На основании точной аналогии с атрибутами Брамы как в Мире духовном, так и в мире материальном происходит эволюция Дхиан-Коганических Сущностей; характерные их признаки, в свою очередь, отображаются в Человеке коллективно и в каждом из его принципов, ибо каждый заключает в себе в том же прогрессирующем порядке долю их разнообразных «Огней и Элементов».
Огонь в человеке есть Высшее Я, Духовное Эго или то, что вечно перевоплощается под влиянием своих низших личных Я, являясь с каждым рождением. Если только Эго не найдет прибежища в Атмане, Всесущем Духе, и не сольется вполне с его естеством, личное Эго может привести к печальному концу.
То, что устремляет к эволюции и ускоряет ее, понуждает рост и развитие человека к совершенствованию, есть а) – Монада или то, что действует в ней бессознательно через Силу присущую и самосущую; и б) – низшее астральное тело или же личное «я». Монада всемогуща на Арупа или плане бесформенном, а Эго с его яростным себялюбием является «создателем храма». Но лишь Атман согревает внутреннего человека, то есть, освещает его Лучом Божественной жизни, и только он может передать Внутреннему Человеку его бессмертие.
Для первых трех коренных рас именно Лунные Питри являются формирующими силами в расах, и это совершается за счет пропорциональной утраты Духовности. На поворотной точке Высшего Эго или Воплощающийся Принцип начинает царствовать над животным Эго. Духовность находится на восходящей дуге, а животная или физическая сторона препятствует ее неуклонному продвижению по тропе эволюции.
Во всех древних Писаниях и Космогониях указывается, что сначала человек эволюционировал как светящаяся бесплотная форма, поверх которой, подобно расплавленной бронзе, вливаемой в модель ваятеля, была построена физическая форма его тела посредством и из низших форм и типов животной низшей жизни.
Первые расы имели три элемента. Первая раса людей была просто подобиями, Астральными двойниками своих Отцов, которые были наиболее продвинувшимися Сущностями с предыдущей, хотя и более низкой Сферы, оболочкой которой сейчас является Луна. Вторая раса произошла через почкование и выделение. А-сексуальная раса была Отцом «Потом рожденных». Не отрицается, что при начале физической эволюции существовали процессы зарождения как самопроизвольные, которые повторяются в других формах.
«Один и тот же организм может проходить через различные метаморфозы на протяжении своего жизненного цикла, причем, в одних случаях он может проявить пол, а в других быть бесполым». Они развили вторую расу бессознательно, как это делают некоторые растения. При этом можно вспомнить первые стадии развития зародышевой клеточки. Почему же тогда другие существа не могли так жить и размножаться при самом начале эволюции как человеческой, так и млекопитающих?
Астральная форма, облекающая Монаду, была окружена яйцеобразной сферой Ауры, а сама Астральная форма является сейчас, как и тогда, ядром, одаренным принципом жизни.
При размножении Суб-Астрал «выталкивает свое миниатюрное подобие из яйца своей окружающей Ауры. Этот зародыш растет и питается аурой родителя до тех пор, пока его развитие не закончится, затем он постепенно отделяется от своего родителя, унося с собой свою собственную ауру.
«Сыны Йоги» или Первичная Астральная Раса прошла через 7 стадий эволюции как раса или коллективно. Процесс размножения в каждой Расе имел также 7 стадий, причем, каждая раса продолжалась эоны времени.
Первичные человеческие Гермафродиты являются фактом в Природе, хорошо известным древним; они составляют одну из величайших загадок Дарвина. Тем не менее, существование гермафродизма при эволюции первичных рас является вполне вероятным. Ошибочные теории моногенезиса и происхождения человека от млекопитающих, вместо происхождения именно последних от человека губительны для представления эволюции в ее цельности. Первые придется оставить ввиду непреодолимых трудностей, с которыми придется столкнуться.
Наша Дхиан-Коганическая Сущность – Причинность Первичной Причины, создающая физического человека, является живой, действительной и потенциальной материей, которая производит длительный ряд физиологических дифференциаций. Зохар учит, что каждый тип в видимом мире имеет свой прототип в невидимом.
Первичная раса была поглощена «Второй» Расой и стала с ней единой. Материя первичных Форм – облачная, эфирообразная и негативная поглотилась более плотными телами свого собственного «Потом рожденного» потомства. Старая форма испарялась и поглощалась новой формой, более человеческой и физической.
Третья Раса по происхождению является «яйценосной», первая половина которой была смертной, вторая же половина ее становится бессмертной в своей индивидуальности в силу того, что ее пятый принцип, будучи вызван к жизни Вдохновляющими Богами, связывает Монаду с этой Землею.
