Глубокий русский мыслитель Н.Н.Страхов справедливо утверждает, что «органическая жизнь стремится породить психическую жизнь, но еще лучше было бы сказать, что истинная причина органической жизни есть стремление духа к проявлению в вещественных формах. Именно высшая форма заключает в себе объяснение низшей, но никогда не наоборот». Это означало принять интегрально действующего и организующего Принципа с Самосознательным и Внутренним Субъектом, которого мы называем Эго, но большинство – Душою.
Непреодолимая трудность в самом основании теории Эволюции имеется в том, что ни один последователь Дарвина не в состоянии дать хотя бы приблизительное определение периода, в котором появился первый человек.
Оккультная философия называет человека существом особым вследствие его определенно двойственной Природы. Наука не может этого сделать, раз она отвергает всякое вмешательство за исключением механических законов, и не признает никакого иного принципа вне материи.
Архаическая наука готова допустить, что человеческое физическое сложение должно было пройти через все формы – от самой низкой до самой высокой его настоящей формы. Но она утверждает, что в этом 4-ом Цикле форма эта уже существовала среди типов и образцов Природы в предшествующих кругах и была готова для человека в самом начале этого Круга. Монада должна была лишь вступить в астральное тело Прародителей, чтобы работа физического уплотнения началась вокруг туманного образа.
На это наука скажет, что раз человек появился на Земле, как самый последний из млекопитающих, то он так же, как и все млекопитающие, нуждаются в прохождении через выше описанные первичные стадии размножения. Когда он появился, то способ его размножения уже был установлен на Земле.
Но мы должны возразить. Если до настоящего времени не было еще найдено ни малейшего признака между человеком и животным, то он должен появиться в природе чудесным образом.
Человеческий мозг необходим для человеческой речи, размеры черепов соотносятся к размеру мозгов человека и обезьяны поражающе – так глубока пропасть, разделяющая их. «Мозг обезьян, наиболее схожий с человеческим, не достигает и трети мозга низших человеческих рас. То есть, для доказательства теории и происхождения человека по теории Гексли и Геккеля требуется не одно звено, но большее число «недостающих звеньев», то есть, целая лестница прогрессирующих эволюционных ступеней, которые должны быть представлены наукою мыслящему и рассуждающему человечеству.
Материалист рассуждает следующим образом: «Происхождение человека от других млекопитающих есть дедуктивный метод, вытекающий из индуктивного закона «Теории Происхождения» Дарвина. Но теория есть просто гипотеза, а не Закон. Дедукция из теоретического суждения не более, чем суждение на основании суждения.
Но современная наука замалчивает это утверждение. Философы, материалисты и идеалисты Европы и Америки могут согласиться с эволюционистами теории о происхождении человека по Дарвину, но эта теория никогда не сделается общей истиной для среднего метафизика. Ни один человек, если только он не крайний материалист, не будет колебаться в выборе между эзотерическим учением в этом вопросе и теориями Дарвина.
Дарвин связывает человека с типом хвостатых катаррхинов «и, следовательно, отодвигает их по шкале эволюции на целую ступень назад, и в этом вопросе ставит себя в прямое противоречие с одним из основных законов, составляющих главное очарование Дарвинизма». Этот закон нарушается в связи с тем, что в действительности трансмутации происходят не в силу случайности и не во всех направлениях, ибо организмы после первой трансмутации могут подвергаться вторичным и третичным, но сохраняет печать первоначального типа. Именно в силу этого закона потомство первого моллюска будет моллюсками, а потомство позвоночных – позвоночными. Но человек и человекообразная обезьяна являют весьма резкий контраст в отношении типа. Их органы почти в точности соответствуют одни другим, но они размещены совсем по другому плану. У человека они координированы таким образом, чтобы по существу он являлся ходячим, тогда как у обезьяны они приспособлены для лазания. То есть человек не может происходить от предка, который уже оформился как обезьяна.
Это хорошо было понято Фогтом, который «Помещает человека среди приматов и заявляет, что самый низший класс обезьян перешел демаркационную линию общего предка, откуда различные типы этого семейства зародились, и от которой они начали распространяться. Этого предка обезьян Оккультная Наука усматривает в самой низкой человеческой группе времени Атлантиды.
Таким образом, мы должны поместить происхождение человека за пределы появления последней обезьяны (что подтверждает нашу доктрину), если мы хотим оставить для дарвиновской доктрины один из ее необходимых законов. Но мы тогда приходим к лазающим животным, то есть, мы должны идти дальше, а это нас приводит к сумчатым, от которых до человека тоже расстояние далеко, то есть ничто не указывало на промежуточные типы. Но это мало смущает Дарвина, поскольку он считает отсутствие таких сведений, как доказательств в его пользу».
