Смекни!
smekni.com

«Любимые песни военных лет» (стр. 5 из 17)

По замыслу постановщика фильм должен был сопровождаться только симфонической музы­кой. Но по ходу съемки Луков почувствовал, что без песни не обойтись. «Понимаешь, не получается у меня никак сцена в землянке без песни», – признался он композитору Никите Богословскому, который писал музыку для фильма. И режиссер стал объяснять, какой представляется ему эта песня и почему она здесь нужна.

Ученик от имени композитора: «Луков так зримо обрисовал ситуацию, так ярко передал чувства героев, их внутреннее состояние, так взволнованно и талантливо рассказал тему пес­ни и ее настроение, что произошло чудо: я сел к роялю и сразу, без остановки, сыграл ему мелодию будущей песни, которая и вошла потом в фильм без единого изменения. Случай в моей практике – небывалый. Песня пришла сама, откуда-то из глубины сознания. Быстро и удачно сложились стихи на эту музыку и у поэта Владимира Агатова. Они понравились всем».

Фильм «Два бойца» был закончен в октябре 1943 года. Но уже до этого «Темная ночь» стала широко известной.

Исполнение песни «Тёмная ночь»

(стихи В. Агатова)

Ученик от имени композитора: «Еще до окончания съемок меня направили на фронт для помощи фронтовым ансамблям. К моему удивлению, сразу по прибытии в армию я повсюду слышал «Темную ночь, непонятно как сюда попавшую. И только потом выяснил, как это произошло. Дело в том, что я показал песню своему давнему другу Леониду Утесову, не предупредив, что она из не готового еще фильма, и он стал петь «Темную ночь» повсю­ду, а в первую очередь на фронтах, куда часто выезжал с концертами».

Ученик 6: Песню из фильма «Два бойца» исполняли многие мастера. Но в нашей памяти она неразрывно связана с именем народного артиста РСФСР, лауреата Государственной премии СССР Марка Бернеса.

Поскольку герой фильма одессит, Луков попросил Богословского написать ещё одну песню, на этот раз – «в стиле весёлых одесских шуточных песен».

Ученик от имени композитора: Композитор вспоминал: «Я по рождению ленинградец, никогда не соприкасался с одесским песенным фольклором и просто не знал, с чего начать. И тогда в газетах было помещено объявление с просьбой ко всем, знающим одесские песни, явиться на киностудию. На следующий день привалила огромная толпа коренных одесситов, патриотов своих песен… И все они два дня пели наперебой всевозможные одесские песни. А я потом написал «Шаланды».

Ученик 6: Народный артист Юрий Никулин вспоминал: «Когда фильм «Два бойца» пошёл в Ленинграде, уговорили мы нашего комбата командировать на один день в Ленинград старшего сержанта Володю Андреева. Володя прилично пел, слух у него был хороший, и мы надеялись, что песни он запомнит и привезёт нам. И он запомнил. Полдня сидел в кинотеатре «Молодёжный», несколько раз сеансы прерывались из-за артобстрела, но Володя успел в темноте записать тексты песен и запомнить мотив. Через несколько дней вся наша батарея пела «Тёмную ночь» и «Шаланды, полные кефали…».

Исполнение песни «Шаланды»

(стихи В. Агатова)

Ученик 7: Со временем в песнях композитора всё сильнее начинает обозначаться оптимистическое настроение, а лиризм уступает место сдержанному юмору.

Яркий пример тому – песня «Чудо-коса». Путёвку в жизнь песня получила в 1943 году, когда её «сыграл» Л.О. Утёсов. Сюжет пенсии предельно прост: на проезжающий по деревне эскадрон смотрит «девка-краса, чудо-коса, море-глаза», улыбается, машет рукой – и каждому бойцу кажется, что именно ему, только ему она машет и улыбается. Бойцы едут на передний край. Но они рады встрече, подтрунивают друг над другом. В сорок первом не могло быть такой песни. Через два года она потребовалась. И Никита Богословский написал её.

Исполнение песни «Чудо-коса»

Ученик 7: Никита Богословский фактически являлся композитором фронта и делал всё, что могли делать на фронте композиторы, – писал песни для частей и соединений фронта, занимался с фронтовым ансамблем песни и пляски, но чаще выступал один: показывал свои песни, рассказывал о творчестве своих товарищей-композиторов. Так прошла зима 1943 года, а уже в марте 1944 года Никита Владимирович был отозван в Москву.

Ученик 8: В первые послевоенные годы Никита Владимирович обращался главным образом к песне, думал о её разновидностях и возможностях. Впоследствии он скажет: «Я думаю, что хорошая песня – это необязательно та, которую все поют. Это может быть и такая, которую очень хочется слушать». Он стал работать над песнями для слушания, требующими профессионального исполнения.

