Ученик 3: Но признание композитору принесли вокальные сочинения. В 1934 году из печати вышли его «Лирические песни». На обложке этого издания стояла никому не известная фамилия – Седой. Это псевдоним Соловьёва: так звал его в детстве отец за светлый цвет волос. Впоследствии композитор прибавил псевдоним к своей настоящей фамилии и стал подписываться Соловьёв – Седой.
Один из друзей Василия Павловича писал: «Сколько бы не пробовал Соловьёв-Седой себя в разных музыкальных жанрах – от камерных пьес до симфонических и оперных произведений, – неизменно оставался верен песне, являющейся основой искусства».
В первые же дни Великой Отечественной войны Соловьёв-Седой, как и другие советские композиторы, отложил в сторону все задуманные или начатые работы.
Ученик от имени композитора: «В августе 1941 года вместе с группой композиторов и литераторов мне пришлось работать на погрузке в Ленинградском порту. Стоял чудесный вечер, какие бывают, мне кажется, только у нас на Балтике. Невдалеке на рейде стоял какой-то корабль, с него доносились к нам звуки баяна и тихая песня. Мы как раз кончили нашу работу и долго слушали, как поют моряки. У меня возникла мысль написать песню об этом тихом, чудесном вечере, неожиданно выпавшем на долю людей, которым завтра, может быть, предстояло идти в опасный поход, в бой. Из порта я возвращался с Александром Чуркиным, талантливым ленинградским поэтом, и поделился с ним этим замыслом. Вернувшись к себе, сел за работу. Текста ещё не было. Начало припева – «Прощай, любимый город» – я придумал сам и, отталкиваясь от него, стал писать музыку. Через два дня она была готова, а Саша Чуркин нашёл для неё простые и сильные слова, полные светлой грусти».
Исполнение песни «Вечер на рейде»
(стихи А. Чуркина)
Ученик 4: Профессионалы-музыканты не сразу её оценили: она показалась им слишком спокойной, «тихой». Вскоре с театральной бригадой композитор отправился на фронт. Один из концертов проходил в землянке, недалеко от вражеских позиций. Громкое пение запрещалось. И тогда Василий Павлович тихо запел: «Споёмте, друзья, ведь завтра в поход», и к голосу автора прибавились тихие голоса бойцов, повторявших мотив, всколыхнувший сердца: «Прощай, любимый город».
Ученик от имени композитора: Композитор вспоминал: «Первый раз в жизни ощутил я эту ни с чем не сравнимую радость, когда люди поют с тобой твою песню, которую они раньше никогда не слышали. Куда бы мы ни приезжали на фронте, всюду эта песня опережала нас. Мы начинали свой концерт на новом месте, а нам уже кричали: «Вечер на рейде!», «Вечер на рейде!»
Ученик 4: В Москву устремился поток писем с фронта, с военных кораблей, от партизан с просьбой ещё и ещё раз передать песню Соловьёва-Седого. Вскоре её запела вся страна.
А вскоре на мелодию этой песни солдаты различных родов войск стали сочинять новые стихи. Так парашютисты пели:
«Прощай, земля Большая!
Десант наш улетает».
По-своему пели эту песню партизаны Ленинградской области:
«Споёмте, друзья, про битвы свои
В отрядах лихих партизан».
Народные мстители в Крымских горах пели:
«Прощай, любимый город!
Уходим завтра в горы».
Ученик 5: Среди музыкально-театральных коллективов, выступавших с концертами на фронте, особой популярностью среди бойцов пользовался эстрадный театр «Ястребок». Организатором и режиссёром театра, композитором, поэтом и драматургом, писавшим для певцов и актёров музыкальные номера, стихи и сатирические сценки, был Василий Павлович Соловьёв-Седой.
В годы войны Василий Павлович выступал в разной обстановке: и перед защитниками Ленинграда и Москвы, и перед трудящимися городов Урала, и перед бойцами Калининского и Прибалтийского фронтов, и больших концертных залах, и в цехах на заводах и фабриках, и в маленькой землянке, и в лесу под открытым небом. А один из концертов композитора прошёл в воинской части, находившейся в окружении.
Побывав в боевой обстановке среди солдат, Василий Павлович узнал их мысли и чувства, надежды и мечты.
Композитор знал, что и в годы войны юмор никогда не покидал фронтовиков:
«Жить без пищи можно сутки,
Можно больше, но порой
На войне одной минутки
Не прожить без прибаутки,
Шутки самой немудрой».
Так появилась шуточная песня «Вася Крючкин».
Исполнение песни «Вася Крючкин»
(стихи А. Гусева)
Ученик 6: В годы войны Соловьёв-Седой написал свыше 60 песен.
Ученик от имени композитора: «Я считаю себя солдатом, – пишет композитор. – И не только потому, что в суровые годы войны был на фронте, выступал в блиндажах и землянках, на военных грузовиках и железнодорожных платформах, наскоро приспособленных под эстрадную площадку. Считаю себя солдатом потому, что каждая третья написана мною песня – о солдате».