Даже Геккель соглашается, что «Ни в 4-ой эпохе, ни в настоящее время ни одно промежуточное существо не заполняет пробел, отделяющий человека от троглодитов.
Оккультисты каждый атом во Вселенной относят к одному Единству, к Универсальной Жизни; они последовательны в своей доктрине и духе и Душе, когда они говорят о памяти, существующей в каждом атоме о воле и ощущении. Закон биогенезиса в смысле, прилагаемом к нему последователями Геккеля, есть результат неведения учеными Оккультной Физики. Мы знаем и говорим о «жизне-атомах» и о «спящих атомах», потому что мы рассматриваем эти обе формы энергии – кинетическую и потенциальную – как производные от одной и той же силы или от Единой Жизни, и рассматриваем последнюю как источник и двигатель всего сущего. Но то, что наградило энергией и памятью «пластидуальные души» Геккеля, есть «Волнообразное движение живых частиц», которое становится понятным на основании теории о Единой Духовной Жизни, всемирного Жизненного Принципа, не зависимого от нашей Материи и проявляющегося, как атомистическая энергия лишь на нашем плане сознания. Это есть то, что, будучи индивидуализировано в человеческом цикле, передается от отца к сыну. Жизненный принцип или Жизненная энергия, которая вездесуща, вечна и нерушима, есть сила и Принцип, как нуменально, но когда она проявлена в Атомах, она есть феномен. Это одно и то же и не может рассматриваться, как отдельное понятие, разве только в материализме.
Истинный честный эволюционист согласен с нами и подтвердит, что имеются огромные пробелы в разрядах до сих пор найденных окаменелостей, которые никогда не смогут быть заполнены. Тем более он скажет, что «ни один эволюционист не предполагает, что человек произошел от какой-либо существующей или же давно исчезнувшей человекообразной обезьяны, но оба эти вида произошли, вероятно, эоны тому назад от какого-либо общего коренного вида. Но он подтверждает заявление, что все изобилие недостающих свидетельств говорит о том, что: «Все формы жизни сохранились в рядах окаменелостей, ибо возможности на сохранение были редки и малочисленны ввиду того обычая погребать и сжигать своих умерших».
В своем рвении оправдать теорию Дарвина Бойл Дауникс полагает, что он открыл «недостающее звено» благодаря теологам, нежели геологам. Считалось, что возраст человека не превышал 6 000 лет от ортодоксального Адамического периода. Аббат открыл и вынес на свет основательное доказательство того, что человек существовал уже во время Миоценского периода, ибо прямые, носящие несомненные признаки обработки камня человеком, были выкопаны из слоя Миоценского периода.
С другой стороны существование человека эпох Неолита и Палеолита стало абсолютной достоверностью. Как гипотезу, относили человека к концу Мезозойских времен, допустив, что тогда существовали обезьяны высшего типа! Это дало бы достаточно времени человеку и современным обезьянам уклониться от мифической «более антропоидной обезьяны». Некоторые дикие горные племена в Индии строили свои жилища на деревьях точно так же, как гориллы строят свои берлоги.
Но имеется возражение, что тогда, как в Плиоценском и Миоценском периодах существовали настоящие человекообразные обезьяны и бабуины, и человек был в те времена современников первых, тем не менее, в Эоценский период не было найдено окаменелостей.
Кто может доказать, что человек не существовал в начале Третичного периода? Но ортодоксальная наука говорит, что «везде, где жили антропоидные обезьяны, мог жить и человек. Если он мог выжить в жестких условиях Ледникового периода, нет основания думать, что он не мог жить в полутропическом климате Миоценского периода.
Трудно усмотреть, как возникла разница в физическом строении, и как народилось существо, которое имеет такой мозг, руку и такие неразвитые способности для почти безграничного прогресса. Трудность в строении между низшей существующей расой человека и высшей существующей обезьяной слишком велика, чтобы допустить возможность, что один был прямым потомком другой. Негр имеет более узкий череп и мозг менее объемист. Но даже идиот или кретин, мозг которого не больше и понимание не выше, чем у шимпанзе, является однако человеком, остановившимся в своем развитии, но не обезьяной. И потому, если придерживаться теории Дарвина, мы должны провести исследование глубже и найти какого-либо общего предка; но чтобы его установить, мы должны найти форму этого предка.