Таким образом, как в Первичном Творении дифференциация первоначального зародыша жизни должна предшествовать эволюции Дхиан-Коганов третьей Группы или Иерархии Существ, прежде чем эти боги смогут воплотиться в свои первичные эфирные формы (рупа), по той же причине и сотворение животных на Земле должно предшествовать «божественному человеку».
Шестое Творение – Творение Божеств. Но эти Божества являются просто Прототипами первой Расы, Отцами своего «рожденного разумом» потомства с «мягкими костями».
«Собрав свой Разум в самом себе (волею йоги) Брама создает 4 категории Существ, называемых Богами, Демонами, Прародителями и Людьми.
За Шестым Творением следует седьмое – это эволюция Арваксрота Существ, «которое было … сотворением человека». «Восьмое Творение Ануграха, есть Умственное творение, которое мы интеллектуально признаем в противоположение органическому творению. Существует «Девятое Творение», но оно является отражением шестого и одновременно Первичным и Вторичным», говорит Вишну Пурана.
В Вишну Пуране (наиболее раннее писание) мы находим Браму в виде Бога мужского начала, принимающего для целей творения «4 Тела, озаренные 3-мя качествами. Когда Брама желает творить Мир заново и создать потомство посредством свойств воли в Четверичном состоянии, то есть 4-ой степени Существ, называемых Богами (Дхиан-Коганами, Демонами, Дэвами), Прародителями и Людьми, он сосредотачивает (посредством Йоги) «свой Разум в разуме самом». Так называемые Демоны есть самоутверждающийся и разумно-деятельный Принцип, являющийся положительным полюсом творения, то есть первозданным. Первый Космический аспект или Всемирная Душа находится в основании САМОсознания. И в этом заключается два важных пункта: 1- в Риг-Веде Асуры явлены как духовные, божественные Существа, «Дыхание Бога», и они имеют то же значение, что и Высший Дух, и лишь позднее их наименование стало «А-Сура», то есть «не-Бог»; так они были сделаны врагами Богов; 2 – все древние теогонии помещают в порядке Космогонической эволюции Ночь раньше Дня.
Причина этому в том, что каждая Космогония (исключая Сокровенное Учение), начинается с так называемого «Вторичного Творения, а именно с Проявления Вселенной, генезис которой должен начаться определенной дифференциацией между Вечным Светом «Первичного Творения», тайна которого должна остаться «Тьмою» для непосвященного, и Второстепенной Эволюцией проявленной видимой Природы.
Продолжая создавать, Брама принимает другую форму, аспект Дня, и создает из своего Дыхания Богов, одаренных качеством Доброты (Пассивности). Из бока этого Облика произошли Питри, Прародители людей. «Брама подумал о себе, как об Отце Мира». Это есть Крияшакти, таинственная йогическая Сила. А тело Брамы, будучи сброшенным, стало Вечерними Сумерками, промежутком между Днем и Ночью. И когда Брама принял свою последнюю форму, преисполненную качеством скверны, и «от этого произошли Люди, в которых скверна (страсти) преобладает».
Брама здесь лично символизирует Коллективных Творцов Мира и Людей, то есть Вселенную со всеми ее бесчисленными созданиями; и ее 4 тела означают 4 класса Творческих Сил или Дхиани-Коганов.
Вся философия так называемого «Творения» добра и зла в этом Мире и всего цикла Манвантарных следствий зависит от правильного понимания этих 4-ех тел Брамы христианства. Богословие установило, что Сатана с его Падшими Ангелами принадлежат к самому раннему Творению, причем Сатана был первозданным, мудрейшим и наипрекраснейшим Ангелом Божьим. Этим самым Слово было произнесено, и основная нота прозвучала. С тех пор все языческие писания должны были иметь то же значение, и все они были объявлены дьвольскими, и до сих пор утверждается, что истина и факт начались лишь с христианством, потому ему и принадлежат.
Поэтому те, которые никогда не знали истины, искажали порядок вещей. В народных верованиях Асуры сделались восставшими низшими Богами, сражающимися с высшими. Так, Высший Архангел, в действительности Агафодемон, старший и благий Логос стал в теологии «Противником» или Сатаною. Но это не соответствует толкованиям древних писаний. Недавние открытия халдейских табличек оправдывают доброе имя первых божественных Эманаций.
Итак, мы должны хорошо изучить «Первичные Творения», прежде чем мы можем понять Вторичные. Первая раса имела в себе три рудиментарных Элемента (вода, воздух, Земля) и не обладала еще огнем. Все исходит от эволюции творящих и чувствующих принципов в Богах и самого «Творящего Божества».
Каждый Элемент к своему характерному признаку добавляет признак своего предшественника так же, как и каждая Коренная Раса добавляет характерное чувство предыдущей расы. То же самое верно и по отношению к семеричному «творению» человека, который постепенно развивается в 7-ми стадиях и на тех же принципах.
