Смекни!
smekni.com

"Основы идеологии Белорусского государства" Материалы для Лекции Мировоззрение и идеология. Общие представления   (стр. 22 из 41)

1. Freedom from fear; Свобода от страха.

2. Freedom from want; Свободна от желания.

3. Freedom of speech; Свобода слова.

4. Freedom of worship. Свобода молитвы.

Свобода от страха, по его мнению, это построение системы отношений, в которой насильственное решение социальных вопросов не может быть применено.

Свобода от желания, означает свободу от нужды, от экономического бедствия и дефицита и. одновременно, свободу от безудержной гонки потребления.

Свобода слова – не только свобода прессы, которая зачастую выполняет заказы своих хозяев, а свобода выражать свои мысли и доносить их до населения.

Свобода молитвы – это свобода вероисповедания. Эти четыре истины являются основным источником концепции устойчивого развития. Первый шаг к духовному освобождению людей зависит от предоставления им этих четырех свобод, это же, в конечном счете, должно являться основной целью большинства проводимых социальных реформ.

А теперь посмотрим каково состояние современного мира и в какой степени эти четыре истины нашли свое выражение в течение 62 лет, минувших со дня их объявления.

Рассматривая понятие "устойчивое развитие" можно попытаться ответить на следующие вопросы:

1. Почему "не работают" на практике локальные модели Устойчивого Развития?

2. Каковы основные препятствия, проблемы и методы решений при реализации локальных проектов УР?

3. На какой стадии развития социальных структур происходят типичные ошибки, ведущие к нежелательному результату?

4. "Устойчивое Развитие" - опаснейшая утопия или необходимая реальность?

5. Можно ли устойчиво развиваться в условиях современной действительности?

6. Какое место занимают образование и воспитание в реализации проектов УР?

7. Какие жизненные условия могут способствовать наиболее полному раскрытию индивидуального человеческого потенциала?

8. Является ли расширенное знание, включающее науку, эзотерику, религию и искусство, существенным элементом стратегии выживания?

9. Возможно ли становление человека "счастливого"? Каков путь?

10. Человеческий фактор: каково его значение в планетарной эволюции?

11. Можно ли управлять социальными процессами?

12. Могут ли СЖК быть способом решения общепланетарной проблемы трансформации мегаполисов?

Основные выводы доклада

1. Любую модель развития социальной структуры имеет смысл рассматривать только в "живом" состоянии, т.е. приложимой к конкретной, реально существующей организации.

2. Встреча участников будущей саморазвивающейся группы происходит при активной работе (Высших) Космических Сил. Следующие шаги каждый участник, как на сближение, так и на отдаление делает, в основном, сознательно, пользуясь правом свободного выбора.

3. Преобладание концепции "Я" ("к себе"), проявляющееся, чаще всего, скрытно (завуалировано) хотя бы у одного из участников группы, может явиться той самой "трещиной" в совместной деятельности, от которой при соответствующей ситуации и разрушится все "здание".

4. Существует два основных рода препятствий, встречающихся на пути развития: внутренний - индивидуальные заблуждения, и внешний - социальные стандарты жизнедеятельности.

5. Устойчивое развитие возможно только при постоянном повышении духовности (росте), как отдельной личности, так и общества в целом.

6. Образование и воспитание есть базис, на основе которого в дальнейшем формируются ценности, мировоззрение и поведение каждого человека. Многое же зависит от самого человека.

7. Неправительственные организации выступают в роли новаторов, критиков, защитников и инициаторов в области образования, и будучи непосредственно заинтересованными в его совершенствовании, являются экспериментальными площадками для разработок и реализаций ноосферных педагогических технологий.

8. Только благодаря непрерывному междисциплинарному самообразованию и активной жизненной позиции, проявляющейся через высокодуховное творческое самовыражение можно стать полноценным, "счастливым" Человеком, обладающим ноосферным сознанием.

Может ли развитие быть устойчивым?

Для того, чтобы изменить мир, нужно прежде изменить себя.

Что же такое "Устойчивое Развитие"?

Уместно сделать замечание о возникновении самого термина. Он противоречив, так как развитие всегда предполагает уход от устойчивости (вообще, этот термин был заимствован из терминологии лесного хозяйства Германии).

Смысл выражения sustainable development точнее всего можно перевести, как развитие "согласованное с состоянием Природы и ее законами". В России же его перевели словосочетанием "устойчивое развитие", что в обратном переводе может быть выражено словами "stable development". Такое толкование представляется лингвистическим нонсенсом. И как пишет один из ноосферологов - академик Н.Н. Моисеев: "...понятие о развитии - антипод понятиям об устойчивости и стабильности. Устойчивого развития просто не может быть, если есть развитие, то стабильности уже нет!" [17].

