Смекни!
smekni.com

«Любимые песни военных лет» (стр. 1 из 17)

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 32

города Рыбинска

Проведение музыкально-литературных гостиных

«Умейте найти и полюбить хорошую песню,

умейте хранить ей верность!»

(для организации внеклассной работы в общеобразовательной школе)

Разработано Щербак Эллиной Юрьевной

учителем музыки высшей категории

2009

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

1. Музыкально-литературная композиция «Нам песня строить и жить помогает», посвященная творчеству И.О. Дунаевского . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

2. Музыкально-литературная композиция «Споёмте, друзья», посвященная творчеству В.П. Соловьева-Седого . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

3. Музыкально-литературная композиция «Пути - дороги», посвященная творчеству Н.В. Богословского . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19

4. Сценарий литературно-музыкальной композиции «Любимые песни военных лет» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .29

5. Музыкально-литературная композиция «Пусть всегда будет солнце»,

посвященная творчеству Л.И. Ошанина . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .39

6. Сценарий литературно-музыкальной композиции «Пусть всегда будет солнце», посвященная творчеству А.И. Островского . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49

7. Музыкально-литературная композиция «Когда мои друзья со мной», посвященная творчеству В.Я. Шаинского . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .60

8. Музыкально-литературная композиция «Детство – это я и ты», посвященная творчеству Ю.М. Чичкова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .68

9. Музыкально-литературная композиция «Мы сильны нашей верною дружбой», посвященная творчеству М.Г. Фрадкина . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .75

10. Музыкально-литературная композиция «Мы расстаёмся, чтоб встретиться вновь», посвященная творчеству Я.А. Френкеля . . . . . . . . . . . . 87

Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95

Введение

Актуальность настоящей разработки связана с организацией внеклассной работы со школьниками, формированием их музыкальной культуры. Песня – это первое, что человек слышит в младенчестве: колыбельная его матери – первое музыкальное впечатление. Песня – это один из каналов связи с историей, с фольклором, с корнями народа, в котором он живёт. Слова и мелодию передавали из поколения в поколение неграмотные крестьяне, создавали песни лучшие поэты и музыканты.

Поэт Михаил Светлов о песне сказал так: «Для меня словосочетание «человек и песня» звучит как «человек и воздух». Если воздуха не хватает – человек задыхается. Александр Твардовский говорил: «Песня – это высшая форма поэзии».

Песня может воспитывать художественный массовый вкус. А может, если это рифмованная подделка под творчество, его испортить: ведь её слушают миллионы, и песня, звучащая на нашей эстраде, воспринимается как своеобразный эталон уровня поэзии и музыки. В соответствии с этим целью предлагаемых музыкально-литературных гостиных является познакомить школьников с непреходящими ценностями – песнями, которые позволят им сделать шаг дальше в понимании искусства, способствовать эстетическому развитию.

По нашему мнению, эта цель выполнима, так как школьники могут познакомиться с песнями, которые были любимы и пелись вчера, не утратили своего значения, живы и звучат сегодня и, весьма вероятно, будут звучать и завтра. Песня словно оживает для исполнителей и слушателей, когда им становится известна история её создания, когда авторы перестают быть лишь фамилиями на титуле, когда за каждой нотой, за каждой строкой песни встаёт то, что не уместилось в ней.

Предлагаемые сценарии музыкально-литературных гостиных тематически и жанрово разнообразны. Они охватывают разные периоды развития песни XX века. Ведь в песне, как и в жизни, каждое десятилетие всё меняется – имена авторов, кумиров-исполнителей, тематические пристрастия.

30-х годы представлены оптимистичными и бодрыми песнями И. Дунаевского. В них скрыта великая сила музыки, которая облагораживает, воспитывает, служит делу мира и дружбы.

Власть песен 40-50-х годов В. Соловьёва-Седого, Н. Богословского и М. Блантера над людскими сердцами остаётся неизменной.

Огромна популярность школьных и молодёжных песен А. Островского, Ю. Чичкова и В. Шаинского. Есть в них то, что выделяет их среди множества других, – открытая эмоциональность, праздничность, удивлённо-восторженный взгляд на мир.

Встреча с поэзией 60-годов Льва Ошанина, знакомит учеников с ярким эмоциональным образным языком его стихов.

Полные искренности и задушевности песни 70-х годов Яна Френкеля, выдержав вкус моды, различных направлений, течений, запечатлели самобытное видение мира композитора.

Мелодия нашего сердца обретает голос и крылья в песнях М. Фрадкина.

Учителя музыки и литературы, классные руководители, организаторы внеклассной работы найдут в данном сборнике любопытные малоизвестные сведения и факты из истории советской музыки.