Все эти годы рядом с Никитой Владимировичем был актёр и певец Марк Бернес. Их содружество началось, как вы помните, накануне Великой Отечественной войны: песню о любимом городе Бернес записал в марте 1940 года. Партию фортепиано исполнял автор. Затем Бернес исполнил песню «Спят курганы тёмные». В фильме «Большая жизнь» эту песню поёт другой артист. Но как только её спел Бернес, она закрепилась за ним, стала «бернесовской». У Бернеса появился «свой» композитор, у Богословского – «свой» певец. А в конце сороковых годов Бернес записал «Морскую песенку», потом «Мужской разговор», «Романс Рощина» и, наконец, «Три года ты мне снилась».

Песня «Три года ты мне снилась» Марку Бернесу не понравилась – он заявил об этом в довольно определённых выражениях. Режиссёр Луков тем не менее назначил запись на следующее же утро. Утром, вспоминает Н. Богословский, Бернес «явился на студию тихий и ласковый. За ночь он «впелся» в музыку, «сжился» со словами поэта Фатьянова…Запись прошла быстро и легко».

Учитель: Исполнительская манера Бернеса принималась не всеми критиками. «Это не певец», – говорили о нём сторонники «настоящего пения» на эстраде. Богословский отвечал: «Есть произведения, которые способны нести серьёзные мысли и идеи, но которым оперное и концертно-камерное исполнение просто противопоказано. Иногда о грусти, о раздумьях, даже о весёлых событиях хочется петь не в полный голос, а именно напевать».

Слушание песни «Три года ты мне снилась»

(стихи А. Фатьянова)

Учитель: «Если песня столько времени не умирает – она права», – сказал Никита Владимирович Богословский.

Музыкально-литературная композиция

«Любимые песни военных лет»,

Кто сказал, что надо бросить

Песни на войне?

После боя сердце просит

Музыки вдвойне.

В. Лебедев-Кумач (1943)

Великие события в жизни нашей страны остаются не только в благодарной памяти людей или на страницах учебников, но и в поэтических строчках, звуках музыки, в мраморе и красках. Своей эмоциональной силой произведения искусства способны воскресить минувшие события, сделать их живыми сегодня, сейчас.

Во время войны любили и ценили песню. «В ночи песня – свет, в жару – тень, в мороз – телогрейка», – говорит народная пословица, сложенная в эти годы. На фронте и в тылу звучало тогда множество разнообразных песен, помогавших бороться против фашизма. Среди них было немало старинных народных песен, которые обрели новую жизнь в это грозное время. Продолжали петь в эти годы со старыми или обновлёнными текстами и песни, созданные до войны.

Но как бы хороши они не были, как бы ни переделывали их на новый лад, а всё же грозная военная пора потребовала своих песен, и они стали появляться. В течение первой недели войны в одной только Москве было создано около двухсот новых песен.

Так началось создание «песенной летописи» Великой Отечественной войны.

Ведущее место в песенном творчестве в военные годы, естественно, принадлежало боевым походным песням.

Чтоб от песни сердцу было тесно,

Чтоб гремела песня та трубой,

Чтоб за край родной под эту песню

Шли сыны мои на смертный бой.

А. Сурков

А рядом с ними стоят песни более скромного звучания, лирической окраски, в которых поётся о любви к родному краю, городу, посёлку, реке…

Многие песни военных лет – это эпические повествования или баллады о героях, рассказы об их подвигах. Лучшие из них посвящены морякам, партизанам.

Во время войны миллионы людей оказались оторванными от дома, от семьи. Родной дом, любимая подруга были для солдат частицами Родины, которую они защищали. Оттого-то такой огромной популярностью пользовались лирические песни «Смуглянка», «Моя любимая», «Соловьи». От них становилось теплее на сердце, утихала боль разлуки, с новой силой крепла вера в победу.

Песни, написанные на фронте, обычно тут же проходили «проверку». Пока сочинялась песня, бойцы давали бесчисленное количество советов, предложений и замечаний. Они же придавали песне окончательный вид и выносили ей оценку, когда композитор заканчивал работу.

Прошло шестьдесят лет со дня Победы. Но песни далёких грозных лет звучат и сегодня, потрясая сердца. Их с любовью пели в суровые дни войны, знают и поют сейчас.

Сколько их – прекрасных, незабываемых! В песнях этих запечатлены и трагические и счастливые страницы героических лет, сохранены для грядущих поколений легендарная храбрость и душевное мужество, оптимизм и великая человечность солдат!

А истории их рождения, истории их судеб, написанные искренне, хорошим журналистским пером, помогают глубже проникнуться атмосферой военных лет.

Священная война

Музыка А. Александрова Стихи В.Лебедева-Кумача

Шёл третий день войны. Москва – настороженная, собранная, готовая к обороне. Призывные пункты в бывших школах. Полки, уходящие через весь город на фронт. Дети, повзрослевшие до времени. Тревога, боль затаились в глазах людей – третий день смерть уносит молодые жизни…