«Теория становится материальной силой, когда она овладевает массами.»
Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т.1. с.422.
"Предрасположенность" общества к определенным идеологиям.
Хотя последователи каждой идеологии считают ее единственно правильной, все же идеологических направлений всегда бывает больше одного. История человечества знает множество примеров, когда все люди, не разделяющие официальную идеологию, подвергались преследованиям вплоть до физического истребления (зато очень редки случаи толерантного отношения к чужим идеологическим воззрениям). Тем не менее, можно выделить обстоятельства, как правило, уникальные в каждом конкретном случае, когда определенная идеология, или точнее, группа близких идеологий, доминирует в умонастроении. Так, например, в России начала 20-го века, в условиях сочетания сразу нескольких кризисов, широчайшее распространение получили различные социалистические теории (марксистские, народнические, анархистские). Сторонники несоциалистических идей в общественном сознании были слишком связаны с дискредитировавшей себя монархией. То, что в конечном счете победили большевики, объяснялось субъективными факторами (организованностью большевистской партии, качествами Ленина как политического лидера, ошибками и нерешительностью других социалистических партий, например, эсеров, и т. д.). "Предрасположенность" к усвоению именно социалистических теорий Россию сделали тысячелетняя традиция общинного коллективизма, слабость и неавторитетность российской буржуазии, в которой преобладали не "капитаны индустрии" западного образца, а "пенкосниматели". Интернационализм социалистической идеологии также был привлекателен для трудовых масс полиэтнического населения Российской Империи, для которых были характерны наряду с сохранением отдельного этнического самосознания всех народов страны чувство единства в общем для всех государстве. Когда к этим факторам добавились дискредитация традиционных православно – монархических представлений под влиянием событий "Кровавого воскресения", распутинщины, неудач в Первой Мировой войне и т. д., а также обострения нужды и бедствий масс в результате кризиса и разрухи в 1914-17 гг., то революционный взрыв, причем именно под социалистическими лозунгами, был неизбежен. Характерно, что восстание в Петрограде в феврале 1917 г, приведшее к свержению монархии, носило чисто стихийный характер. За последовавший за тем год происходила ожесточенная борьба между различными социалистическими партиями, причем после взятия власти большевиками эта борьба приняла вооруженный характер. Только с осени 1918 г во главе антибольшевистских сил стали доминировать "белые", враждебно относящиеся ко всем социалистам. Но и белые не смогли выдвинуть достаточно приемлемую для всех слоев населения программу. За все время Гражданской войны белые ограничивались, помимо критики большевизма, лозунгом "непредрешенчества", т. е. отказывались назвать тот политический и социальный строй, который они хотели бы видеть в России. Вероятно, именно отсутствие мобилизующей идеологии, а не военные факторы, привели белых к поражению. Подобное сочетание разнообразных объективных и субъективных факторов привели к победе национал – социалистов в Германии в 1933 г. или исламистов в Иране в 1979 г. Разумеется, падение влияния официальной идеологии совершенно не означает немедленного распространения альтернативной идеологии и тем более ее победы. Так, в США официальная идеология не носит характер теоретической доктрины и партийных программ. Однако в США есть некоторые принципы, которыми руководствуются правящие круги страны и которые разделяет основная часть американцев. В частности, к этим принципам относятся индивидуализм, свободное предпринимательство и демократия. Когда в период Великой Депрессии 1929 -33 гг. идея свободного предпринимательства дала трещину, в США на какое-то время распространились марксистские взгляды, в результате чего 30-е гг. вошли в историю США как "красные 30-е".. Похожее было в США в 60-е гг., когда поражение во Вьетнаме, расовые конфликты, Уотергейтский скандал, инфляция и пр., привели к серьезному кризису американских ценностей и кратковременному распространению самых разнообразных радикальных теорий. Тем не менее, в обоих случаях официальная американская идеология устояла, что объяснялось скорее не ее собственной крепостью, а чрезвычайной раздробленностью альтернативных идеологических концепций вместе с отсутствием единой доминирующей новой теории и вдохновляющейся ею политических лидеров. Итак, хотя политических идеологий всегда бывает много, но можно выделить страны, в определенные исторические моменты более предрасположенные к усвоению конкретной идеологии. Заметим, что доминирующей эту идеологию делает не ее истинность, а исторические и социологические причины. Поэтому при изучении современных политических идеологий нам не обойтись без краткого историко-социологического экскурса в жизнь государства, в которых конкретная идеология и особенно политическая практика проявили себя особенно ярко. В противном случае разговор об идеологии "вообще", вне исторического и социального контекста будет или посвящен взглядам отдельных теоретиков или будет носить схоластический характер.