Ученик 6: Генерал Родимцев, командовавший дивизией, которая участвовала в Сталинградской битве, обращаясь к композитору, сказал: «Если Вас спросят, Василий Павлович, воевали ли Вы, скажите, что воевал в гвардейской дивизии, защищавшей Сталинград».
Героям минувшей войны Соловьёв-Седой посвятил песню «Баллада о солдате». Впервые прозвучавшая в 1961 г. в кинофильме «В трудный час» эта замечательная песня не имеет прямого отношения к прекрасному фильму «Баллада о солдате», появившемуся несколько ранее. Но в песне, как и в фильме, рассказывается о мужестве, стойкости и глубокой человечности советского солдата, защитившего свою страну. Трудно быть спокойным, вспоминая о войне. Будто с усилием, преодолевая огромные препятствия, движется вперёд мелодия. Труден был путь солдата, поэтому и песня трагична и трогательная – в ней и боль, и суровая непреклонность.
Исполнение песни «Баллада о солдате»
(стихи М. Матусовского)
Ученик 7: Соловьёв-Седой – автор музыки более чем к сорока кинофильмам. И многие прекрасные песни, впервые прозвучавшие с экранов кинотеатров, во многом способствовали успеху у зрителей таких фильмов, как «Небесный тихоход», «Первая перчатка», «Счастливого плавания», «Максим Перепелица».
Исполнение песни «Пора в путь-дорогу»
(стихи С. Фогельсона)
Ученик от имени композитора: «С Соломоном Фогельсоном мы написали вместе около сорока песен для радио, эстрады. Кино, для военных ансамблей. Каждая из них рождалась по-разному.
Был и такой случай. Как-то я возвращался вечером домой, и мне вдруг пришла в голову фраза: «Эх вы ночи, матросские ночи!» Только одна эта фраза. Дома я записал мелодию. Мне казалось, что для моряков характерны либо лихие песни вроде «Яблочка», либо грустные, распевные вроде «Раскинулось море широко». Мелодия, которую я сочинил, сочетала обе эти интонации.
Когда ко мне пришёл Фогельсон, я проиграл ему музыку и предложил написать текст, опираясь на ритм строки: «Эх вы ночи, матросские ночи!» Он написал. Я кое-что подправил в запеве, и получилась песня, ставшая впоследствии популярной не только на Балтике».
Исполнение песни «Матросские ночи»
(стихи С. Фогельсон)
Ученик 8: «Подмосковные вечера» сочинялись в содружестве с поэтом Михаилом Матусовским в 1956 г. для документального кинофильма «В дни спартакиады». Родилась песня быстро, за одно утро, в дачном доме на Карельском перешейке под Ленинградом. В фильме она не обратила на себя внимания, да и сам автор её не оценил. Но вот её исполнили по радио, и в радиокомитет стали приходить сотни, тысячи писем из разных городов нашей страны с единственной просьбой – повторить эту песню. Так пришла всенародная слава к «Подмосковным вечерам». В разных уголках страны её стали петь по-своему: вместо «подмосковных» – «ярославские вечера», «краснодарские», «наши тульские». Произошло то, что в истории искусства не раз случалось – сочинения, созданные без усилий, без ожидания успеха, не считавшиеся самими авторами значительными, в действительности становились вершинами творчества.
На шестом Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве «Подмосковные вечера» получили первую премию и большую золотую медаль. Так началось триумфальное шествие этой песни по всему миру. Её пели на многих всемирных конгрессах в Европе и Азии, Латинской Америки и Африки. А когда композитор приехал в Венецию и пошёл побродить вдоль каналов, то первой песней, которую он услышал, были всё те же «Подмосковные вечера».
Исполнение песни «Подмосковные вечера»
(стихи М. Матусовского)
Учитель: «Подмосковные вечера» – не просто песня о Подмосковье, а признание в любви к Родине – сделали Соловьёва-Седого всемирно известным.
Всего композитором написано четыреста шестьдесят три песни. Меняются стили, вкусы, но вновь и вновь ждут люди соприкосновения с песнями В.П. Соловьёва-Седого. Их власть над людскими сердцами остаётся неизменной.
Музыкально-литературная композиция
«Пути - дороги»,
(посвящается творчеству Н.В. Богословского)
Учитель: Никита Владимирович Богословский вырос в музыкальной семье. Его бабушка по матери Надежда Николаевна Поземковская была хорошей пианисткой. Одно из самых ярких впечатлений её жизни – премьера «Пиковой дамы» в Мариинском театре. По семейному преданию на это первое представление оперы Надежду Николаевну пригласил сам П.И. Чайковский и усадил рядом с собой.
Прекрасное музыкальное образование получили и дети Надежды Николаевны. Её дочь Елена Михайловна прошла курс Петербургской консерватории. Сын Георгий Михайлович стал солистом Мариинской оперы.
22 мая 1913 года у Елены Михайловны родился сын Никита. В доме много музицировали, музыкой жили. Музыкантом предстояло статьи маленькому Никите. Так решила бабушка Надежда Николаевна и усадила за рояль внука, когда ему было около трёх лет.