Музыкально-литературная композиция

«Нам песня строить и жить помогает»

(посвящается творчеству И.О. Дунаевского)

Учитель: Нужно ли объяснять, что такое песня? Ведь это знает каждый, и у каждого есть свои любимые песни. С детства до старости человек «с песней по жизни шагает». Огромный мир мыслей, чувств, образов заключён в этом самом простом и доступном музыкальном жанре.

Песен всегда создавалось множество, хотя лишь части из них была суждена долгая жизнь. Но зато из лучших песен можно составить целую летопись жизни нашей страны.

Слушание фрагмента «Выходной марш» из к/ф «Цирк»

Ученик 1: Двадцатый век. Тридцатые годы. «"Великий немой" заговорил» – этой крылатой фразой деятели киноискусства приветствовали рождение звукового кино. О многих звуковых фильмах того времени можно сказать также «"Великий немой" запел» – такую важную роль в их драматургии стала играть песня.

Замечательную музыку к ряду кинофильмов создали такие разные композиторы, как Дмитрий Шостакович, Тихон Хренников. Но, начиная с 1934 г. и вплоть до первых дней войны, на экране безраздельно царил Исаак Осипович Дунаевский. Им написано свыше ста песен, музыка к 28 кинофильмам и 30 театральным постановкам.

Ученик 2: В своей музыке к фильмам Дунаевский выступал как полноправный соавтор режиссёра. Сам композитор так говорил об этом: «Я ставлю своей задачей создание центральной песни в картине – и, отталкиваясь от этой песни, создаю музыкальное оформление фильма». Центральная песня картины становилась лейтмотивом и стержнем фильма. Она подхватывалась зрителями и долгое время пелась.

Ученик 3: В 1934 г. Дунаевский написал музыку к кинокомедии Григория Александрова «Весёлые ребята». «Марш весёлых ребят» стал музыкальным центром фильма, выразителем главной мысли «Да здравствует жизнь!»

Исполнение пени «Марш весёлых ребят»

(стихи В. Лебедева-Кумача) из к/ф «Весёлые ребята»

Ученик 3: А какие мучительные были поиски слов для этого марша! Григорий Александров безжалостно отметал «проходные» тексты – мелодраматические («Ах, горы, горы, высокие горы»), разухабистые («Так будь здорова, гражданка корова!»), пока, наконец, к творческой группе не присоединился В.И. Лебедев-Кумач и не создал крылатый афоризм, который стал эмблемой для всего песенного искусства:

«И тот, кто с песней по жизни шагает,

Тот никогда и нигде не пропадёт».

Ученик 3: «И, как знать, имели бы мои фильмы успех, – признался Григорий Александров, – если бы не встреча с композитором Дунаевским и поэтом Лебедевым-Кумачом». Совместно они создали кинокомедии «Цирк», «Волга-Волга» и «Весна».

Учитель: «Если Иоганна Штрауса называли «королём вальсов», то Исаака Дунаевского смело можно назвать «королём маршей», – сказал композитор Д.Б. Кабалевский. Стихия Дунаевского – это действительно марш. У каждого марша свой неповторимый индивидуальный облик. В то же время светлый тон звучания, упругий ритм, передающий быстрый, уверенный шаг, динамическая устремлённость, контрастность музыкальных образов, неукротимая энергия и жажда жизни.

Исполнение пени «Спой нам, ветер»

(стихи В. Лебедева-Кумача) из к/ф «Дети капитана Гранта»

Учитель: С 1929 года Дунаевский руководит Ленинградским мюзик-холлом, сотрудничает с джаз-ансамблем Л.О. Утёсова. Не случайно композитор вносил в жанр песни приёмы, свойственные джазу. Джазовые ритмы придали песенной музыке активность и динамику.

Исполнение пени «Песенка о капитане»

(стихи В. Лебедева-Кумача) из к/ф «Дети капитана Гранта»

Ученик 4: Во время войны Дунаевский возглавил оборонную комиссию Союза композиторов, много ездил по стране с руководимым им ансамблем песни и пляски железнодорожников. Лучшей песней композитора в военное время стала «Моя Москва».

В 1941 году было опубликовано произведение мало кому известного в ту пору поэта-фронтовика Марка Лисянского «Моя Москва». Весной 1942 года Дунаевский случайно наткнулся на это стихотворение, просматривая журнал. Тут же, прямо на полях журнальной страницы, он записал мелодию, навеянную первой строфой. В ней и в самом деле было и хорошее, броское начало:

Я по свету немало хаживал,

Жил в землянках, в окопах, в тайге…

Был яркий, запоминающийся рефрен:

Дорогая моя столица,

Золотая моя Москва!

Мелодия родилась сразу, но песни-то не было! Нужны были ещё слова. А где отыскать в ту пору неизвестного автора этих строк? И композитор обратился за помощью к Аграняну, режиссёру ансамбля, с которым записал не одну песню. Именно Аграняну удалось написать те строки, без которых представить песню уже невозможно.