В Книге Еноха мы имеем Адама (Первого Божественного Андрогина), разделившегося на мужчину и женщину и ставшего Иеговою в одной форме или Расе, и Каином и Авелем – мужчиной и женщиной в другой своей форме или Расе – двуполым Иеговою. После этого следует 3-я и 4-ая Коренные Расы человечества. Из всех великих тайн, унаследованных Посвященными от седой древности, именно эта тайна есть величайшая. Она объясняет двуполый элемент, находимый в каждом Творящем Божестве.
Адам представляет собою первоначальную человеческую Расу, особенно в ее Космо-сидеральном смысле. Но в Тео-антропологическом значении, однако, это не так. Составное имя Иах-Хоан означает мужскую и женскую жизнь, сначала андрогинную, затем разъединенную на два пола – употребляется в этом смысле в Книге Бытия от 5-ой главы и дальше.
Первоначальное значение Еноха, сына Сифа, означало первую расу, рожденную обычным способом от мужчины и женщины, ибо Сиф не есть человек, но раса. До него человечество состояло из гермафродитов. Сиф, будучи первым результатом, (физиологически) следовавшем за «Падением», является также первым человеком. Потому и его сын Енох называется «Сыном Человека». Сиф знаменует собою позднейшую третью расу.
Пункт, на котором мы настаиваем, это тот, что эволюция человека происходила в следующем порядке: 1 – бесполый, как и все примитивные (ранние) формы; 2 – затем в силу естественного перехода он стал «одиноким гермафродитом», двуполым существом; 3 – он разъединился и стал таким, каким он является сейчас.
«Элохимы (Боги) выявили из себя самих (путем изменения) человека по своему подобию, и создали они его (Адама или человечество в его совокупности), мужчиной и женщиной; и создал Адам (Коллективное Божество) их».
Это указывает на эзотерический смысл. Бесполая Раса была их первым Произведением, видоизменением их самих и от них самих, чистых Духовных Существований: это и был Адам. Отсюда произошла вторая раса – Адам-Ева, бездеятельные Андрогинны; и, наконец, третья, или же «разделившийся Гермафродит», Каин и Авель, которые породили 4-ую расу - Сиф-Енох и так далее. Именно эта третья, последняя полудуховная раса, которая тоже явилась последним носителем божественной и врожденной Мудрости. 4-ая, вкусившая, плод Древа Добра и Зла – Мудрость, уже объединенную с земным рассудком и потому нечистую; в силу этого она должна была снова приобрести эту мудрость через посвящение и великую борьбу. Объединение Мудрости и Рассудка, причем, первая, как властвующая над последним, называется в герметических книгах «Бог», обладающий двойной плодовитостью двух полов».
Человечество развилось в соответствии и параллельно с 4-мя Элементами (стихиями); каждая новая Раса физиологически была приспособлена к принятию добавочного Элемента; наша 5-ая Раса спешно приближается к пятому Элементу – эфиру.
Таким образом, универсальная традиция утверждает, что человечество развилось в его настоящую форму постепенно из почти прозрачного состояния тканей, а не силу чуда или же половых отношений. Это находится в полном согласии с древними философиями Египта и Индии вплоть до философии Платона.
Если три царства Природы были столь различны в эпохи допотопные, то почему человек не может быть сложен из материалов и сочетаний атомов, ныне не известных науке? Растения и животные, известные сейчас в почти бесчисленных разновидностях и видах, все развивались согласно различным гипотезам из примитивных и более малочисленных органических форм. Почему не могло бы произойти то же самое и в случае человека, элементов и всего остального? Комментарий гласит: «Всемирный генезис получает начало от единого, разбивается на три, затем на пять и, наконец, завершается 7-ю, чтобы вернуться в три, четыре и один».
До самого 4-го Круга человек был лишь животным, и только в настоящем срединном Круге он развивает в себе полностью 4-ый принцип, как приспособленный носитель для 5-го принципа.
Человек – седьмое творение Брамы. Но эти «творения», включая последнее, не происходили на этом глобусе. Это не Брама создает вещи и людей на этой Земле, но Глава и Владыка Праджапати, Владыка Бытия и земного Творения. Здесь так же, как и в Эзотерических Учениях, мы опять имеем «двуногих» или людей, которые ранее были созданы «четвероногими».
Эзотерическая философия отождествляет добраманических Асуров. Рудр и всех «Противников Богов» в аллегориях с теми, которые, воплощаясь в еще лишенного разума человека 3-ей Расы, сделали его сознательно бессмертным. Таким образом, во время Цикла Воплощений они являются истинным двояким Логосом – противоречивым и двуликим Божественным Принципом в человеке.
Комментарии гласят: «Вначале на этой Земле появляются Самосущие; они есть «Духовные Жизни», устремленные абсолютною Волею и Законом на Заре каждого нового Рождения Миров. Эти жизни есть божественные «Шишта» (Ману Семени или же Праджапати и Питри), от которых происходят в порядке очередности все остальные 7 Рас.