Возможно, термин sustainable development, и в особенности его русский перевод, возник как своеобразный компромисс между научным пониманием современной реальности и стремлением политических лидеров предложить более оптимистические перспективы, чем они представляются ученым, но зато более удобные для большого бизнеса. Именно такая интерпретация принципа sustainable development прослеживается в тех национальных документах, которые разработаны по рекомендации САММИТа в Рио-92 и опубликованы.

Так возможно ли устойчивое развитие кого-либо в принципе?

Мы полагаем, что понятие "устойчивое развитие" подразумевает такое развитие, при котором не существует "трудных" ситуаций (положений), из которых было бы тяжело выбираться. При этом, все жизненные случаи воспринимаются участниками какой-либо ситуации как задачи, требующие нестандартного решения, и которые имеют много уровней ответов; как уроки, которые следует пройти, стремясь "осознать неосознаваемое" (ответить на вопрос: "Почему это мне необходимо?"). Мы с вами располагаем невообразимым потенциалом, с не использованием которого связана большая часть наших индивидуальных, социальных и глобальных затруднений. Реализуя этот потенциал мы можем - не только стать большими, чем мы думаем, но и большими, чем способны думать.

Поэтому, понятие "устойчивое развитие", вероятно, нужно воспринимать не как экономическую категорию, и не как экологическую, а как более высокую - духовную категорию, когда, именно каждая напряженная ситуация и является стимулом для восхождения к вершине возможностей, ибо нет новых знаний без новых проблем.

Конференция в Женеве рассмотрела около 100 новых педагогических подходов, которые могли бы служить ориентирами и примерами для развития образования в разных регионах мира.

"Заключения и практические предложения" конференции призывают:

1) готовить кадры менеджеров образования, способных устанавливать равноправный диалог с другими партнерами, например, с неправительственными организациями для совместного определения целей образования, достижения консенсуса и плодотворного сотрудничества;

2) содействовать через обучение и другие формы подлинному участию и преподавателей, и учащихся в принятии решений;

3) подчеркивая необходимость, искать новые подходы к обучению по теме "Учиться жить вместе".

Однако можно говорить об образовании в области устойчивого развития, образования, об устойчивом развитии... Но содействовать прогрессу в области устойчивого развития может только такое образование, которое направлено в первую очередь не на информирование (передачу формальных знаний), а на изменение стиля жизни людей, основанного на глобальном понимании происходящих в мире процессов, используя для этого адекватные технологии.

Образование, ориентированное (а лучше основанное...) на целостный подход "Экология-Экономика-Духовность" мы понимаем как путь через экологию сознания и экономику разумного потребления к устойчивому духовному росту (постоянному совершенствованию в процессе развития), проявляющемуся как всевозрастающую ответственность человека за содеянное (свои мысли - высказывания - действия). На таком уровне существования и появляется целостное восприятие жизни, без искусственного предпочтения и противопоставления одного - другому (см. монизм; - тезисы совместного доклада - И.П. Дурихин, А.А. Овсейцев, С.Ф. Шарапов, (Москва-Солнечногорск), "Социальный проект Саморазвивающегося Жизнедеятельностного Комплекса (СЖК) и наукоемкие социальные технологии").

Пришло время, когда обновленное образование должно стать основным занятием жизни. Пусть в каждой школе (и не только в школе, а в каждом образовательном учреждении), самым важным, будет предмет - "Как стать и быть Человеком". Ведь по данному предмету мы ни на минуту не прекращаем сдавать зачеты и экзамены в течение всей жизни.

От выработки "стратегии группового выживания" к технологиям "активного социального управления"

Изменим жизнь к лучшему?

Несмотря на все сказанное выше о принципе sustainable development, сам этот термин вошел в научный оборот и практический обиход, и к нему многие уже привыкли. Но, поскольку сейчас нецелесообразно отказываться от употребления этого словосочетания (в частности в том виде, как оно было переведено на русский язык), выражаемому этим термином понятию следовало бы придать иной смысл, который отвечал бы точной и полной характеристике (раскрытию содержания) данной проблемы и реальным потребностям Общества. По существу речь должна идти не об "устойчивом развитии", а о "стратегии выживания Человечества", т.е. о совокупных действиях людей, способных до наступления глобальной катастрофы обеспечить коэволюцию Человека и окружающей среды.