Смекни!
smekni.com

"Основы идеологии Белорусского государства" Материалы для Лекции Мировоззрение и идеология. Общие представления   (стр. 14 из 41)

Самоуправление и субсидиарность - один из базовых политических институтов при федеративно-субсидиарном политическом устройстве, свойственном государствам с западной институциональной Y-матрицей. Этот институт определяет принципы организации системы органов управления в государстве. Самоуправление и субсидиарность являются "двумя сторонами одной медали". Они выражают главный принцип создания органов управления - построение "снизу". Самоуправляющиеся территориальные общности на основе соглашения друг с другом формируют органы более высокого уровня и передают им необходимые для их деятельности материальные и финансовые ресурсы. Субсидиарность в федеративных отношениях означает приоритет прав низовых, более мелких территориальных структурных единиц по отношению к формируемым ими самими территориальным органам более высокого уровня.

Стратификация - один из базовых институтов субсидиарной идеологии, свойственной государствам с западной институциональной Y-матрицей. Стратификация выражает исторически сложившееся в обществе нормативное представление о социальной структуре, в основе которой лежит социальное неравенство. Социальное неравенство рассматривается как "неосознанно развитый механизм, с помощью которого общества гарантируют, что наиболее важные места по справедливости занимают самые квалифицированные люди" (Collins, 2, с. 240). В идеологической сфере государств с Y-матрицей стратификация действует в системе с институтами индивидуализма и свободы.

Эгалитаризм - один из базовых институтов коммунитарной идеологии, свойственной государствам с восточной институциональной Х-матрицей. Эгалитаризм выражает исторически сложившееся нормативное представление о социальной структуре, в основе которой лежит общественное равенство. Равенство понимается не как нивелировка или уравнительное распределение, но как равная необходимость в исполнении общественных обязанностей и равный доступ к пользованию общественными благами. Эгалитарность подразумевает, что получаемое вознаграждение пропорционально, прежде всего, доле ответственности социальных субъектов в решении общих задач. Эгалитаризм действует во взаимосвязи с другими базовыми институтами коммунитарной идеологии - коллективизмом и порядком.

Главным содержанием субсидиарной идеологии является субсидиарность как доминирующее социальное отношение. Термин "субсидиарность" введен в употребление папой римским Пием XI в 1931 г. для обозначения фундаментального, как он полагал, принципа христианской социальной доктрины (Oxford English Dictionary, 1989, p. 59). Субсидиарность обосновывает подчиненность, дополнительность всех общественных структур по отношению к главной доминанте социального развития - личности. Субсидиарность обозначает безусловный приоритет личности по отношению ко всем светским и церковным организациям, ассоциациям и другим общественным структурам, к которым она принадлежит или членом которых является.

С того времени термин получил широкое распространение в различных областях социальной и экономической жизни, поскольку оказался адекватным выражением важнейшего принципа, внутренне присущего западному обществу. Например, тождественное применение термин субсидиарности получил для характеристики федеративных отношений, что было показано в предыдущей главе. В складывающихся между территориальными образованиями отношениях субсидиарность означает приоритет прав ближайшей к индивидууму территориальной общности по отношению к общности более далекой от него, например, приоритет органов власти местных комьюнити над региональными властями, или органов управления штатов и земель по отношению к федеральным властным структурам.

Явление субсидиарности имеет гораздо более почтенный возраст, чем введенный для его обозначения термин. На протяжении всей истории развития западных обществ осознание субсидиарности, первичности Я по отношению к Мы, являлось основанием доминирующих в этих государствах идеологий - был ли это культ античных героев, или религия христианства в форме католичества или протестантства, или концепции либерализма.

Основным принципом социального действия при субсидиарной идеологии, определяющим характер поведения разнообразных субъектов в их взаимодействиях, является институт индивидуализма. В социальной философии индивидуализм рассматривается как совокупность философских, политических, экономических и религиозных доктрин, признающих автономность индивидуального человека в социальных действиях.

Известный российский социолог, Александр Дугин, дополняет этот раздел введением третьего, синтезирующего компонента. Его схема выглядит следущим образом:

Абсолютно Левая

Абсолютно Центристская

Абсолютно Правая

Индивид подчиняется Коллективу

Индивид равноценен Коллективу

Индивид доминирует над Коллективом

История как Прогресс; необходимость всемерно способствовать его продолжению и ускорению. История как Постоянство; необходимость сохранять баланс Духовного и Материального. История как Упадок; необходимость мгновенной Реставрации; примат эсхатологии.

