Космическая материя разбрасывается и преобразуется в Элементы: сгруппированные в мистических четырех, заключенных в пятом Элементе – Эфире, «подкладке Акаши, Анима Мунди или Матери Космоса – точки, линии, треугольники, кубы и Круги и, наконец, «Сферы», потому что таков первичный закон Природы, и потому, что Природа во всех своих проявлениях применяет законы геометрии.
«Матерь есть Рыба Жизни. Она мечет икру и Дыхание (Движение), нагревает и развивает ее. Зерна икры скоро притягиваются друг к другу, образуя сгустки в Океане (пространстве). Большие куски соединяются и получают новые зерна икры в виде огненных точек, треугольников и Кубов, которые зреют; в назначенное время некоторые куски отрываются и принимают шаровидные формы. После этого Закон приходит в движение (Дыхание); оно становится Вихрем и пускает их во вращение».
«Свабхават» есть мистическая субстанция, пластический Корень физической Природы – «числа» во время проявлений; «числа заключаются» в Единство его Сущности на высшем Плане. Это наименование является синонимом четверичной Анима Мунди Мира Прообразов, от которого происходят Творческие Формирующиеся и Материальные Миры, Сверкания или же Искры – разнообразные другие Миры, заключенные в последних трех. Все Миры подчинены Правителям или Регентам (Риши, Ангелы, Боги и так далее).
Адити – Беспредельность или Бесконечное Пространство является эквивалентом «Матери-Пространства», сосуществующей с Тьмою, из ее космического чрева были рождены все небесные объекты нашей системы – солнца и планеты. Аллегорически семь сыновей – космически и астрономически – семь планет.
«Дыхание» всех «Семи» есть Светодатель, ибо планеты все были кометами и солнцами при своем зарождении. Они развиваются из Первичного Хаоса (ныне нумен нерастворимой туманности) через собирание и накопление первичных дифференциаций вечной Материи. Притяжение и Отталкивание – эти великие факторы Движения суть условия, в которых все члены этой первичной семьи рождаются, развиваются и умирают, чтобы вновь возродится после Ночи Брамы, в течение которой эта Вечная Материя периодически возрождается в свое первичное недифференцированное состояние. Самые разреженные газы не могут дать современному физику представления о природе Вечной Материи.
Сначала Центры Сил, невидимые Искры или первичные атомы дифференцируются в молекулы и становятся Солнцами, постепенно переходя в объективность газообразными, лучистыми, космическими; и, наконец, «единый Вихрь (или Движение) дает им импульс устремления к форме и начинается движение, регулируемое и поддерживаемое никогда не отдыхающим «Дыханием» Дхиан-Коганов.
Фохат является самым важным фактором в Эзотерической Космогонии, поскольку один его аспект находится в еще непроявленной Вселенной, а другой в феноменальном и Космическом Мире. В последнем он является той оккультной электрической жизненной мощью, которая Волею Творца Логоса объединяет и собирает все формы, давая им первый импульс, который со временем становится законом. Но в непроявленной Вселенной он есть абстрактное философское представление; он просто потенциальная творческая мощь, посредством которой Нуменон всех будущих феноменов разделяется, чтобы вновь объединиться в мистическом сверхчувственном действии и устремить творческий Луч. Когда «Божественный Сын» проявляется, Фохат становится устремляющей силой, активной Мощью, которая вынуждает Единое стать двумя и тремя на космическом плане проявления. Троичный Единый дифференцируется во «Множества», и тогда Фохат превращается в ту силу, которая привлекает основные атомы и заставляет их собираться и сочетаться.
Фохат тесно связан с «Единой Жизнью». От Единого Неведомого, то есть Беспредельной Совокупности исходит Единый Проявленный или периодическое Манвантарное Божество; и это есть Мировой Разум, который, будучи отделен от своего источника, является Демиургом или творческим Логосом. С точки зрения проявленной Божественной Мысли он является воинством Высочайших Творцов – Дхиан-Коганов.
Отражение Всемирного Разума, которое есть Космическое Представление (Мыслеоснова) и Разумная Сила, сопровождающая подобное Представление, становится объективно Фохатом, который, проходя через все 7 принципов Акаши, действует на проявленную Субстанцию или эфирный элемент и, дифференцируя его на различные центры, пускает в ход закон Космической Эволюции; этот закон находится в повиновении Представления Всемирного Разума и вызывает к жизни все разнообразие состояние бытия в проявленной Солнечной Системе. Фохат не только живой символ, но распространяется оккультистами, как Сущность, ибо Силы, на которые он действует, являются космическими, человеческими и земными, потому оказывают свое влияние на всех этих планах. На земном плане его влияние ощущается в магнитной и активной силе, порожденной сильной волею магнетизера; на космическом он присущ созидательной силе, которая при формировании вещей – от планетной системы до светляка и полевой маргаритки - выполняет план, хранящийся в Разуме Природы или в Божественной Мысли. Метафизически он есть объективированная Мысль Богов. В своем втором аспекте Фохат есть Солнечная Энергия, электрический флюид, охраняющий 4-ый принцип, животная душа природы или Электричество. Фохат также является «Всепроникающим» и Формовщиком, потому что он формирует атомы из сырого материала.
