исполнение пени «Моя Москва»

(стихи М. Лисянского, С. Аграняна)

Ученик 5: И всё-таки лучшие песни Дунаевского пришли к нам с экрана. Ни одна песня, написанная композитором «просто так», за немногим исключением, не поднялась до уровня его знаменитых кинопесен. Это объясняется тем, что Дунаевский был прежде всего музыкальным драматургом и считал главным распространителем песни кино (телевидение только-только входило в наш быт). Композитор очень огорчался, когда некоторые режиссёры, следуя за модой, вставляли в фильм какую-нибудь песню, но не находили для неё сюжетного применения. Он мечтал не только обновить стиль музыкальной комедии, но и видоизменить природу документального фильма.

Учитель: Исаак Осипович Дунаевский не только теоретизировал, но и практически осуществил некоторые свои замыслы. Для документального фильма Ивана Пырьева «Мы за мир!» он написал четыре великолепные пени, которые стали активными участниками экранных событий, связанных с показом Берлинского фестиваля молодёжи и студентов в 1951 году. Эмблема фестиваля – песня «Летите, голуби», которая звучит на фоне кадров, запечатлевших триумфальный полёт голубей. Помимо эмоционального символа, музыка придала им поэтическую романтичность и психологическую глубину.

Исполнение пени «Летите, голуби»

(стихи М. Матусовского) из документального фильма «Мы за мир!»

Ученик 6: Русский фольклор – давняя любовь Дунаевского, и образы многих его сочинений возникли на основе именно этой любви. А как восторженно народ принял песни из кинофильма «Кубанские казаки»! С каким упоением их пели на колхозном поле, на городском субботнике, на семейных торжествах! И до сих пор «Ой, цветёт калина» бытует как народная.

В газете «Звезда Прииртышья» одна из фотографий была снабжена комментарием: участница художественной самодеятельности исполняет русскую народную песню «Ой, цветёт калина». Так и напечатано: русская народная песня.

Исполнение пени «Ой, цветёт калина»

(стихи М. Исаковского) из к/ф «Кубанские казаки»

Ученик 7: С именем Дунаевского связано ощущение яркого солнечного света, молодости и счастья. И это справедливо. Его мелодии порождены полнотой восприятия жизни, в них слышится ликующий призыв к душевному полёту, и вот слушатель уже окрылён этим полётом, он во власти поэтического восторга и заманчивого стремления вперёд.

Исполнение пени «Весна идёт»

(стихи М. Вольпина) из к/ф «Весна»

Для кинофильма «Цирк» Дунаевский сочинил две колыбельные песни: одну в негритянском стиле («Спи, мой мальчик»), другую – в русском («Сон приходит на порог»). Русская колыбельная звучит в самом остром кульминационном моменте фильма – её поют зрители цирка, укачивая маленького негритёнка. Люди разных национальностей – русский, украинец, грузин, еврей, негр – передают из рук в руки ребёнка, и вместе с ними из уст в уста переходит мелодия песни, каждый раз принимая новый национальный облик.

Исполнение пени «Колыбельная»

(стихи В. Лебедева-Кумача) из к/ф «Цирк»

Учитель: Работая преимущественно в той области музыки, которая порой неправильно именуется «лёгкой», Дунаевский доказал, что в музыкальном искусстве нет низших форм и жанров. Несмотря на известный отпечаток старомодности, фильмы с музыкой Дунаевского до сих пор смотрятся с большим увлечением. Они живут и не уступают фильмам нынешним, благодаря музыке. Не потеряв своей свежести, она остаётся спутницей нашей жизни. Яркая, праздничная музыка к кинофильмам «Весёлые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», «Дети капитана Гранта», «Кубанские казаки», «Вратарь», «Светлый путь» – музыкальная эмблема нашей страны.

Исполнение пени «Школьный вальс»

(стихи М. Матусовского)

Учитель: Благодаря Исааку Осиповичу Дунаевскому возникла советская музыкальная кинокомедия, оказавшая влияние на развитие оперетты. Родилась настоящая музыкальная драматургия, повлёкшая переворот в художественных взглядах на киномузыку.

Музыкально-литературная композиция

«Споёмте, друзья»,

(посвящается творчеству В.П. Соловьева-Седого )

Учитель: «Я хочу жить и творить так, чтобы меня хорошо понимали мои современники и чтобы через сто лет люди ощущали, что я творил для своих современников».

Эти слова принадлежат выдающемуся советскому композитору Василию Павловичу Соловьёву-Седому, музыку которого знают и любят не только в нашей стране, но и за рубежом. Во многих странах мира в музыкальных театрах идут оперетты и балеты Соловьёва-Седого, в кинотеатрах показывают фильмы с его музыкой. Песни композитора поют на всех континентах планеты.