Дугин делает следующие примечания:

Эти метафизические ряды определяют и возможности коалиций между тремя позициями: Абсолютный Центр и Абсолютно Левая формы идеологии могут объединиться против Абсолютно Правой. (Например, союзные войска во Второй Мировой войне). Но для Абсолютно Левой Абсолютный Центр — это тоже “фашизм” ( как например, сталинская пропаганда или концепции Новых Философов). Поэтому Абсолютно Левая несовместима с Абсолютным Центром и стремится его уничтожить. Иногда в борьбе против Абсолютного Центра Абсолютно Левая может заключить прагматический союз с Абсолютно Правой, но, как правило, он очень быстро рассыпается (пакт Риббентроп-Молотов и союз национал-большевика Лауффенберга с нацистом Штрассером в Германии в 3О-ые).

Эта схема интересна тем, что показывает ту же идею, что и Кирдина, но расширяет ее, вводя троичность. Ценно уяснить, что подобное разделение может быть отнесено не только к госудраству в целом, но и к человеку в отдельности, в котором духовное начало может доминировать, подчиняться или находиться в гармонии с материальным. Перекос в одну из сторон рождает неполноценность и психические проблемы, но он неизбежен всегда при выходе на новый уровень развития.

У человека эта картина выглядит примерно так:

Абсолютизация Духовности

Гармония

Абсолютизация Материальности

Когда духовное начало преобладает, оно приводит к:

Когда материальное начало преобладает, оно приводит к:

Религиозному или идеологическому насилию, фанатизму, подчинению всех своей воле. Человек принимает только свою веру, отрицает все религии, кроме своей, враждебно относится к инакомыслию. В политике это жесткое отстаивание своей позиции и уничтожение всего, что ей противостоит. Готовность пожертвовать во имя своей цели любым человеком или группой людей. Идеологический фанатизм. Жестокость к миру и природе. Духовное и материальное находятся в гармонии. После ожесточенной борьбы друг с другом, они приходят к пониманию необходимости синергетического компромисса. Гармония между частным и общим, между индивидом и коллективом, между матрицами X и Y. Признание равной необходимости Высшего Начала в человеке (души и Бога) и материального начала (природы, земли, общества). Гармония и покой. Полному отрицанию духовного мира, идеалов добра и справедливости. Замкнутость на своих личных, материальных интересах, перевод всех отношений в денежную форму. Полная изоляция от коллектива, от общих целей, служение только своей карьере. Отрицание бессмертия человека, души, Бога, Любви как Идеала. Идеологический агностицизм. Жестокость и слепота.

Часть 4.
Определения различных типов идеологии

Типы идеологии

Основное содержание

Коммунизм Разновидность идеологии, предполагающая устройство общества на основе принципов коллективизма, равенства, справедливости, удовлетворения всех потребностей индивида частной собственности на средства производства.
Консерватизм Идеология, предполагающая развитие общества на основе ценностей семьи, морального долга, религии, собственности, сохранения традиций и т.д.
Либерализм (неолиберализм) Разновидность идеологии, отстаивающей приоритет прав и интересов личности по сравнению с интересами государства и общества
Национализм Разновидность идеологии, возводящая требования суверенитета конкретного этноса, его права на самоопределение в форму политических требований к власти.
Расизм Разновидность идеологии, отстаивающая исключительность и гегемонию этнической группы и опирающаяся для ее достижения на террор, агрессию, войны
Социал-демократизм Разновидность идеологии, выражающая интересы широких слоев общества, признающая свободу, справедливость, которая реализуется посредством экономической, политической и духовной демократии.
Экологополитические идеологии (возникли в послевоенные десятилетия и получившие большое развитие в 1970-80 гг.) Э.И. – это идеологические системы, защищающие среду обитания человека, улучшение экологии через воздействие на свои правительства и законодательные органы для принятия соответствующих законов и правительственных решений.
Религиозные идеологии (мировые религии) Духновно-нравственные системы взглядов, обычаев и социальных норм, закрепляющие в качестве идеала выдающихся религиозных реформаторов человечества (Иисуса, Магомета, Будду, Кришну, Зороастра, Конфуция и др.) и проповедующих высокодуховные идеалы и устремления как цель общественного развития.
Теократические разновидности идеологии Идеологии, основанные на фундаменталистских, реакционных учениях, получивших официальную власть в отдельной стране (Иран, Пакистан, Саудовская Аравия и др.)
Экстремистские идеологии: фашизм, неофашизм, экстремизм, терроризм и др. Суть идеологии – в дестабилизации политической власти, ее захвате для достижения личных целей.
Коммунитаризм Идеология, основанная на провозглашении приоритета коллективного над индивидуальным.

Эти определения не отражают в полной мере всех разновидностей идеологий и не проведены в каком-нибудь одном строго выдержанном классификационном ключе. В настоящее время существует несколько подходов к определению различных идеологий. Например, их можно различать по сфере частной собственности, по приоритетам коллективное-индивидуальное, по духовным компонентам. В дальнейшем, теорию различных типов идеологий необходимо существенно уточнить.