Смекни!
smekni.com

"Основы идеологии Белорусского государства" Материалы для Лекции Мировоззрение и идеология. Общие представления   (стр. 12 из 41)

Часть 3. X и Y матрицы в идеологии

Для удобства классификации идеологий принято делить их на два типа: западный и восточный. Простейший, описательный способ этих различий можно сделать следующим образом:

Критерии различий Западный тип политической культуры Восточный тип политической культуры
1. Отношение к власти убежденность, что власть основана на физическом, умственном или ином превосходстве человека над человеком уверенность в божественном происхождении власти, не связанной ни с какими человеческими достоинствами
2. Отношение к политике политика – разновидность конфликтной социальной деятельности, которая предполагает честную игру и равенство граждан перед законом. политика – подвижническая деятельность героев, основанная на принципах божественного правления; средство утверждения гармонии и мира.
3. Оценка роли личности в политике Идеал личной свободы; признание индивида главным субъектом и источником политики. Идеал справедливости; политическая индифферентность личности. Доминируют ценности корпоративизма.
4. Роль государства в политике Государство зависимо от гражданского общества, государство – гарант прав и свобод граждан. Государство имеет приоритет над личностью, играет главную роль в политике.
5. Тип участия личности во власти Состязательный тип, плюрализм и демократия (признание партий, групп давления и др.). Предпочтение исполнительских функций и коллективных форм участия; тяготение к авторитарному типу правления, харизматическому лидерству.
6. Отношение к правителям Рациональное отношение, понимание необходимости контроля за их деятельностью. Обожествление (сакрализация) правителей и их деятельности
7. Степень идеологизации политики Более выраженная идеологизация позиций граждан. Примат общегосударственных законов над частными нормами. Менее выраженная идеологизация. Приоритет местных правил и норм над формальными установлениями государства.

Однако, это описание можно схематизировать и представить в более абстрактной и наглядной форме. Интересны в этой области работы Кирдиной Светланы Георгиевны, д.с.н., ИЭ РАН, Москва. Она пишет о том, что в социальных система действуют те же самые закономерности, что и в других иерархических системах. Все эти системы должны строиться аналогично периодической системе Менделеева на основании эволюционных синергетических законов, о которых говорилось во Лекции 2. (закон аналогии, полярности, сохранения энергии, нелинейности и т.д. ). Это значит, что эволюция любых социальных систем, в том числе и классификация идеологий, строится в т.н. двоичном коде, т.е. по принципу аналогии и симметрии, в котором существует правое и левое, верх и низ, коллектив и индивид. Все отношения, в этом случае, соотносятся с универсальными законами мироздания и могут быть описаны в виде математических рядов и формул.