Ученик 1: Василий Павлович Соловьёв-Седой родился 25 апреля 1907 г. в большом петербургском доме на Старо-Невском проспекте. Отец его – крестьянин Витебской губернии, пришедший в Петербург на заработки; после неудач, скитаний по ночлежкам он устроился дворником дома № 139 по Старо-Невскому проспекту. Семья жила в полуподвале. Жизнь была нелёгкой, полной труда и забот.

С детства мальчика окружала народная музыка. Отец мастерски играл на трёхрядной гармонике, а мать, Анна Фёдоровна, знала множество крестьянских песен.

Ученик от имени композитора: Вот как рассказывает о своей музыкальной юности сам композитор: «Все мы – я, моя мать, брат и сестра с упоением распевали множество разнообразных песен. К восьми годам я уже довольно свободно умел подбирать по слуху мелодии услышанных песен и даже пробовал сочинять. Мальчонкой, я увидел в витрине магазина балалайку. Стал плакать, просил отца купить. Покупка была отцу не по карману, но всё же он купил мне инструмент. Я играл не балалайке с утра до вечера. Я ел, спал, и гулял, не расставаясь с моей балалайкой. Я бесконечно тренькал на ней». Потом купил гитару…»

Ученик 1: В их доме помещался маленький кинотеатрик «Слон». Вася Соловьёв подружился с киномехаником, помогал ему перематывать ленты, подметал пол в зале. В награду ему было разрешено между сеансами играть на стареньком пианино, стоявшем в зале у экрана. Он самостоятельно освоил клавиатуру и вскоре играл знакомые мелодии.

Когда отец стал рабочим мельничного комбината, семья переехала из полуподвальной дворницкой в светлую квартиру. Там поставили пианино, и Василий Соловьёв начал брать уроки музыки.

Учитель: Василий начал самостоятельную жизнь с работы в кинотеатрах, сопровождая игрой показ немых фильмов, музыкально оформлял спектакли. Музыка, которую он играл, сочинялась обычно им самим, нередко – тут же на спектакле, по ходу сценического действия. Эта способность импровизировать нашла вскоре другое неожиданное применение. «Один знакомый, заметив мой интерес к музыке, пригласил меня тапёром в коллектив художественной гимнастики. Я аккомпанировал спортсменам», – вспоминал Василий Павлович.

Когда по Ленинградскому радио начали впервые передавать утренние уроки гимнастики, Василия Соловьёва пригласили сопровождать передачи своей игрой. «Я вставал в четыре часа утра и шёл пешком через весь город в радиостудию (трамваи в этот ранний час ещё не ходили), садился там за рояль и после слов диктора: «Начинаем утреннюю гимнастику» – играл бодрый марш, импровизировал музыку к упражнениям».

Исполнение песни «Закаляйся»

(стихи В. Лебедева-Кумача)

Ученик от имени композитора: «Однажды в радиостудию пришёл композитор Алексей Животнов. Услышав, как я играю, он сказал, что у меня композиторское дарование, и спросил:

– Где вы обучаетесь?

Я ответил:

– Нигде.

– Напрасно. Вам надо учиться.

Ободренный похвалой, я пошёл в центральный музыкальный техникум и летом 1929 года поступил на только что открытое композиторское отделение».

Ученик 2: Вместе с ним вступительный экзамен держало ещё несколько человек. Каждый из них принёс кипу собственных сочинений. Один только Соловьёв растерянно вошёл в класс, где проходил экзамен, с пустыми руками. Комиссии он объявил, что не умеет записывать свою музыку, и поэтому никаких нот у него нет, но он может тут же что-нибудь сочинить. Председатель комиссии предложил сымпровизировать марш, крайние разделы которого шли бы в миноре, а средний – в мажоре. Тогда Соловьёв, успокоившись, подошёл к роялю, сел и сразу же заиграл так, как будто он знал об этом задании раньше, и музыка была им написана давным-давно. Так он стал студентом техникума, а через два года был переведён в Ленинградскую консерваторию.

Два года учёбы в Центральном музыкальном техникуме (ныне музыкальное училище имени М.П. Мусоргского) и пять лет занятий в Ленинградской консерватории были заполнены напряжённой творческой работой. Молодой композитор пробует силы в самых различных музыкальных жанрах. Он написал симфоническую картину и фортепианную сюиту, романсы на стихи С. Есенина, оформил несколько спектаклей в драматических театрах, сочинил радиооперетту «Хорошая погода», начал работать над оперой.