«Колеса» являются центрами силы, вокруг которых Космическая материя нарастает и, проходя через все шесть стадий затвердевания, становится сфероидальной и заканчивает, преображаясь в глобусы или сферы. Движение, которое в периоды Покоя «пульсирует и трепещет в каждом дремлющем атоме», являет возрастающую тенденцию к вращательному движению с первого пробуждения Космоса к «Новому Дню». «Божество становится Вихрем». Этот закон спирального движения в первичной материи есть наидревнейшее представление Греческой философии, а греки восприняли его от египтян. Некоторые пришли к нему путем естественного продвижения в физической науке, другие же, такие, как Коперник, Сведенборг обязаны своим знанием гораздо больше интуиции.
Эволюция зачинается мыслящей энергией Логоса, который есть звено между объективной материей и субъективной мыслью Логоса. В некоторых буддийских книгах он называется Фохатом. «Он есть единый инструмент, которым работает Логос».
В эзотеризме термин Лайя-Центр указывает точку, с которой начинается исчисление дифференциации. За пределами этих центров эзотерическая философия позволяет нам усматривать смутные метафизические очертания «7-и Сынов» Жизни и Света, Семи Логосов герметистов, с которых начинается дифференциация Элементов, входящих в строение нашей Солнечной Системы.
Сила, которая представляет Фохат, создала нашу Семеричную Цепь; Фохат есть «дух» электричества, которое есть Жизнь Вселенной. Фохат является Руководящим Духом всего. Все же он вовсе не личный бог, но лишь эманация всех этих Сил позади его.
Ни мир и ни одно небесное тело не может быть создано на объективном плане, если бы элементы не были уже достаточно дифференцированы из их первичного состояния, покоившегося в Лайя (синоним Нирваны). Это в действительности есть Нирваническое разложение всех субстанций, погруженных после жизненного цикла в латентность своих первичных состояний. Это есть блистающая, но бесформенная тень бывшей Материи, область отрицания, в котором во время покоя лежат латентными активные Силы Вселенной.
Каждый Мир имеет свой Фохат, который вездесущий в своей сфере действия, и каждый различается по силе и степени проявления. Эти Фохаты мы рассматриваем как сознательные и разумные Силы. Каждый атом, рожденный за пределами Лона Матери постепенно дифференцируется, и каждое дыхание Матери высылает в проявленный план продукты, которые разбрасываются Фохатом и устремляются им в пределах и за пределы той или иной планетной атмосферы. Дыхание Отца-Матери исходит холодным и блистающим и становится горячим и заряженным, чтобы затем снова охладиться и очиститься в вечном Лоне внутреннего Пространства. 7 «Колес» составляют нашу Планетную Цепь.
Миры создаются наподобие старших «Колес», то есть тех, которые существовали в предыдущих Манвантарах и вступили в Пралайю, ибо существует непрерывная работа по их усовершенствованию.
Фохат, созидающая сила Космического электричества, возник аллегорически «из мозга Отца и Лона Матери», и затем сам преобразился в два начала – мужское и женское, то есть, в положительное и отрицательное; 7 его Сыновей-Братьев олицетворяют 7 форм космического магнетизма. Они имеют определенное объективное строение, если и не материальное, но как противопоставление к феноменальному. Оккультизм видит эти силы в следствиях Элементалов и в непосредственных причинах – разумных Божественных работниках. Тесная связь этих элементалов, направляемых безошибочной Рукою Владык, с элементами чистой материи выявляется в наших феноменах как свет, тепло, магнетизм.
Оккультисты утверждают, что все силы природы есть не только виды движения, но являются дифференцированными аспектами Мирового Движения. Когда говорится, что Фохат производит 7 Лайя-Центров, это означает, что для формативных или творческих целей Великий Закон изменяет свое направленное движение на 7-ми невидимых точках внутри пространства проявленной Вселенной. Лайя – это нуменон Недиференцированной Космической Субстанции, которая есть недосягаемый и непостижимый объект для конечного познавания. Мы вынуждены допустить, что между двумя планами материи происходит постепенное круговращение; атомы и молекулы низшего плана при восходящем преображении придут к точке, где они вообще переходят за пределы способностей, обладаемых нами на низшем плане. Материя на этой точке переходит на высший план.