О времени появления идеологии у исследователей существуют два противоположных подхода. Сторонники первого из них считают, что идеология существует с того момента, как человек приобрел абстрактное мышление, т. е. с момента появления Homo sapiens., или, по крайней мере, с появления классового общества. Идеология носила характер религиозных представлений, затем появляется теоретическая форма идеологии в виде философии, и лишь с начала Нового Времени идеология приобретает черты "гражданской религии", становясь тем, чем идеология считается в наши дни. Думается, что этот подход чрезмерно модернизирован и, что самое главное, смешивает мировоззрение и религию с идеологией. Более распространен другой подход, согласно которому идеология как таковая появляется лишь с 17 -18 веков, после секуляризации (обмирщения) общественного сознания, когда можно говорить о возникновении в Западной Европе "идеологического общества". Идеологии, даже ориентированные на защиту религии, приобретают светский вид и призваны мобилизовывать массы на определенные социальные акции. С этим подходом согласны большинство исследователей. Конечно, своеобразную "предидеологию" можно выделить уже в Древнем мире, поскольку уже тогда религиозные и политические деятели нуждались в обосновании своих требований. Распространение и победа христианства в Римской Империи имеет все черты распространения любой светской социально- политической идеологии 20 -го века. Почти все современные идеологические концепции в той или иной степени разрабатывались еще античными мыслителями. Стоит ли удивляться, что так много политических терминов современности заимствованы из древнегреческого или латинского языков? Тем не менее, век идеологии наступил значительно позднее, когда борьба между классами приняла открытый характер, в политической жизни активно и постоянно стали участвовать массы, огромное влияние приобрели газеты, а затем и иные средства массовой информации (СМИ), а политика перестала быть делом узкого круга аристократов. В целом "веком идеологии" можно будет считать два столетия – от Великой Французской революции 1789 г и до наших дней. Также и рассматривать современные политические идеологии мы будем за время с 1800-го по 2000 -ый гг, хотя, как уже отмечалось, практически у каждой идеологии современности корни уходят в гораздо большую древность.
«Каждая идея проходит три стадии: Первая – этого не может быть. Вторая – в этом что-то есть. Третья – кто же этого не знает.»
Гумбольт В.
Важно понять, что идеология – это саморазвивающийся процесс. Идеи, накапливая постепенную массу, взламывают устоявшиеся традиции и приводят к качественно новому осмыслению жизни. Это ощущается тогда, когда в старых идеях нет энергии. Они больше не могут завладеть массами и начинается подсознательный поиск нового. Первое время новое не воспринимается как истина, идет борьба старого с новым, а затем новое пробивает себе дорогу, формируя свою идеологическую модель.
Идейное течение – это совокупность идей, развивающуюся на протяжении более или менее длительного времени. Спектр идейных течений – расширяющаяся величина. Возможность образования новых идеологий практически не ограничена. Установление господства определенной идеологии зависит от решительности и готовности данной группы людей сообща добиваться своих интересов. Причем каждый класс апеллирует ко всеобщности своих идей и придает им всеобщий характер (чтобы быть услышанным).
Деидеологизация общества
Растущее влияние науки сняло зависимость общества от непонятных и узкогрупповых целей. Поэтому возникла необходимость убрать ограничения в виде догматических установок. Эта теория – составная часть концепции постиндустриального общества. Разработана Д. Беллом, Элвином Тоффлером, Джноном Гэлбрейтом.
Суть этой теории заключается в том, что идеология как выражение интересов и устремлений противостоящих друг другу в доиндустриальном и индустриальном обществах социально-классовых сил утрачивает свое прежнее значение в постиндустриальном обществе. Поскольку в новом обществе ведущей социальной силой становится не класс, владеющий собственностью, а класс профессионалов, владеющий знаниями.