Гностики и назареи считали, что первый и второй человек любили красоту Софии (Сефиры); и Отец и Сын оплодотворили небесную «женщину», и из первоначальной тьмы произошел видимый свет, который они назвали «Царем Мессией».
София Ахамот, полудуховная, полуматериальная Жизнь, которая оживляет инертную материю в глубинах хаоса, есть светлый Дух. Она, запомните это, сестра Хрестоса, совершенная эманация, и оба они дети или эманации Софии, чисто духовной и умственной дочери Битоса, Глуби, «Ибо старшая София есть Шехина, Лик Божий, которая есть Его Образ». Таким образом, София есть Шехина, а София Ахамот есть Анима Мунди.
В системе назареев и в индусской философии имеются три троицы: первая сокрытая или непроявленная – чистая абстракция; вторая – это активная троица или та, которая проявлена в результате творения из ее духовного прототипа; третья – образ, выкристаллизовавшийся в форме человеческих догм, которые изменяются в соответствии с национально-материалистической фантазией.
Мужские боги обозначают Дух в его божественных атрибутах, тогда как женские двойники-Шакти представляют активные энергии этих атрибутов. Дурга (активная сила) есть тонкая, невидимая сила, которая соответствует Шехине – одеяло Эйн-Софа. Она есть та Шакти, посредством которой пассивный «Извечный» вызывает к существованию видимую вселенную из ее первоначального идеального представления.
4.2.2. Учение «Тайная Доктрина»
Дух (или сознание) и Материя должны рассматриваться не как независимые реальности, но как два символа или аспекта Абсолюта, Парабрамана, составляющие основу обусловленного Бытия субъективного или объективного. То есть противоположение этих двух аспектов Абсолюта необходимо для существования Проявленной Вселенной. Космическая основа не могла бы проявиться как Сознание, ибо оно развивается через проводник материи, а в ее отсутствие никакое возникновение сознания не могло бы произойти. Потому Дух и Материя являются только аспектами Единства, так как в проявленной Вселенной имеется «ТО», что связывает Дух и Материей. Это есть «мост», посредством которого Идеи, существовавшие в Божественной Мысли, запечатлеваются на Космической Субстанции, как законы Природы.
Эти энергии называются Фохатом, и они являются динамическими энергиями Космической Мысле-Основы; он разумный посредник, передающий Божественную Мысль Строителям видимого Мира. Потому от Космической Мысле-Основы, то есть от Духа происходит наше сознание. То есть Фохат в его различных проявлениях является таинственным звеном между Разумом и Материей, животворящим принципом.
В своей абсолютности Единый принцип в его двух аспектах Абсолюта и Природы не имеет пола, безусловен и вечен, его излучение также едино, двуполо и предельно. Излучения этого принципа также двуначальны, и в своих низших аспектах становятся мужским и женским началами.
После Пралайи просыпается планетная Акаша – Отец и Матерь. Пространство называется Матерью до начала его космической деятельности и Отцом - Матерью при первой стадии пробуждения, а в дальнейшем Отец-Матерь-Сын. В Восточной Доктрине они являются Атма-Буддхи-Манас (Дух-Душа-Разум); в западной Каббале христианских гностиков они являются Триадой или Троицей. В этом и заключается все различие между эзотерической и христианской Троицами.
«Матерь-Рождающая» (пространство) есть непостижимое Божество, оно вне измерения во всех смыслах и самосущно, а Дух есть первая дифференциация от «ТОГО» - Беспричинной Причины как Духа, так и Материи. «Покровы» - это духовная сущность материи, а Корень-Природа является источником тончайших невидимых свойств в видимой материи; это как бы Душа Единого и Бесконечного Духа. Индусы называют это Мулапрактити.
Когда сроки наступают, изначальная субстанция становится восприимчивой к фохатическим отпечаткам Божественной Мысли (Логоса или мужского аспекта), ее сердце раскрывается, она дифференцируется и три (Отец, Матерь, Сын) превращаются в четыре.
Так называемые силы Природы – электричество, магнетизм, свет, тепло и так далее – это не только виды движения материальных частиц, но в своем ультимативном строении являются дифференцированными аспектами Мирового Движения, но означают, что для творческих целей этот великий Закон теисты могут назвать Богом.
Иерархия Творящих Сил разделяется экзотерически на 7 (4 и 3). Высочайшая группа Творящих Сил состоит из Божественных Пламен: это нуклеус Высшего Божественного Мира. Они есть Огненные Дыхания, не имеющие формы, и в одном аспекте они тождественны с Верхней Триадою Сефиротов, помещаемой в Мире Прообразов.
В своем Единстве Первоначальный Свет есть 7-ой или высший принцип, Свет Непроявленого Логоса, но в своей дифференциации он становится Фохатом или «Семью Сынами». «Первый после Единого есть Божественный Огонь; второй – огонь и эфир; третий состоит из Огня, Эфира и Воды; четвертый – из Огня, Эфира, Воды и Воздуха. Эти элементы не есть наши сложные элементы, и это «сознание» не имеет никакого отношения к нашему. Сознание «Единого Проявленного» если и не абсолютно, то все же неограничено.