Гилозоизм (Высший аспект Пантеизма) требует абсолютной Божественной Мысли, которая бы проникала все бесчисленные, действенные, творческие Силы или «Создателей», сущности которых движимы и существуют посредством и в этой Божественной Мысли. Существование подобных «Создателей» известно, в них верят, ибо они видимы и ощутимы внутренним человеком оккультиста. Они утверждают, что Абсолютное Божество, долженствующее быть безусловным и не связанным, не может быть мыслимо и в то же самое время как активный, творящий, Единый Живой Бог без того, чтобы идеал этот не был немедленно унижен. Божество, проявляющееся в Пространстве и Времени – эти два понятия просто формы того, что есть Абсолютное все, может быть лишь дробной частицей Целого. Эти «Создатели» подобны многочисленным лучам солнечного шара; это его пособники – агенты, лучи становятся непосредственными орудиями каждую весну во время Манвантарной Зари на Земле, оплодотворяя и пробуждая спящую жизнедеятельность, присущую природе и ее дифференцированной материи. Другие философы тоже отмечали, что Божество не может приложить свою Руку к творению.
Все вещи имели свое начало в духе, эволюция первоначально развивалась сверху и следовала по нисходящей дуге. Происходила постепенная материализация форм до тех пор, пока, наконец, конечное унижение было достигнуто. Это и есть точка, от которой доктрина современной эволюции вступает в область спекулятивных гипотез.
Изначала Бытия подобное рождает подобное, и эволюция с ее ограничениями и условными законами наступает позднее. Самосущие именуются «Творениями», ибо они появляются в Луче Духа, проявленном через Мощь, свойственную его нерожденной Природе, которая вне времени и ограниченного и условного Пространства. Произведения земные, одушевленные и неодушевленные, включая и человечество, суть развитие (эволюция) Разъединенных Элементов.
Пураны, уделяя больше внимания причинам, чем следствиям, намекают на предкосмические и предгенетические периоды, нежели на эпоху так называемых «творений», тогда как Библия, сказавши несколько слов о предыдущем периоде, погружается тот час же в материальное зарождение и приступает к изложению аллегорий, относящихся к 5-ой расе. И это Учение Пураны при рассмотрении их окажутся в полном согласии с физическими науками. Даже то, что принятие Брамою образа Кабана, чтобы поднять Землю из глубин вод, находит вполне научное объяснение и относится к многочисленным подъемам и погружениям, то есть, к постоянной смене воды и суши, ибо наука учит нас сейчас, что 9/10 наслоенных формаций земной коры слагались постепенно под водою. В Пуранах можно найти самую научную и философию - «Зарю творения, которая обнаруживает, что современная зоология, геология, астрономия, когда все ветви современного знания были предварены в древней науке, были известны философам древности в своих общих чертах.
В труде «Современная наука и современная мысль» показано полное совпадение Библии с наукою. В ней названы несколько периодов творения: Силурийский с его изобилием моллюсков, раковидных и червеобразных до первого намека на рыб; Девонский с его преобладанием рыб и первым проявлением пресмыкающихся; Мезозойский с его батрахитами; Вторичный период с его образованиями, в которых преобладали пресмыкающиеся морей, суши и воздуха и первыми проявлениями позвоночных; и, наконец, Третичный период, в котором жизнь млекопитающихся по размножению разделилась, и тип следовал за типом, постепенно дифференцируясь на протяжении периодов Эоценского, Миоценского и Плиоценского до тех пор, пока мы не доходим до периодов Ледникового и доисторического и до положительных доказательств существования человека. Такой же порядок встречается в Книге Дзиан. Значительная разница заключается в том, что она предпосылает духовную и божественную природу человека.
Первичной эманацией от Неизвестной Причины есть Свет Вечный, который вначале, будучи скрытым во тьме, вызван был к проявлению и таким образом был создан «Царь Жизни». Он есть «Перворожденный в Беспредельном Времени, но, подобно своему собственному прообразу (предшествующий духовной идее), он существовал вопреки тьме от вечности. Главою всех являются первичные Духовные Ангелы и люди, которые коллективно являются его логосом; зороастриане также создают Мир в шесть дней или периодов и отдыхают на 7-ой; но в эзотерической философии этот седьмой есть первый период или «День», так называемое Первичное Творение в арийской Космогонии; это есть тот промежуточный эон, который является Прологом к Творению, и который находится на границе между несотворенной, Вечной Причинностью и проявленными конечными следствиями. В Книге Бытия Творение начинается на третьей стадии проявления. «Бог» или Элохим есть «7 Правителей» Пэмандра. Они тождественны всем другим Создателям.