Лишь подобное порождает подобное. Земля дает человеку его тело. Боги (Дхиани) дают ему 5 внутренних принципов; психическая Тень, одушевляющим принципом которой часто являются именно эти самые Боги. Дух (Атман) Един и неделим.
Есть особая группа Иерархии, которой поручено «творить» людей, она развила форму-тень будущего человека в этом цикле, тонкую оболочку, едва уловимую зрением, прозрачную копию самих себя. Задача пятой Иерархии состоит в одушевлении пустой и эфирной, животной формы и создании из нее Разумного человека. За пятой следует шестая группа, но так как она по нисходящей шкале Духовности последняя, то седьмая уже есть Духи Земли (Элементалы), которые постепенно формируют, слагают и уплотняют его физическое тело. Создание из нее Разумного Человека - это тайна, но только для того, кто отвергает существование разумных и сознательных духовных существ во Вселенной и уделяет полную Сознательность только человеку.
Человек, будучи сложен из сущностей всех этих небесных иерархий, может стать в некотором отношении выше какой бы то ни было Иерархии или Степени. Парализуя свою личность и достигая полного знания неотвратимости Своего Высшего «Я» от Единого Абсолютного Я, человек может стать даже в течение своей земной жизни, как «один из нас». Именно на правильном понимании изначальной эволюции Духа-материи и истинной сущности зиждется дальнейшее нахождение верного ключа для последующих познаваний.
Первое – Начальное Существование – которое может быть названо Единой Жизнью, есть тончайшая последовательность для творческих и формировочных целей. Она проявляется в 7-и состояниях, которые с их семеричными подразделениями образуют 49 огней.
Первая есть «Матерь» (Прима Материя), которая, разъединившись на свои первичные 7 состояний, продолжает нисходить циклами; когда же она уплотнилась в своем последнем принципе, как грубая материя, она начинает вращаться вокруг себя и оживляет своею седьмою эманацией последнего, первого и низшего элемента (Змий, закусывающий свой хвост). Она есть его Жизненный Принцип и жизненная сила, его инстинкт и свойства; его характерные признаки и особые идиосинкразии…
Каждый из принципов человека есть полный наследник и соучастник семи принципов «Великой Матери». Дыхание ее первого принципа есть его Дух (Атма); ее второй принцип есть Буддхи (Душа). Она есть направляющая сила космических и земных Элементов. Она пребывает в Огне, вызванном из скрытого Бытия в деятельное существование. Она вращается в ветре, дует в урагане и приводит в движение воздух; она регулирует движение вод, притягивает и отталкивает волны согласно точным законам, оживляющей душою которых является ее 7-ой принцип; а 4 высших принципа заключают зародыш, развивающийся в Космических Богов; ее три низших принципа зарождают жизни Элементалов.
«Она представляет собой Шакти или Махамайю. Эта великая или высочайшая сила и мощь включает в себя силы света и тепла, а также мощь рассудка или знания; она проявляется при яснослышании, психометрии, в мощи мысли и Кундалини и так далее. Эта сила вмещает две великие силы притяжения и отталкивания, электричество и магнетизм, она обеспечивает постоянное приноравливание между внутренними и внешними соотношениями и так далее. Современная наука лишь частично исследовала только некоторые силы из указанных выше.
Что же представляет собой «Первичная Субстанция», которая была предметом философского обсуждения во все века? Она упоминается под различными наименованиями в каждой космогонии: мы касаемся ее и не видим, мы вдыхаем ее и не замечаем ее, мы слышим и обоняем, совершенно не подозревая о ее присутствии. В нашем неведении и иллюзии мы рассматриваем ее как материю в одном из ее состояний. Словом, это проводник всякого явления физического, умственного или психического. Она именуется Хаосом и Водою, оплодотворенная Духом, исходящим от Неведомого, каким бы именем не назывался этот Дух.
Авторы священных писаний в Индии говорят: «От Разума в соединении с Неведением (Ишварой, как личным Божеством), при помощи его устремленной силы происходит эфир, от него воздух, от воздуха теплота, от теплоты вода и от воды земля со всем, что есть на ней».
Таким образом, становится ясно, что не этот эфир, который возник при 4-той стадии от излучения «Разума, соединенного с неведением» является высоким началом, Божественной Сущностью, обоготворяемой греками под наименованием «Отец, Всемогущий Эфир». Церковь во всех ее первоначальных ошибочных толкованиях сделала Эфир местом пребывания своих сатанинских легионов.
Разница, устанавливаемая между 7-ю состояниями Эфира, который сам есть один из 7-ми космических Начал, тогда как эфир древних есть вселенский Огонь, может быть найдена в соответствующих указаниях Зороастра и Пселла. Они доказывают, что сам эфир есть аспект Акаши, который в свою очередь имеет несколько аспектов или «начал».